Планы и отчеты

Отчет об итогах работы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в 2014 году

СОДЕРЖАНИЕ

 I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ВЕДЕНИЯ

1.1 Совершенствование законодательства в сфере научной и научно-технической деятельности, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и использования прав на них

1.2 Законодательное обеспечение государственной политики в сфере образования

1.3 Вопросы государственной культурной политики и ее законодательного обеспечения

1.4 Законодательное обеспечение защиты прав и интересов детей

1.5 Работа с законодательными инициативами субъектов Российской Федерации по вопросам ведения комитета

1.6 Законодательные инициативы членов комитета

1.7 Подготовка поправок к законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении

II. реализациЯ национальной стратегии действий в интересах детей НА 2012–2017 ГОДЫ

III. Мероприятия, организованные комитетом

IV. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ по вопросам ведения комитета

V. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

VI. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА»

VII. Обеспечение деятельности Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации и его Президиума

VIII. Обеспечение деятельности советов при Председателе Совета Федерации (по вопросам ведения комитета)

IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ

X. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

XI. Осуществление парламентского контроля

XII. Иная деятельность Комитета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таблица 1 Основные показатели деятельности комитета в 2014 году

Перечень федеральных законов, рассмотренных Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре в 2014 году

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ВЕДЕНИЯ

В течение 2014 года работа Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлялась в соответствии с планами мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и комитета на весеннюю и осеннюю сессии 2014 года.

Руководствуясь Регламентом Совета Федерации, комитет проводил целенаправленную работу по развитию и совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики в области науки, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и использования прав на них, образования, культуры, защиты прав и законных интересов детей, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Информация о законотворческой деятельности, заседаниях и мероприятиях комитета, взаимодействии с профильными федеральными министерствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями, планы и подробные ежемесячные отчеты о текущей деятельности в течение отчетного года регулярно размещались на Интернет- и Интранет-сайтах комитета.

Основные количественные показатели деятельности комитета в 2014 году представлены в приложении (таблица 1).

В 2014 году проведено 33 заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, в том числе:

— расширенное заседание комитета с участием представителей органов государственной власти Свердловской области на тему «Развитие системы образования Свердловской области в условиях реализации Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года „Об образовании в Российской Федерации“ (в рамках Дней Свердловской области в Совете Федерации, 15 апреля 2014 года);

— выездное заседание комитета на тему «Сохранение, популяризация историко-культурного и этнического наследия и его использование для развития Северо-Кавказского федерального округа: проблемы и перспективы» (г. Владикавказ, 15–16 мая 2014 года);

— расширенное заседание комитета на тему «Культура как фактор развития региона» (в рамках Дней Новосибирской области в Совете Федерации, 20 мая 2014 года).

На заседаниях Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре обсуждались:

— федеральные законы, принятые Государственной Думой (перечень федеральных законов, рассмотренных комитетом в 2014 году, прилагается);

— проекты федеральных законов, принятые Государственной Думой в первом чтении;

— проекты федеральных законов, рассмотренные Советом Государственной Думы и перед первым чтением направленные в Совет Федерации;

— проекты федеральных законов, подготовленные в порядке реализации права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации;

— предложения регионов по разработке законопроектов в качестве совместных законодательных инициатив Совета Федерации и представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (по вопросам ведения комитета);

— предложения по вопросам ведения комитета для рассмотрения на заседаниях Совета Федерации и Совета палаты;

— проекты постановлений Совета Федерации по вопросам ведения комитета;

— информация о подготовке «правительственного часа», подготовке и итогах проведения парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, совещаний, об участии членов комитета в международной и межпарламентской деятельности Совета Федерации, взаимодействии комитета с федеральными и региональными органами государственной власти, общественными организациями.

В течение 2014 года в заседаниях комитета принимали участие представители профильных федеральных органов исполнительной власти, члены других комитетов Совета Федерации, работники Правового и Аналитического управлений Аппарата Совета Федерации, Пресс-службы Совета Федерации, представители средств массовой информации.

При рассмотрении федеральных законов и законопроектов приглашались: официальные представители Правительства Российской Федерации по сопровождению законопроектов в палатах Федерального Собрания; субъекты права законодательной инициативы – разработчики законопроектов: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители субъектов Российской Федерации, что способствовало всестороннему и объективному рассмотрению обсуждаемых вопросов, принятию по ним оптимальных решений.

1.1 Совершенствование законодательства в сфере научной и 
научно-технической деятельности, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и использования прав на них

В 2014 году деятельность комитета по законодательному обеспечению в сфере науки, научно-технической деятельности и регулирования вопросов интеллектуальной деятельности осуществлялась по нескольким направлениям:

1. В соответствии с поручениями руководства страны по кардинальной модернизации правового регулирования в научной и научно-технической сферах в 2014 году начата работа по подготовке концепции новой редакции Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и внесению соответствующих изменений в действующее законодательство, для чего создана межведомственная рабочая группа, в которую от комитета включен первый заместитель председателя комитета В.С. Косоуров. Планируется, что к концу 2015 года будет завершена разработка и начато общественное обсуждение проекта концепции нового законодательного регулирования в сфере науки.

2. В Налоговый кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений, направленных на повышение эффективности научных исследований и разработок, стимулирование введения в оборот объектов интеллектуальной собственности.

