«Круглые столы»

«О законодательном обеспечении сохранения, поддержки и развития русского языка»

24 марта 2016 года в Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «О законодательном обеспечении сохранения, поддержки и развития русского языка».

Как заявила, открывая мероприятие, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, сохранение и поддержка русского языка являются важнейшими национальными задачами, касающимися, в том числе, обеспечения безопасности страны.

Сенатор отметила, что 9 марта 2016 года учреждено Общество русской словесности, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Заместитель председателя Комитета СФ напомнила, что ключевые направления политики государства в области русского языка, других языков народов РФ, отечественной литературы отражены в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ в декабре 2014 года.

Лилия Гумерова обратила внимание на предложения научного и экспертного сообщества о возвращении преподавания ряда гуманитарных дисциплин — истории словесности, риторики, речевого этикета — в школы и вузы, а также о подготовке базового школьного учебника русского языка.

Она также указала, что в информационном пространстве России почти отсутствуют образовательные передачи по русскому языку, формированию культуры чтения. «Кроме того, в настоящее время сужается область применения русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья», — отметила парламентарий.

Член профильного Комитета СФ Сергей Щеблыгин привлек внимание представителей Министерства образования и науки РФ к важности реализации Постановления СФ «О сохранении и развитии русского языка, повышении его роли в области международных культурных и гуманитарных связей» от 25 февраля 2015 года.

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александр Страдзе рассказал о работе по обеспечению функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, его поддержке за рубежом как языка обучения и общения.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев проинформировал об оценочных процедурах преподавания русского языка, итогах Единого государственного экзамена по этому предмету в 2015 году.

Заведующая Центром филологического образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Ольга Александрова отметила необходимость совершенствования методики преподавания русского языка в вузах и школах, а также проведения соответствующего мониторинга.

Ее поддержала член профильного Комитета СФ Ираида Тихонова, которая акцентировала тему единых подходов к преподаванию русского языка в школах страны.

По итогам «круглого стола» за основу приняты рекомендации, реализация которых найдет отражение в деятельности палат Федерального Собрания РФ.

В работе «круглого стола» также приняли участие член Комитета СФ по международным делам Александр Тотоонов, руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко, заведующий кафедрой русского языка Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета Вячеслав Ходус, начальник Управления образовательных программ Общественного международного фонда славянской письменности и культуры, член Совета по русскому языку при Правительстве РФ Светлана Камышева, заведующая кафедрой словесности и педагогических технологий филологического образования, руководитель Центра русского языка и культуры «Института Пушкина» при Пятигорском государственном лингвистическом университете Ирина Федотова, декан филологического факультета Российского университета Дружбы народов Виктор Барабаш и другие.

Рекомендации

Заслушав и обсудив вопросы сохранения, поддержки и развития русского языка, отмечая их актуальность и важность для дальнейшего развития отечественной системы образования, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на сохранение, поддержку и развитие русского языка.

1.2. Продолжить работу над проектом федерального закона №789680-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части восстановления единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования в Российской Федерации».

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование условий развития, применения, распространения и продвижения русского языка.

2.2 Проработать вопрос о разработке целостной концепции государственной поддержки, сохранения и развития . русского языка в Российской Федерации.

2.3. Рассмотреть вопрос о разработке и издании современного лингвокультурологического словаря России.

2.4. Проработать вопрос государственной поддержки научно-популярных и научно-методических журналов по проблемам изучения и преподавания русского языка.

2.5. Рассмотреть вопрос о проведении Всероссийского конкурса «Лучший учитель русского языка».

2.6. В целях формирования культуры чтения у российских граждан, популяризации культуры речи рассмотреть вопрос о возможности выделения на государственных каналах телевидения времени (например, 5-ти минут перед вечерними новостными блоками) для чтения известными людьми отрывков из произведений отечественной классики.

2.7. Проработать вопрос о проведении в 2017 году юбилейных мероприятий по случаю 50-летия Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) в Москве на площадках Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

3.1. Обеспечить своевременное принятие и внедрение единой концепции преподавания и развития русского языка.

О результатах проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3.2. Своевременно разработать и утвердить примерную рабочую программу по русскому языку для среднего общего образования.

3.3. Разработать критерии мониторинга состояния и использования русского языка, языков народов Российской Федерации. Направить их в субъекты Российской Федерации.

О результатах проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3.4. Проработать вопрос о проведении мониторинга действия норм русского литературного языка.

3.5. Продолжить работу по обновлению механизмов и форм проведения единого государственного экзамена и основного государственного экзамена по русскому языку, проведения выпускного итогового сочинения.

3.6 Обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества преподавания русского языка, включая повышение профессионального уровня педагогических кадров, в том числе проведение стажировок на базе лучших образовательных организаций Российской Федерации.

