Обсудив вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, Совет при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей (далее – Совет) решил:
1. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о формировании перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) проработать вопрос о закреплении в законодательстве Российской Федерации и документах стратегического планирования единых подходов к определению понятий «духовно-нравственные ценности» и «духовно-нравственное воспитание»;
2) ускорить согласование и утвердить проект основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, включив в него отдельный раздел, посвященный вопросам воспитания подрастающего поколения;
3) проанализировать выполнение утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р плана мероприятий по реализации в 2021—2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и подготовить предложения по его актуализации;
4) внести изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» в части обеспечения возможности полного государственного финансирования производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества;
5) разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение качества содержания учебников, в первую очередь по учебным предметам, играющим ведущую роль в формировании мировоззрения и гражданского самосознания обучающихся (русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии), предусмотрев в том числе:
закрепление за Правительством Российской Федерации полномочий по утверждению результатов экспертизы учебников, федерального перечня учебников по указанным учебным предметам;
обеспечение изложения в учебниках истории учебного материала с акцентом на патриотическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование чувства гордости за подвиг многих поколений россиян, защищавших наше Отечество, чувства сопричастности к героическому прошлому Родины;
6) создать при участии платформы «Россия – страна возможностей» единый учебно-методический центр по подготовке и переподготовке специалистов по воспитательной работе с детьми и молодежью;
7) обеспечить начиная с 2023–2024 учебного года введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в профессиональных образовательных организациях всех субъектов Российской Федерации в целях формирования единой воспитательной среды молодежи и ее вовлечения в социально полезную деятельность;
8) поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти совместно с Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество „Знание“ организовать для профессорско-преподавательского состава просветительскую лекционную работу, направленную на повышение их уровня знаний и компетенций для работы с молодежью по актуальной общественно-политической повестке;
9) разработать и реализовать при участии автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета» комплекс мер по интеграции в дополнительные общеобразовательные программы и основные образовательные программы начального общего образования цифрового контента, включающего аудиовизуальные и игровые интерактивные форматы и направленного на патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся, укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей, предусмотрев при формировании федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура» бюджетные ассигнования на указанные цели;
10) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по формированию инфраструктуры Российского движения детей и молодежи, предусмотрев в том числе создание в каждом субъекте Российской Федерации объектов отдыха и оздоровления детей, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
1) разработать и утвердить программу развития педагогических вузов, включающую модернизацию инфраструктуры и актуализацию программ их развития;
2) разработать и реализовать комплекс мер по развитию целевого обучения в педагогических вузах;
3) предусмотреть включение образовательного модуля «Государственная политика в сфере воспитания» в программу подготовки педагогических кадров в рамках реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года № 1688-р;
4) проработать вопрос об увеличении количества учебных часов, отводимых на изучение истории России, в образовательных программах основного общего и среднего общего образования;
5) проработать вопрос о включении исторического просвещения в образовательные программы начального общего образования;
6) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать примерную основную образовательную программу по изучению истории субъекта Российской Федерации (региональной истории), предусмотрев для этого соответствующие учебные часы;
7) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации обеспечить системную работу по организации единого образовательного пространства Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также освобожденных территорий Украины с Российской Федерацией, включая разработку новых программ подготовки и переподготовки педагогов, методик преподавания;
8) совместно с Российской академией образования актуализировать учебно-методическое пособие «Методика воспитательной работы» с учетом современных тенденций и вызовов, в том числе через изучение интересов детей, родителей и педагогов;
9) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность реализации проекта «Россия – моя история» для старшеклассников и студентов колледжей, в рамках которого обеспечить освещение значимых исторических событий и их влияние на становление Российского государства;
10) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействовать распространению в субъектах Российской Федерации положительного опыта организации и осуществления проектов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи;
11) совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по развитию школьного познавательного туризма (просветительские маршруты, «исторические тропы», «литературные тропы», проекты по реконструкции исторических событий и другое), поддержке и развитию музейной деятельности общеобразовательных организаций и школьных музеев;
12) совместно с Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество „Знание“ организовать в рамках проекта „Разговоры о важном“ серию лекций для профессорско-преподавательского состава педагогических вузов, направленных на повышение информированности о важнейших достижениях Российской Федерации в различных сферах.
4. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:
1) проработать вопрос о расширении возрастного диапазона программы «Пушкинская карта», предусмотрев возможность участия в ней обучающихся в возрасте от 6 лет, в целях обеспечения регулярных коллективных посещений кинотеатров обучающимися 1–11-х классов для просмотра лучших отечественных фильмов;
2) подготовить и представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации список фильмов, ставших классикой отечественного кино, правообладатели которых готовы предоставить права на их показ на безвозмездной основе в рамках образовательных мероприятий;
3) совместно с Президентским фондом культурных инициатив проработать вопрос о грантовой поддержке лучших сценариев национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества, а также исторических кинопроектов, направленных на повышение у подрастающего поколения интереса к истории.