«Круглые столы»

«О проблемах архитектурной деятельности в Российской Федерации: законодательный аспект»

15 апреля 2015 года в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О проблемах архитектурной деятельности в Российской Федерации: законодательный аспект».

 Как заявил, открывая мероприятие, заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков, многие современные проблемы архитектурной деятельности затрагивают вопросы градостроительства, архитектурного образования и другие. Сенатор напомнил, что ключевые направления политики государства в этой сфере нашли свое отражение в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ в декабре минувшего года. По его словам, в Основах подчеркивается необходимость повышения эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственной поддержки архитектурного творчества, а также признания архитектуры социально значимым видом искусства. Сергей Рыбаков указал, что действующий Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу в 1996 году, нуждается в серьезной модернизации. Он также отметил наличие ряда противоречий между нормами данного закона и Градостроительного кодекса. Ключевым, по мнению законодателя, является вопрос: что в работе архитектора зависит от творчества, от архитектурного самосознания, от интересов рынка заказчика. Сенатор также обратил внимание на роль архитекторов в сохранении отечественного историко-культурного наследия. «Необходимо, в частности, корректное отношение самих представителей архитектурного сообщества к этому процессу».

Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Сударенков предложил, в частности, учесть мнение субъектов Федерации, муниципалитетов в вопросах, связанных с квалификационной аттестацией архитекторов.

Проректор Московского архитектурного института Георгий Есаулов рассказал о необходимости качественного повышения образовательного процесса, подготовки педагогов, организации вхождения выпускников вузов в реальный проектный процесс. «Без принятия новых законодательных и нормативных актов невозможно решить задачи, стоящие перед отраслью. В одной профессии заключено единство науки, культуры, искусства, техники и технологии, что требует к ней особого внимания».

Президент Союза архитекторов России Андрей Боков подчеркнул важность совершенствования профессиональной деятельности, выработки механизмов подтверждения для практикующих архитекторов профессиональной квалификации.

По мнению президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаила Посохина, архитектура является коллективным творчеством, неразрывно связанным со смежными профессиями, в том числе строительством. «В оценке деятельности архитектора необходимо учитывать, прежде всего, результаты его труда».

Президент Московской палаты архитекторов Павел Андреев предложил профессиональным объединениям архитекторов совместно с объединением изыскателей и проектировщиков на основе действующего законодательства разработать необходимые критерии оценки квалификации архитекторов.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Рейльян указал на необходимость изменения подходов к организации архитектурно-строительной деятельности, повышения общего уровня культуры властей, представителей бизнеса и жителей.

Об опыте города Москвы, практике конкурсной деятельности с привлечением молодых активных архитекторов, решении вопросов преемственности и реализации творческих замыслов от архитектурной идеи до исполнения рассказал главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов.

Директор Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ Владимир Цветнов внес предложение о разработке для малых исторических поселений методики по землепользованию и застройке.

В дискуссии приняли участие член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Андрей Соболев, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Лукин, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева Ирина Коробьина и другие.

По итогам «круглого стола» за основу были приняты рекомендации, реализация которых найдет отражение в деятельности палат Федерального Собрания.

Рекомендации

Участники «круглого стола», обсудив проблемы архитектурной деятельности, градостроительства и архитектурного образования в Российской Федерации, отмечают следующее.

Ключевые направления политики государства в области архитектурной деятельности нашли свое отражение в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808. В них говорится о необходимости повышения эстетической ценности архитектурной среды российских городов, о государственной поддержке архитектурного творчества, признании архитектуры социально значимым видом искусства.

В Российской Федерации вопросы градостроительства регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами. Порядок осуществления архитектурной деятельности в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов, регламентируются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Участники «круглого стола» отмечают, что с момента вступления в силу указанного Федерального закона (1996 г.) общие подходы к организации государственного регулирования различных сфер экономической жизни российского общества претерпели существенные изменения.

В настоящее время во главу угла поставлена «парадигма дерегулирования», в рамках которой государство передает выполнение некоторых функций и определенных властных полномочий, иным субъектам экономической деятельности, не являющимся органами государственной власти –  различным некоммерческим корпоративным организациям, в том числе профессиональным объединениям, саморегулируемым организациям.