О результатах проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3.7. Направить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре информацию о результатах проведенных выездных проверок Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором в субъекты Российской Федерации по качеству преподавания и изучения русского языка и литературы.

3.8. Обеспечить работу по организации внеурочной, внешкольной деятельности обучающихся, продвижению образовательных программ дополнительного образования по изучению русского языка.

3.9. Обеспечить нормативное закрепление в федеральном государственном образовательном стандарте базового содержания образования по предметам, учитывая принципы соответствия возрасту, преемственности и перспективности.

3.10.Учитывая, что подготовка учителей русского языка и литературы является приоритетным направлением подготовки профессиональных педагогических кадров, обеспечить выделение достаточного количества бюджетных мест в рамках контрольных цифр приема граждан для обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование» профилю «Филологическое образование» для уровней бакалавриата и магистратуры.

3.11.Закрепить в рамках бакалавриата по направлению подготовки «Филология» профиль подготовки «Преподаватель русского языка как иностранного», предусмотрев на эти цели дополнительно выделение контрольных цифр приема граждан для вузов, в которых сложилась учебно­методическая и научная школа подготовки специалистов в данной сфере.

Также предусмотреть реализацию магистрской программы «Преподаватель русского языка как иностранного».

3.12. Сохранить в образовательных организациях высшего образования по педагогическим направлениям подготовки предметную область «методика преподавания» какого‑либо учебного предмета.

3.13. Рассмотреть вопрос о недопустимости сокращения в педагогических вузах часов на изучение лингвистических дисциплин.

3.14. В целях повышения грамотности выпускников педагогических вузов при разработке профессионального образовательного стандарта учителя русского языка предусмотреть сохранение такой учебной дисциплины, как практикум владения орфографически-пунктуационными нормами.

3.15. Проработать вопрос о расширении форм грантовой поддержки образовательных и научных организаций, реализующих проекты по поддержке и развитию русского языка.

3.16. Обеспечить научную, учебно-методическую, материально­техническую и информационную поддержку образовательных организаций, осуществляющих преподавание русского языка и на русском языке в государствах — участниках Содружества Независимых Государств.

3.17. Расширить сеть курсов по обучению русскому языку иностранных граждан, включая эту деятельность в школах с детьми мигрантов.

3.18. Разработать программу подготовки и издания, с формированием государственного заказа, учебников и учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному, в том числе для детей мигрантов.

Включить в указанную программу учебники и учебные пособия (книги для чтения, справочники, рабочие тетради, методические руководства для преподавателей), адресованные учащимся разного возраста, а также словари русского языка различного типа и двуязычные словари.

3.19. Способствовать организации и проведению международных студенческих олимпиад по русскому языку и иных мероприятий по укреплению позиций русского языка и его продвижению в мире.

3.20. Осуществлять поддержку молодежных акций и проектов, направленных на защиту чистоты русского языка.

3.21. Рекомендовать вузам организовать для студентов (не только филологов) проведение образовательных курсов по речевой культуре.

3.22. Проработать вопрос о расширении спектра нормативных словарей русского языка, в том числе популярных словарей, адресованных широкому кругу носителей русского языка и других языков.

3.23. Рассмотреть вопрос о создании сети служб русского языка в ведущих образовательных организациях высшего образования, расширив опыт деятельности службы русского языка при Институте русского языка Российской академии наук.

3.24. Обобщить и распространить в субъектах Российской Федерации лучшие региональные практики преподавания и продвижения русского языка.

Обобщенную информацию направить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

Обобщить правоприменительную практику субъектов Российской Федерации в сфере реализации норм законодательства о государственном языке Российской Федерации и о языках народов Российской Федерации, подготовить необходимые предложения по совершенствованию законодательства.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Способствовать совершенствованию изучения государственного языка Российской Федерации в образовательных организациях.

5.2. Реализовать комплекс мер, направленных на поддержку и развитие языковой культуры.

5.3. Способствовать обновлению кадрового состава учителей русского языка, в том числе повышению их квалификации.

5.4. Обеспечить проведение мероприятий по сохранению и развитию русского языка (фестивали, конференции, олимпиады, кружки, дискуссионные клубы, литературные гостиные и др.).

5.5. Решить вопрос об оснащении школьных библиотек комплектами разнопрофильных словарей, включая нормативные словари и справочники, толковые, исторические и этимологические словари, а также научно­-популярными и научно-методическими журналами по проблемам русского языка.

6. Средствам массовой информации:

6.1. Содействовать выпуску теле- и радиопередач, культурно­просветительских программ, привлекающих внимание к красоте, глубине и смыслу русского языка.

6.2. Предусмотреть трансляцию телевизионных передач по культуре русской речи.

6.3. Организовать проведение фестивалей, олимпиад, конкурсов, диктантов по русскому языку.

6.4. Способствовать созданию общественной атмосферы уважения и любви к родному слову.