3. Продолжена работа по законодательному обеспечению создания системообразующих научно-исследовательских организаций мирового уровня — национальных исследовательских центров: приняты Федеральный закон «О Национальном исследовательском центре „Институт имени Н.Е. Жуковского“ и связанный с ним Федеральный закон „О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ и статью 5 Федерального закона „Об автономных учреждениях“ в связи с принятием Федерального закона „О Национальном исследовательском центре „Институт имени Н.Е. Жуковского“.

4. В целях развития международных связей ратифицирован ряд соглашений о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией интеллектуальной собственности об учреждении представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

5. Важной составляющей деятельности комитета в сфере науки в 2014 году стал мониторинг практики применения Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляемый Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре в соответствии с постановлением Совета Федерации от 25 сентября 2013 года № 368-СФ в рамках деятельности рабочей группы под руководством первого заместителя председателя комитета В.С. Косоурова, созданной распоряжением Председателя Совета Федерации от 26 декабря 2013 года № 314рп-СФ. В октябре 2014 года комитет провел «круглый стол» по подведению итогов первого года правоприменительной практики указанного закона и осуществления мониторинга его реализации с участием Президента Российской академии наук В.Е. Фортова, заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородовой, Руководителя Федерального агентства научных организаций М.М. Котюкова.

17 декабря 2014 года Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре поручено в рамках деятельности указанной рабочей группы осуществлять также мониторинг практики применения Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей», положения которого направлены на установление единообразного подхода к назначению на должности научных работников и оценки их соответствия занимаемым должностям во всех научных организациях и унификацию норм трудового законодательства для научных работников и профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях.

6. В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием новых субъектов Российской Федерации в комитете разработан и внесен членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, З.Ф. Драгункиной, В.С. Косоуровым, О.Ф. Ковитиди, Г.А. Савиновым, С.П. Цековым депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым законопроект, направленный на упрощение признания на территории Российской Федерации действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, удостоверенных официальными документами Украины, ставший Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 252-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон „О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

1.2 Законодательное обеспечение государственной политики в сфере образования

2014 год – первый год начала действия в полной мере Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон 273-ФЗ). Законотворческую деятельность в сфере образования комитет осуществляет в тесном взаимодействии с Минобрнауки России, начало которому положила встреча на расширенном заседании комитета с Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым и которое развивалось и продолжалось в течение 2014 года.

24 февраля 2014 года первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк представила Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре информацию о работе Министерства по подготовке к Закону 273-ФЗ подзаконных актов, необходимых для обеспечения перехода российской системы образования к новому законодательному регулированию. В целом, комитет проводит постоянный мониторинг правоприменительной практики Закона 273-ФЗ и в случае необходимости вносит соответствующие изменения. Так, в 2014 году в Закон 273-ФЗ были внесены изменения, направленные на возвращение медалей для выпускников общеобразовательных организаций, введение школьной формы, регулирование вопросов оплаты студенческих общежитий, корректировку норм о правах детей — сирот при приеме в вузы, регламентацию аккредитации образовательных учреждений.

Еще одно важнейшее направление совместной деятельности комитета с Минобрнауки России — вопросы финансового обеспечения реализации государственной политики по вопросам ведения комитета, которые рассматривались в мае 2014 года при обсуждении государственных программ «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы с участием заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко; в октябре – при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2015–2017 годы, по итогам которого в бюджете предусмотрено выделение дополнительных средств в объеме 10 млрд. рублей на модернизацию региональной системы дошкольного образования.

Серьезное внимание уделяется вопросам качества образования, и в первую очередь проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Итоги ЕГЭ и пути дальнейшего совершенствования его проведения в конструктивном русле обсуждались на специальных заседаниях Комитета (в июле и декабре 2014 года) с участием Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) С.С. Кравцова.

В целях совершенствования правового регулирования в сфере использования русского языка был одобрен закон, вносящий изменения в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Отдельным направлением совершенствования законодательного обеспечения образования является государственная поддержка инженерно-технического образования. В целях подготовки предложений по формированию и развитию законодательства об инженерной и инжиниринговой деятельности в Совете Федерации создана Временная комиссия Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности, в работе которой участвуют члены комитета.

Один из непростых вопросов, которому в отчетный период комитет уделял пристальное внимание, — вопрос о предоставлении мер дополнительной поддержки иностранным студентам — представителям стран, являющихся приоритетными для развития отношений всестороннего сотрудничества с Российской Федерацией. При кураторстве заместителя Председателя Совета Федерации, члена комитета И.М.-С. Умаханова совместно с Комитетом Совета Федерации по международным делам, а также Минобрнауки России, МИД России и Россотрудничеством удалось сдвинуть этот вопрос – выработано согласованное решение о введении с 2016 года института грантовой поддержки иностранным студентам, а в 2015 году планируется реализация пилотного проекта по оказанию дополнительной поддержки иностранным студентам из ряда дружественных стран Латинской Америки и Азии (Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, Вьетнама).

Еще одно важнейшее направление законодательной деятельности комитета в 2014 году — работа по законодательному обеспечению интеграции образовательной системы Крыма и Севастополя в образовательное пространство Российской Федерации. Итог законотворческой деятельности в этом направлении — разработанный группой депутатов Государственной Думы и председателем комитета З.Ф. Драгункиной Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“.

1.3 Вопросы государственной культурной политики
и ее законодательного обеспечения

В апреле 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ о проведении в 2014 году в Российской Федерации Года культуры. Данная инициатива принадлежит Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, которая по решению Правительства Российской Федерации возглавила организационный комитет по его проведению.