Основой такого подхода являются презумпция добросовестности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности и минимизация вмешательства государства в экономику. Его отражением применительно к архитектурной деятельности стало исключение из текста указанного Федерального закона главы II, посвященной вопросам лицензирования этой деятельности. Учитывая, что лицензирование является одним из наиболее жестких административно-правовых режимов регулирования экономической деятельности, наиболее значимым ограничителем ее свободы, этот момент нельзя не признать положительным.

Однако отрицательным моментом является то, что на смену лицензированию не пришел какой-либо иной механизм государственного регулирования – или саморегулирования – архитектурной деятельности. Это привело к нарушению баланса между частными и общественными интересами, породило широкие возможности для злоупотреблений, приводящие к серьезным негативным последствиям для участников гражданского оборота и качества среды жизнедеятельности.

Кроме того, по мнению участников «круглого стола», негативным аспектом действующего законодательства в сфере архитектуры является наличие противоречий между нормами Федерального закона «Об архитектурной деятельности» и Градостроительного кодекса, в том числе в части выдачи разрешений на строительство.

Также весьма острым является вопрос о квалификации специалистов – архитекторов и защите общества от непрофессиональных действий в архитектуре и градостроительстве.

Эта проблематика тесно связана с подписанием Россией  Болонской декларации, предусматривающей сокращение сроков обучения, отказ от выпуска «специалистов» и переход на выпуск бакалавров и магистров. В этих условиях и при отсутствии института квалификационной аттестации архитекторов резко понижается качество архитектурных решений, возрастает угроза нанесения вреда обществу в результате непрофессиональных действий архитекторов. Кроме того, отсутствие статуса «квалифицированного специалиста» у российских архитекторов ставит их в неравноправное положение перед иностранными коллегами, закрывает для них иностранные рынки профессиональных услуг.

По результатам обсуждения проблематики, связанной с архитектурной деятельностью, участники «круглого стола» в целом поддерживают законодательное предложение Союза архитекторов России о необходимости внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях его дальнейшей доработки признано целесообразным создать рабочую группу с участием представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, научных и образовательных организаций, творческих союзов и общественных объединений.

С учетом важности рассмотренных вопросов, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству образования и науки Российской Федерации:

совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в Общероссийский классификатор специальностей по образованию укрупненной группы специальностей и направлений подготовки – "Архитектура";

разработать с участием представителей ведущих архитектурно-художественных вузов и факультетов страны предложения, связанные с совершенствованием системы критериев и показателей, отражающих специфику архитектурного образования и соответствующих мировой практике рейтинговой оценки его качества.

2. Министерству культуры Российской Федерации:

разработать методику составления правил землепользования и застройки в исторических поселениях;

рассмотреть совместно с Правительством Москвы возможность создания центра советского архитектурного авангарда, как филиала Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, на базе здания памятника архитектуры русского авангарда - гаража на ул. Новорязанской (Москва).

3. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

рассмотреть совместно с Министерством культуры Российской Федерации и заинтересованными творческими союзами и объединениями вопросы сохранения архитектурного наследия в Российской Федерации первой половины ХХ века;

создать совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рабочую группу по доработке законодательного предложения, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

при доработке проекта федерального закона № 617570-5 "О культуре в Российской Федерации" (новая редакция) предусмотреть положения, связанные с архитектурной деятельностью и закрепленные в Основах государственной культурной политики;

ускорить рассмотрение законопроектов № 682349-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности в границах исторического поселения) и № 682357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части введения упрощенных механизмов установления зон охраны объектов культурного наследия)".

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:       разработать и принять дополнительные комплексные организационно-правовые меры, направленные на усиление  архитектурного контроля при осуществлении архитектурной и градостроительной деятельности;

рассмотреть вопрос о совершенствовании деятельности органов архитектуры и градостроительства, имея в виду принять комплекс правовых, организационных и финансовых мер, направленных на усиление роли указанных органов в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены исторические поселения Российской Федерации.