«Круглые столы»

«О состоянии и перспективах развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

19 ноября 2015 года заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс провел заседание «круглого стола» на тему «О состоянии и перспективах развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации».

Открывая заседание, сенатор отметил, что обсуждаемая проблема исключительно важна для экономического и социального развития страны. Виктор Кресс напомнил, что в Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечения качественного образования, в том числе по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям, в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.

Законодатель заметил, что сегодня фактически отсутствует мониторинг кадровой ситуации по рабочим специальностям. Он обратил внимание на важность популяризации в обществе рабочих профессий, необходимость системно заниматься профориентационной работой среди детей и молодежи.

Виктор Кресс также подчеркнул необходимость поиска и поддержки эффективных форм взаимодействия системы профессионального образования и бизнеса, в том числе, в вопросах подготовки и трудоустройства квалифицированных рабочих кадров.

Первый заместитель председателя профильного Комитета СФ Лилия Гумерова указала, что целью реформы профессионального образования является подготовка кадров, востребованных сегодня экономикой страны. Она предложила по итогам «круглого стола» подготовить встречу на базе Торгово-промышленной палаты РФ для конструктивного диалога между представителями предпринимательского и образовательного сообществ по ключевым вопросам в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и их последующего трудоустройства.

Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева рассказала о состоянии и перспективах развития системы среднего профессионального образования. Среди основных направлений деятельности она отметила обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям региональной экономики, консолидацию ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии среднего профобразования, а также формирование единого мониторинга качества подготовки кадров.

Президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского колледжа Виктор Дёмин затронул темы льготного налогообложения бизнес-сообщества, увеличения стипендий студентов и уровня зарплаты преподавателей, который сегодня в 3–4 раза меньше, чем в реальном секторе экономики.

В дискуссии приняли участие члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Ираида Тихонова, Геннадий Савинов, Андрей Соболев, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин, заместитель директора департамента Агентства стратегических инициатив Жанна Кадылева, директор Тульского сельскохозяйственного колледжа Олег Глотов, заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Андрей Головнин, директор Рязанского колледжа электроники Анатолий Ухвачев, директор Железногорского горно-металлургического колледжа Алексей Шебанов, заместитель главы администрации города Кумертау Республики Башкортостан по социальной политике Наталья Лапшина и другие.

По итогам «круглого стола» за основу приняты рекомендации, реализация которых найдет отражение в деятельности палат Федерального Собрания РФ.

Рекомендации

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с развитием системы среднего профессионального образования в Российской Федерации, отмечая актуальность рассматриваемых проблем и их важность для дальнейшего развития отечественной системы образования, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять          анализ         правоприменительной         практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие системы среднего профессионального образования.

1.2. Содействовать разработке нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективность развития системы среднего профессионального образования.

1.3. Проработать вопрос о создании экспертной рабочей группы по мониторингу реализации рекомендаций «круглого стола».

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить государственную поддержку модернизации системы среднего профессионального образования через предоставление субъектам Российской Федерации субсидий на реализацию региональных программ развития среднего профессионального образования.

2.2. Создать и внедрить систему мониторинга качества подготовки кадров.

2.3. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование      профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы профессионального образования.

2.4. Обеспечить работу по прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах (по объему и направлениям подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики.

2.5.Разработать механизмы поощрения предприятий реального сектора экономики, участвующих в инвестировании средств на развитие среднего профессионального образования.

2.6.    Рассмотреть вопрос о внесении проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающие предоставление предприятиям, осуществляющим инвестиции в образовательные организации, права учитывать в составе прочих расходов безвозмездно переданных денежных средств и стоимости имущества работ, услуг и имущественных прав с учетом того, что передача носит целевой характер и соответствует образовательным программам в организации -получателе пожертвования.

2.7. Привести меры социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования в соответствие с аналогичными мерами, установленными в отношении педагогических работников общеобразовательных организаций.

2.8. Разработать и внедрить механизмы оценки и сертификации квалификаций.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

3.1. Обеспечить в установленный срок выполнение комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы.

3.2. Разработать и внедрить порядок взаимодействия образовательных организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

3.3. Разработать рекомендации о порядке и условиях совместного использования материально-технической базы ресурсных центров другими образовательными организациями, в том числе иных форм собственности.

3.4. С целью координации действий в создании единых подходов в подготовке специалистов и рабочих кадров для предприятий промышленности активнее использовать потенциал ассоциаций, объединяющих образовательные организации по отраслевому признаку, с приданием им соответствующего статуса Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.5. Подготовить методические рекомендации по вопросам формирования государственного заказа на рабочие специальности для образовательных организаций среднего профессионального образования.

3.6. Подготовить рекомендации о разработке и реализации региональных систем оценки и сертификации квалификаций.

3.7.    Содействовать созданию и развитию современной системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

3.8. Содействовать проведению региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям.

3.9. Актуализировать действующий перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования с точки зрения соответствия потребностям рынка труда и применяемым перечням профессий и специальностей.

З.10. Осуществить мероприятия по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образования, включая переподготовку и дополнительное профессиональное образование.

3.11. Рассмотреть возможность создания в Российской Федерации автономного Института развития профессионального образования, в функции которого входит системная работа по разработке методик, вопросов содержания среднего профессионального образования, осуществление переподготовки и дополнительного образования педагогических кадров.

3.12. Продолжить создание открытой информационной среды, содержащей сведения о текущем состоянии рынка труда и его прогнозном развитии.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

4.1. Продолжить реализацию планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

4.2. Провести мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования.

4.3. Реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы.

4.4. Совершенствовать механизмы мониторинга текущих и перспективных кадровых потребностей регионального рынка труда, его взаимосвязь с системой подготовки кадров.

4.5. Обеспечить поддержку инновационных образовательных программ профессионального образования, направленных на подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики субъектов Российской Федерации.

4.6. Развивать систему профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

4.7. Принять меры по воссозданию и развитию в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей кружков технического направления.

4.8. Содействовать развитию механизмов государственно-частного партнерства.

4.9. Совместно с объединениями работодателей продолжить деятельность по поддержке региональных центров сертификации профессиональных квалификаций.

4.10. Обеспечить доступность информации о востребованности профессий и специальностей на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рынке образовательных услуг, включая рейтинг образовательных учреждений.

5. Объединениям работодателей:

5.1. В целях синхронизации потребностей рынка труда и системы образования принять участие в формировании современных требований и компетенций к рабочим кадрам, а также разработке отраслевых профессиональных стандартов.

5.2. Осуществлять поддержку образовательных организаций среднего профессионального образования в вопросах модернизации учебно-лабораторной базы, организации практики студентов.

5.3. Принимать участие в мероприятиях, направленных на осуществление общественного   контроля   за   качеством   предоставляемых   образовательных услуг.

5.4. Совершенствовать работу независимых центров сертификации квалификаций, центров профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, иных структур независимой оценки качества профессионального образования.

5.5. Принимать участие в разработке и реализации программ поддержки молодых рабочих.

5.6. Принимать  участие   в   создании  и  развитии   современных  систем профессиональной ориентации и консультирования.