В течение года комитет совместно с Минкультуры России обеспечивал деятельность организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года культуры, а также координацию работы по реализации Плана основных мероприятий Года культуры, в том числе в регионах.

Кроме того, в работе комитета были определены следующие приоритетные направления работы в сфере культуры в 2014 году:

1. Участие в разработке проекта Основ государственной культурной политики, в первую очередь – в рамках деятельности рабочей группы по его разработке, в которую решением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации была включена председатель комитета З.Ф. Драгункина.

2 июля 2014 года комитет провел в Совете Федерации парламентские слушания «О проекте Основ государственной культурной политики», по итогам которых в рабочую группу по разработке указанного проекта были направлены предложения по вопросам развития воспитания, народного просвещения, поддержки детского и молодежного движения, книгоиздания, книготорговли и другим.

Практически все они были включены в итоговый документ — Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.

В настоящее время комитет принимает участие в разработке следующего основополагающего документа — проекта Стратегии государственной культурной политики.

2. В 2014 году была продолжена работа над проектом федерального закона «О культуре в Российской Федерации», который планируется принять в 2015 году, и который должен обеспечить правовые условия для проведения в России государственной культурной политики, ориентированной, в том числе на перспективные модели развития.

3. Прошедший год оказался насыщенным и с точки зрения объема решенных правотворческих задач.

Так, в 2014 году были приняты:

Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 102-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации „Основы законодательства Российской Федерации о культуре“, предоставивший лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц;

Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный в целях совершенствования правового регулирования в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия и направлен на обеспечение их защиты в случаях, связанных с оборотом недвижимости, – итог законотворческой деятельности, которая длилась на протяжении нескольких лет при участии широкого круга представителей экспертного сообщества. Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре с момента принятия закона проводится мониторинг «дорожной карты», представленной в комитет Министерством культуры Российской Федерации, по разработке нормативных правовых актов к Федеральному закону;

Федеральный закон от 4 ноября 2014 года № 327-ФЗ «О меценатской деятельности», являющийся правовой основой для регулирования меценатской деятельности в Российской Федерации, и направленный на сохранение культурных ценностей, поддержку учреждений культуры и образования в области культуры и искусства. В настоящее время продолжается работа по созданию и законодательному закреплению стимулирующих мер для физических и юридических лиц, осуществляющих благотворительную и меценатскую деятельность.

1.4 Законодательное обеспечение защиты прав и интересов детей

В работе комитета по экспертно-правовому сопровождению законопроектов по вопросам защиты прав и законных интересов детей, воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан постоянно участвуют члены Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

При рассмотрении законов и законопроектов в данной сфере осуществляется их оценка на соответствие задачам и принципам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

В рамках совершенствования законодательного обеспечения в сфере защиты прав и интересов детей в 2014 году комитет принимал участие в рассмотрении федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, „О внесении изменения в статью 20 Федерального закона „Об опеке и попечительстве“, „О внесении изменений в статьи 25 и 25.1 Федерального закона „Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ и других.

1.5 Работа с законодательными инициативами субъектов Российской Федерации по вопросам ведения комитета

В 2014 году комитетом рассматривались законодательные инициативы законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, поступившие в Совет Федерации от Комиссий Совета законодателей:

— законодательная инициатива № 6–176 Самарской Губернской Думы «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“;

— законодательная инициатива № 6–170 Курганской областной Думы «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“;

— законодательная инициатива № 6–42 Законодательного Собрания Вологодской области «О внесении изменений в статьи 5.35 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

1.6 Законодательные инициативы членов комитета

В 2014 году члены комитета в порядке реализации права законодательной инициативы принимали участие в разработке следующих законопроектов:

— № 444256–6 «О внесении изменений в статью 1484 части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» (в части установления «права преждепользования» российских производителей в отношении «советских» товарных знаков), внесли члены Совета Федерации А.А.Борисов, В.И.Долгих, Т.В.Заболотная, Н.В.Косарев, Г.И.Макин, Г.Г.Николаева (в период работы в комитете), В.В.Петелин, М.Н.Пономарев, В.В.Рогоцкий, Э.Э.Россель, А.Б.Тер‑Аванесов, Н.В.Тихомиров, Ю.В.Шамков, В.Н.Шверикас, А.И.Голушко 4 февраля 2014 года;

— № 460240–6 «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи), внесли депутаты Государственной Думы Л.И.Швецова, Г.А.Балыхин, Н.И.Булаев и др. (всего 29 депутатов Государственной Думы); члены Совета Федерации Л.Н.Глебова (в период работы в комитете), З.Ф.Драгункина, Г.Г.Николаева (в период работы в комитете), Г.А.Савинов, В.В.Сударенков, В.В.Рогоцкий, В.С.Косоуров, В.М.Кресс, С.Е.Щеблыгин, Б.С.Хасиков (в период работы в комитете) 25 февраля 2014 года;

— № 497246–6 «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“, внесли депутаты Государственной Думы Л.И.Швецова, В.А.Никонов, Н.И.Булаев и др. (всего 30 депутатов Государственной Думы); член Совета Федерации З.Ф.Драгункина 14 апреля 2014 года;

