«Круглые столы»

«Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

20 ноября 2014 года в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Как заявила, открывая мероприятие, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, правовой основой инклюзивного образования являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

По мнению сенатора, одним из ключевых вопросов успешного совместного обучения школьников с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями является формирование к ним дружественного, толерантного отношения. Лилия Гумеровапривела пример акции «Ломая барьеры», проходящей в республике Башкортостан. По словам сенатора, прежде всего барьеры необходимо ломать в нашем сознании по отношению к таким детям.

Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Галина Николаева указала на актуальность создания необходимых условий для реализации прав всех детей на качественное образование и развитие. При этом особое значение приобретает оказание ранней коррекционной помощи нуждающимся детям. По мнению сенатора, заслуживает поддержки предложение о приравнивании к трудовой деятельности ухода за ребенком-инвалидом одного из родителей.

Галина Николаева также обратила внимание на важность усиления роли СМИ в формировании доброжелательного отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья. «Освещение хода зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи является одним из значимых примеров такой работы», — подчеркнула законодатель. По ее словам, состояние и развитие инклюзивного образования является одним из важных показателей нравственного состояния общества.

Заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отметил, что для реализации задач, связанных с инклюзивным образованием, необходимы соответствующие организационно-экономические условия, а также духовно-нравственные. «Без преодоления существующих ментальных барьеров невозможен переход к инклюзивной практике».

Замминистра подчеркнул, что процессы в образовании вовлекают в новую орбиту и другие виды деятельности в вопросах создания соответствующей инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья за пределами школы.

Вениамин Каганов затронул тему дистанционного обучения, возможности которого важно использовать для дальнейшего получения высшего образования и трудоустройства на дому людей с ограниченными возможностями здоровья. Он считает, что создание условий дополнительного инклюзивного образования – это не только социальная помощь, это возможность обретения для общества талантливого человека.

 

Президент попечительского совета благотворительного фонда помощи неизлечимым детям «По зову сердца», член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая отметила необходимость формирования в обществе дружественного отношения к людям с инвалидностью. Она пригласила участников «круглого стола» прийти 3 декабря в Международный день инвалидов в школы на «Уроки доброты» и поддержать создание подлинной безбарьерной среды в нашей стране. 

В работе «круглого стола» приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ социальной политике Людмила Косткина. Член Комитета СФ по социальной политике Елена Попова, члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Геннадий Савинов, Валерий Сударенков, и Андрей Соболев, начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко, директор НИИ негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» Галина Семья и другие.