— № 504840–6 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ (направлен на расширение понятия „экстремистская деятельность“ с целью противодействия реабилитации нацизма), внесли члены Совета Федерации К.Э.Добрынин, А.А.Клишас, В.А.Тюльпанов, Е.С.Строев, Г.А.Горбунов, А.Н.Чилингаров, А.И.Александров, Ю.С.Бирюков, М.Н.Пономарев, Ю.В.Неелов, Б.С. Хасиков (в период работы в комитете), Н.Ф. Пожитков, Ж.Я. Иванова, В.Ф.Едалов, В.А.Богданов, Л.П.Кононова, А.Г.Варфоломеев, В.Ф.Кулаков, О.Г.Каньков, И.В.Фомин, С.Е.Щеблыгин, Е.В.Атанов, А.А.Чернышев, М.А.Афанасов, Т.В.Заболотная, И.М.-С.Умаханов, Г.Г.Николаева (в период работы в комитете), И.Н.Морозов, М.Г.Кавджарадзе, Е.Г.Тарло, А.Б.Тотоонов (в период работы в комитете), И.М.Зуга, С.С.Геремеев, З.М.Сабсаби, В.В.Литюшкин; Депутаты Государственной Думы Н.А.Шайденко, В.Е.Позгалев, О.Н.Епифанова, В.М.Резник, М.Т.Гаджиев, В.П.Водолацкий, С.А.Поддубный, Г.К.Сафаралиев 22 апреля 2014 года;

— № 504872–6 «О противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников», внесли члены Совета Федерации К.Э.Добрынин, А.А.Клишас, В.А.Тюльпанов, Е.С.Строев, Г.А.Горбунов, А.И.Александров, А.Н.Чилингаров, Ю.С.Бирюков, М.Н.Пономарев, Ю.В.Неелов, Б.С.Хасиков (в период работы в комитете), Н.Ф.Пожитков, Ж.Я.Иванова, В.Ф.Едалов, В.А.Богданов, Л.П.Кононова, А.Г.Варфоломеев, В.Ф.Кулаков, О.Г.Каньков, И.В.Фомин, С.Е.Щеблыгин, Е.В.Атанов, А.А.Чернышев, М.А.Афанасов, Т.В.Заболотная, И.М.-С.Умаханов, Г.Г.Николаева (в период работы в комитете), М.Г.Кавджарадзе, И.Н.Морозов, Е.Г.Тарло, А.Б.Тотоонов (в период работы в комитете), И.М.Зуга, С.С.Геремеев, З.М.Сабсаби, В.В.Литюшкин; депутаты Государственной Думы Н.А.Шайденко, О.Н.Епифанова, В.М.Резник и др. (всего 10 депутатов Государственной Думы) 22 апреля 2014 года;

— № 558302–6 «О внесении дополнения в Федеральный закон „О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации“, внесли члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, З.Ф.Драгункина, В.С.Косоуров, О.Ф.Ковитиди, Г.А.Савинов, С.П.Цеков; депутат Государственной Думы П.В.Крашенинников 1 июля 2014 года;

— № 682349–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесли депутаты Государственной Думы Е.Г.Драпеко, Н.В.Левичев, Е.И.Кузьмичева, Е.Н.Сенаторова, З.Я.Рахматуллина; член Совета Федерации С.Е.Рыбаков 19 декабря 2014 года;

— № 682357–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, внесли депутаты Государственной Думы Е.Г.Драпеко, Н.В.Левичев, Е.И.Кузьмичева, Е.Н.Сенаторова, З.Я.Рахматуллина; член Совета Федерации С.Е.Рыбаков 19 декабря 2014 года.

1.7 Подготовка поправок к законопроектам, принятым
Государственной Думой в первом чтении

В течение 2014 года члены комитета в порядке реализации права законодательной инициативы подготовили и направили в Государственную Думу поправки к следующим законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении:

№ 338959–6 «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об особенностях учета при исчислении налога на прибыль организаций отчислений в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) — Б.С. Хасиков (в период работы в комитете, 2-учтены, 1 – к отклонению);

№ 497246–6 «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ — З.Ф. Драгункина (13 – к принятию, 2 – к отклонению);

№ 460240–6 «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи) — З.Ф. Драгункина (3 – к принятию);

№ 408724–6 «О Национальном исследовательском центре „Институт имени Н.Е.Жуковского“ – В.С. Косоуров (22 – к принятию, 2 – к отклонению), В.В. Сударенков (1 – к отклонению);

№ 540253–6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» – В.С. Косоуров (4 – к принятию), А.К. Тулохонов (6 – к отклонению).

II. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012–2017 ГОДЫ

Комитет продолжает работу по организации деятельности Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, председателем которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1274 стала Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, секретарем – председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре З.Ф. Драгункина.

В 2014 году организована подготовка и проведение двух заседаний Координационного совета, посвященных обсуждению вопросов:

— «Охрана и укрепление здоровья подростков — залог стабильного развития общества и государства» (вел заседание Президент Российской Федерации В.В. Путин, Кремль, 27 мая 2014 года);

— «Профилактика социального неблагополучия семей и их сопровождение. Совершенствование работы органов опеки и попечительства» (вела заседание Председатель Координационного совета, Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, Кремль, 25 ноября 2014 года).

Члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре принимают участие в деятельности сформированных по каждому из шести направлений Национальной стратегии постоянных рабочих групп Координационного совета, в проводимых ими мероприятиях.

Также члены комитета принимают участие в деятельности специализированных рабочих групп по реализации отдельных направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, таких как межведомственная рабочая группа по разработке концепции государственной семейной политики в Российской Федерации при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, временная рабочая группа по совершенствованию семейного законодательства Российской Федерации при Координационном совете.

Комитет постоянно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по вопросам реализации Национальной стратегии и выполнению Плана первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии на период до 2014 года, осуществляет мониторинг их деятельности, а также мониторинг реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в субъектах Российской Федерации.

В 2014 году комитет активно участвовал в разработке проекта Плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

III. МЕРОПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ КОМИТЕТОМ

Основная цель проведения и главный результат мероприятий комитета – итоговые решения, содержащие рекомендации федеральным и региональным органам исполнительной и законодательной власти по реализации государственной политики и предложения по совершенствованию законодательного регулирования в сфере ведения комитета. В 2014 году Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре организовал и провел:

парламентские слушания:

— «О состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации» (17 апреля 2014 года);

— «О проекте Основ государственной культурной политики» (2 июля 2014 года);

«круглые столы»:

— «Формирование информационной политики в отношении людей зрелого возраста: актуальность и перспективы» (4 февраля 2014 года);

— «Вопросы сохранения и развития народного творчества в Российской Федерации» (20 февраля 2014 года);

— «Вопросы формирования художественно-эстетической среды и художественного оформления интерьеров зданий общественного назначения» (28 апреля 2014 года);

— «Проблемы и опыт охраны объектов культурного наследия, проведение ремонтно-восстановительных и реставрационных работ», «Градостроительство и развитие инфраструктуры малых исторических поселений», «Малые исторические поселения: развитие музейного дела, туризма, внутрироссийское и международное брендирование», «Народное творчество в исторических поселениях: возрождение художественных промыслов и ремесел» (в рамках V Парламентского форума «Историко-культурное наследие России», Владимирская область, 19–20 июня 2014 года);

— «Безопасность дорожного движения зависит от нас. Система подготовки водителей и воспитания участников дорожного движения: личные и общественные аспекты» (в рамках Пятого Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», г. Санкт-Петербург, 25 сентября 2014 года);

— «Перспективные направления развития гуманитарных связей России и Таджикистана» в рамках IV Межпарламентского форума «Россия – Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» (23 октября 2014 года);

— «Развитие российской системы образования в условиях реализации Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (28 октября 2014 года);

— «Вопросы реализации Федерального закона „О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (30 октября 2014 года);

— «О законодательном обеспечении государственно-частного партнерства в сфере культуры» (30 октября 2014 года);

— «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (20 ноября 2014 года);

— «Русский язык как ключевой фактор продвижения ценностей российской культуры и единства российского общества: пути сохранения и развития» (18 декабря 2014 года).

иные мероприятия:

— Рождественские парламентские встречи «Исторический опыт и современные тенденции развития партнерских взаимоотношений церкви, власти и общества. Семья как основа национальной безопасности государства» в рамках XXII Рождественских образовательных чтений, посвященных 700‑летию преподобного Сергия Радонежского (28 января 2014 года);

— расширенное заседание комитета на тему «Развитие системы образования Свердловской области в условиях реализации Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года „Об образовании в Российской Федерации“ (в рамках Дней Свердловской области в Совете Федерации, 15 апреля 2014 года);

— молодежная научно-практическая конференция «Региональные программы и проекты в области интеллектуальной собственности» (22 апреля 2014 года);

— заседания Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года культуры (совместно с Советом по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 22 апреля, 14 октября 2014 года);

— выездное заседание комитета на тему «Сохранение, популяризация историко-культурного и этнического наследия и его использование для развития Северо-Кавказского федерального округа: проблемы и перспективы» (г. Владикавказ, 15–16 мая 2014 года);

— расширенное заседание комитета на тему «Культура как фактор развития региона» (в рамках Дней Новосибирской области в Совете Федерации, 20 мая 2014 года);

— заседания Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (совместно с Администрацией Президента Российской Федерации, 27 мая, 25 ноября 2014 года);

— V Парламентский форум «Историко-культурное наследие России» (Владимирская область, 19 – 20 июня 2014 года);

— совещание с представителями предприятий индустрии детских товаров на тему «О государственной поддержке и развитии индустрии детских товаров в Российской Федерации в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (27 июня 2014 года);

— заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации (20 июня, 10 декабря 2014 года);

— финальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» (совместно с Минобрнауки России, 4 октября 2014 года);

— рабочее совещание по обсуждению проекта Плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (12 ноября 2014 года);

— рабочее совещание по вопросам организации приема иностранных студентов на обучение в российские вузы (18 декабря 2014 года);

— заседания рабочей группы Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации по урегулированию проблем, связанных с регистрацией, правовой охраной и использованием «советских» товарных знаков (в течение года, 3 заседания);

— заседания рабочей группы по осуществлению мониторинга практики применения Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253‑ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в течение года, 4 заседания).

IV. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ВЕДЕНИЯ КОМИТЕТА

В 2014 году комитет подготовил:

— проект постановления Совета Федерации «О сохранении и развитии народного творчества в Российской Федерации» (постановление Совета Федерации от 16 апреля 2014 года № 123‑СФ);

— проект постановления Совета Федерации «О проведении Года культуры в субъектах Российской Федерации» (постановление Совета Федерации от 18 июня 2014 года № 256-СФ).

V. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

В 2014 году комитетом исполнены следующие контрольные поручения, содержащиеся в постановлениях Совета Федерации, и протокольные поручения Совета Федерации:

— по рассмотрению вопроса о целесообразности внесения изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части передачи полномочий в сфере культуры с уровня городских и сельских поселений на уровень муниципального района в целях реализации единой государственной и муниципальной политики в указанной сфере (комитет – соисполнитель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, постановление Совета Федерации от 18 декабря 2013 года № 514-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Тверской области»);

— по мониторингу реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения разграничения полномочий между уровнями публичной власти в сфере дополнительного образования детей (совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам; постановление Совета Федерации от 20 ноября 2013 года № 437-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Чувашской Республики»);

— по контролю за исполнением постановления Совета Федерации от 18 июня 2014 года № 256-СФ «О проведении Года культуры в субъектах Российской Федерации».

— по рассмотрению совместно с органами государственной власти вопросов:

1) о формировании контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательные организации высшего профессионального образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

2) о прогнозе потребности в кадрах с учетом реальных запросов рынка труда и развития направлений экономики страны (выписка из протокола заседания Совета Федерации от 27 ноября 2013 года № 464/5);

— по проработке вопроса организации медицинской помощи в дошкольных и школьных учебных заведениях (комитет – соисполнитель Комитета Совета Федерации по социальной политике, выписка из протокола заседания Совета Федерации от 20 ноября 2013 года № 463/7);

— по проработке с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти вопроса о подготовке и распространении объективных документов и материалов о событиях на Украине (комитет – соисполнитель Комитета Совета Федерации по международным делам, выписка из протокола заседания Совета Федерации от 26 марта 2014 года № 473/4);

— о проведении до 1 июня 2014 года расширенного заседания по вопросу «О ходе подготовки к летней детской оздоровительной кампании 2014 года» с участием профильных министерств и ведомств, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (комитет – соисполнитель Комитета Совета Федерации по социальной политике, выписка из протокола заседания Совета Федерации от 21 мая 2014 года № 477/5);

— по мониторингу состояния законодательного обеспечения использования, развития и защиты русского языка (выписка из протокола заседания Совета Федерации от 29 апреля 2014 года № 476/6);

— по проработке с участием заинтересованных министерств и ведомств вопроса и внесении предложений по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части согласования с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, переустройства (перепланировки) зданий (жилых домов), не включенных в список объектов культурного наследия, но находящихся на территории зон охраны таких объектов (выписка из протокола заседания Совета Федерации от 27 ноября 2013 года № 464/4);

— по проработке совместно с профильными министерствами вопроса о возможности сохранения в ведении Министерства культуры Российской Федерации Арктического государственного института искусств и культуры (г. Якутск), а также о принятии дополнительных мер по укреплению его материально-технической базы (выписка из протокола заседания Совета Федерации от 26 февраля 2014 года № 469/5);

— о подготовке и проведении совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера «круглого стола» по вопросу выработки дополнительных мер поддержки организаций народных художественных промыслов Российской Федерации и представить предложения. (выписка из протокола заседания Совета Федерации от 26 июня 2013 года № 458/3).

В 2014 году Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлял и в 2015 году продолжит работу по выполнению протокольных поручений Совета Федерации:

— по контролю за исполнением постановления Совета Федерации от 16 апреля 2014 года № 123-СФ «О сохранении и развитии народного творчества в Российской Федерации»;

— по рассмотрению вопроса о возможности использования невостребованных жилых помещений, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения ими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности);

— по осуществлению мониторинга практики применения Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253‑ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— по осуществлению в рамках деятельности рабочей группы по осуществлению мониторинга практики применения Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253-СФ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», созданной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 314рп-СФ, мониторинга практики применения Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей».

VI. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА»

21 мая 2014 года в рамках 354 заседания Совета Федерации состоялся «правительственный час» на тему «О проведении Года культуры в субъектах Российской Федерации» с приглашением Министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского. По итогам «правительственного часа» принято постановление Совета Федерации от 18 июня 2014 года № 256‑СФ «О проведении Года культуры в субъектах Российской Федерации».

VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПРЕЗИДИУМА

В 2014 году Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре принимал участие в организации, проведении, подготовке итоговых решений следующих мероприятий Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее — Совет законодателей):

заседание Президиума Совета законодателей по вопросу «О приоритетных направлениях культурной политики в Российской Федерации и совершенствовании ее законодательного обеспечения» (4 февраля 2014 года);

заседание Совета законодателей по вопросу «О ходе выполнения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (25 апреля 2014 года);

заседание Комиссии Совета законодателей по науке и инновационной деятельности (20 ноября 2014 года).

VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ (ПО ВОПРОСАМ ВЕДЕНИЯ КОМИТЕТА)

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществляет организационное и информационно-аналитическое сопровождение деятельности Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации и Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации, оба из которых возглавляет Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Названные советы в соответствии с утвержденными положениями проводят свои заседания не реже 2-х раз в год, составы советов регулярно актуализируются. Информация о деятельности советов регулярно размещается на Интранет- и Интернет-сайтах комитета. Комитет проводит оперативный мониторинг реализации решений, принятых по итогам заседаний советов.

В течение 2014 года организована подготовка и обеспечено проведение Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко двух заседаний Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации — 20 июня и 10 декабря 2014 года. Первое из указанных заседаний было посвящено проблемам регистрации, правовой охраны и использования товарных знаков, также была рассмотрена Концепция развития сети центров поддержки технологий и инноваций в Российской Федерации. Тема второго заседания: «Нематериальные активы – основа повышения конкурентоспособности российской экономики».

Работа Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации в 2014 году осуществлялась в рамках деятельности Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года культуры, также возглавляемого Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко.

IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ

Члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

1) принимали участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении наиболее значимых законопроектов и федеральных законов;

2) активно участвовали в деятельности рабочих групп по сопровождению наиболее значимых законопроектов и совершенствованию законодательного обеспечения по вопросам ведения комитета (рабочей группы по развитию института усыновления в Российской Федерации, рабочей группы по гармонизации трудового законодательства и законодательства в сфере науки и др.);

3) принимали участие в заседаниях профильных комитетов Государственной Думы, парламентских слушаниях, «круглых столах» и других мероприятиях по вопросам ведения комитета.

X. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

В 2014 году в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре были подготовлены к изданию следующие информационно-аналитические материалы по отдельным направлениям деятельности комитета:

«В интересах детей. Национальная стратегия действий на 2012–2017 годы» (май 2014),

«Охрана и укрепление здоровья подростков – залог стабильного развития общества и государства» (ноябрь 2014),

выпуск Аналитического вестника Совета Федерации № 34(552) «Об основных итогах первого года практики применения Федерального закона от 27 сентября 2013 года „О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (декабрь 2014);

«Год культуры – 2014. Новые векторы культурной политики» (декабрь 2014),

специализированный выпуск журнала «РФ сегодня» по итогам проведения в Российской Федерации Года культуры (декабрь 2014).

XI. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ

В 2014 году Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлял:

ежеквартальный мониторинг разработки и принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами;

подготовку заключений по государственным программам Российской Федерации и внесению в них изменений.

Государственные программы Российской Федерации «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы как основополагающие программы по ключевым направлениям деятельности комитета были вынесены на расширенное заседание комитета 19 мая 2014 года с участием представителей Минобрнауки России и Счетной палаты Российской Федерации.

XII. ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА

В течение 2014 года члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре регулярно принимали участие в парламентских слушаниях, «круглых столах», совещаниях и иных мероприятиях, организации и проведении мероприятий Совета Федерации и Председателя Совета Федерации, мероприятиях других комитетов Совета Федерации, в работе временных комиссий и рабочих групп Совета Федерации.

В 2014 году Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре большое внимание уделял координации совместной работы с руководством страны, профильными федеральными органами исполнительной власти, участию в принятии основополагающих решений по вопросам ведения комитета. Члены комитета принимали участие в совещаниях, заседаниях, мероприятиях, участвовали в работе коллегий профильных федеральных министерств, межведомственных рабочих групп.

Международная деятельность комитета в 2014 году осуществлялась путем участия членов комитета в работе межпарламентских и других международных организаций, официальных визитах Совета Федерации и руководства Совета Федерации, международных встречах и мероприятиях.

В рамках работы с субъектами Российской Федерации члены комитета постоянно осуществляли взаимодействие с органами государственной власти представляемых регионов по следующим направлениям:

— участие в работе исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, в том числе в заседаниях органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— привлечение представителей субъектов Федерации к экспертной работе;

— проведение мероприятий по обсуждению проблем нормативно-правового обеспечения, гармонизации федерального и регионального законодательства.

В течение года комитет прорабатывает вопросы участия сенаторов в ключевых мероприятиях в субъектах Российской Федерации по направлениям деятельности комитета. В 2014 году практически все члены Совета Федерации принимали участие в подготовке и проведении августовских педсоветов и Дней знаний в представляемых регионах, курировали организацию в регионах мероприятий в рамках Года культуры в Российской Федерации.

Кроме того, в 2014 году члены комитета проводили приемы граждан, работали с обращениями граждан и организаций, поступившими в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Совет Федерации.

Члены комитета при поддержке Пресс-службы Совета Федерации принимали участие в программе «Сенат» на телеканале «Россия 24», программах «Радио России», «Говорит Москва», высказывали позиции в «Парламентской газете», «Учительской газете», журналах «Российская Федерация сегодня», «Вестник Совета Федерации» «Моя Москва», «Родина», других федеральных и региональных СМИ.

Деятельность Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре широко освещалась на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет, телеканале Совета Федерации «Вместе – РФ», лентах ведущих информационных агентств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За отчетный период Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре обеспечил выполнение всех мероприятий, предусмотренных планами мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на весеннюю и осеннюю сессии 2014 года, организовано и проведено значительное число внеплановых мероприятий.

Результаты законотворческой деятельности комитета в 2014 году создали основу для успешного продолжения работы по совершенствованию законодательного обеспечения в сфере ведения Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в соответствии с основными направлениями государственной политики Российской Федерации и во исполнение Посланий Президента Российской Федерации.

 Таблица 1 Основные показатели деятельности комитета в 2014 году

 
№ п/п Показатели деятельности Всего проведено (рассмотрено, организовано, подготовлено)
1. Заседания комитета 33
2. Реализация членами Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре права законодательной инициативы: 
— законопроекты, внесенные членами комитета в Государственную Думу; 8
— подготовка поправок к законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении 56 поправок к 5 законопроектам
3. Федеральные законы, принятые Государственной Думой и подготовленные Комитетом к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации,

48

в том числе в качестве головного исполнителя

18

5. Экспертно-правовое сопровождение проектов федеральных законов, поступивших из Государственной Думы

178 (комитет – отв. исп. по 64 законопроектам)

в том числе принятых Государственной Думой в первом чтении

38 (комитет – отв. исп. по 14 законопроектам)

6. Подготовка замечаний и предложений к представленным Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) проектам модельных законодательных актов по вопросам ведения комитета

5 проектов модельных законодательных актов

7. Организация и проведение парламентских слушаний, «круглых столов», совещаний, конференций и иных мероприятий более 30

Перечень федеральных законов, рассмотренных Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре в 2014 году

В 2014 году комитет был ответственным исполнителем за подготовку к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации следующих федеральных законов:

1) «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (проект № 346786–6, принят в первом чтении с названием „О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и в Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“)

2) «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (проект № 497246–6)

3) «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном экземпляре документов“ (проект № 415686–6, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.12.13 года № 894)

4) «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации „Основы законодательства Российской Федерации о культуре“ (проект № 353761–6, в части установления права лиц, обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев)

5) «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном языке Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка» (проект № 190238–6)

6) «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (проект № 460240–6)

7) «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ (проект № 265406–6, в части установления требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций)

8) «О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (проект № 415218–6, в части установления порядка расчета платы за проживание в общежитии обучающимися)

9) «О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (проект № 467101–6, в части дополнения категорий, имеющих преимущественное право приема в общеобразовательные организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы подготовки к военной или иной государственной службе)

10) «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 163864–5, в части установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия)

11) «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона „Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ (проект № 442638–6, о приведении терминологии Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120‑ФЗ в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе „Об образовании в Российской Федерации“)

12) «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 163864–5, в части установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия)

13) «О Национальном исследовательском центре „Институт имени Н.Е.Жуковского“ (проект № 408724–6)

14) «О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ и статью 5 Федерального закона „Об автономных учреждениях“ в связи с принятием Федерального закона „О Национальном исследовательском центре „Институт имени Н.Е.Жуковского“ (проект № 408718–6)

15) «О меценатской деятельности» (проект № 164510–6)

16) «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (проект № 482661‑6, о приведении терминологии Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе „Об образовании в Российской Федерации“)

17) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 432308–6, принят в первом чтении с названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам правового регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью, а также иной деятельностью с участием несовершеннолетних»)

18) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 508947–6, в части повышения эффективности мер воздействия, применяемых органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования)

В качестве соисполнителя комитет в 2014 году подготовил заключения по следующим принятым Государственной Думой федеральным законам:

1) «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона „О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов“ (проект № 431383–6)

2) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (проект № 232119–6)

3) «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 47538‑6/7)

4) «О внесении изменения в статью 163 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросу призыва на военную службу граждан, обучающихся в интернатуре“ (проект № 395728–6, принят в первом чтении с названием „О внесении изменений в статью 100 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ и статью 163 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросу призыва на военную службу граждан, обучающихся в интернатуре“)

5) «О внесении изменений в статьи 25 и 25.1 Федерального закона „Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ (проект № 386263–6)

6) «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ и Федеральный закон „О навигационной деятельности“ (проект № 329293–6)

7) «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (проект № 161211–6, об установлении обязанности подтверждения в установленном порядке владения русским языком и знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан, обратившихся за получением обыкновенной рабочей визы или вида на жительство в Российской Федерации либо прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента)

8) «О внесении изменений в статьи 14 и 27 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ (проект № 417698–6, в целях уточнения оснований и условий приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, а также детей и недееспособных лиц, помещенных под надзор в соответствующие российские организации определенного профиля и назначения)

9) «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией интеллектуальной собственности об учреждении представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности в Российской Федерации» (проект № 461491–6)

10) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» (проект № 386280–6)

11) «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона „Об опеке и попечительстве“ (проект № 261572‑6, о расширении исключений из перечня недвижимого имущества подопечного, которое может отчуждаться при перемене им места жительства)

12) «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 338959‑6, об особенностях учета при исчислении налога на прибыль организаций отчислений в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии)

13) «О ратификации Конвенции об оплачиваемых учебных отпусках (Конвенции № 140)» (проект № 448365–6)

14) «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» (проект № 468471–6)

15) «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 415703–6, в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость ввозимых расходных материалов для научных исследований)

16) «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 513912–6, об уточнении наименования операции, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость)

17) «О внесении дополнения в Федеральный закон „О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации“ (проект № 558302–6)

18) «О внесении изменений в Федеральный закон „О воинской обязанности и военной службе“ и статьи 25 и 61 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (проект № 548866–6, об обучении по программам военной подготовки сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса на военных кафедрах)

19) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (проект № 512328–6)

20) «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» (проект № 530107‑6)

21) «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» (проект № 530142–6)

22) «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе“ (проект № 222457–6, по вопросу отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования)

23) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 413101–6, в части совершенствования требований к архивному хранению документов кредитными организациями)

24) «О внесении изменений в статью 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 465087–6, в части уточнения положения, согласно которому освобождается от налога на доходы физических лиц компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях)

25) «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» (проект № 551257–6)

26) «О внесении изменений в статьи 1 и 4 Федерального закона „О национально-культурной автономии“ (проект № 224614–6, в части наделения национально-культурной автономии правом осуществлять деятельность по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов)

27) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов» (проект № 295767–6)

28) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (проект № 480719–6)

29) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» (проект № 540253–6)

30) «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 613617–6, об особенностях учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе реализации государственного контракта)