«Круглые столы»

«Формирование информационной политики в отношении людей зрелого возраста: актуальность и перспективы»

Рекомендации

Участники «круглого стола», рассмотрев вопрос об информационной политике для людей зрелого возраста, а также проанализировав меры государственной поддержки и законодательного обеспечения этой деятельности, отметили  следующее:

По классификации  ООН, население считается стареющим, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. В России – это около 13%. Продолжительность жизни при этом продолжает увеличиваться. К 2018 году она должна составить не менее 74 лет, к 2020-му - 75,7, в том числе у мужчин - 71,2, у женщин - 80 лет. Развитие пенсионных систем, расширение доступа к накопительным услугам изменили жизнь пожилых людей. Если в начале ХХ века старики были иждивенцами у молодых, то к концу века старшее поколение стало держателем активов.

Ученые второй половины ХХ века выделили в старости два периода: «третий и четвертый возрасты». «Третий возраст» - это продукт успешного экономического развития и социальной политики в послевоенный период.

 Исследователи подчеркивают, что «молодые старики» “третьего возраста” энергичны и активны. Многие из них не только хотят, но и в состоянии продолжить работу после наступления пенсионного возраста, причем, качество этой работы, подчеркивают исследователи, ничуть не ниже, чем у представителей более молодых поколений. С наступлением эпохи «нулевых» Европа и Америка отказались от публичного употребления слов «пенсионер, пожилой, престарелый», как неполиткорректных. Их заменило лояльное "сеньор" (от английского senior - старший). Мы считаем правильным, чтобы в нашей стране  это понятие обозначалось словами  «серебряный возраст», которое уже постепенно входит в современный обиход.

Многие развитые государства законодательно стимулируют бизнес бережнее относиться к пожилым работникам, реализуют масштабные социальные программы в области строительства, медицины, образования. В Израиле это  привело к созданию Министерства по делам пожилых людей.

Для современного российского общества характерно отсутствие должного внимания к стимулированию участия людей зрелого возраста в жизни страны. Как показывают результаты исследования ВЦИОМ, отношение к пожилым людям в России скорее негативное, чем позитивное, хотя большинство россиян  испытывают уважение к пожилым людям (57%). Одновременно с этим, люди пожилого возраста вызывают жалость - у 38%, желание оказать помощь - у 35%, в наибольшей степени у 18-24-летних - 42%. 67% респондентов считают, что права пожилых людей в России не соблюдаются.

Необходим перелом в общественном сознании, чтобы люди зрелых лет не трактовались как «демографическая нагрузка», «социальный балласт», а были активной частью общества. Являясь «де факто» одной из наиболее дискриминированных групп населения, на деле люди зрелого возраста в России становятся одной из главных движущих сил общества. 76% избирателей в нашей стране – люди в возрасте 50+. 65% опрошенных респондентов считают, что бизнес должен учитывать потребности людей старшего возраста, а 89% населения категории «50+» в России готовы продолжить свою трудовую деятельность.

Проблема отсутствия сбалансированной информационной политики, ведущей к вовлечению людей старшего возраста в активную жизнь, способствующей их социальной адаптации, является одной из самых актуальных для современного российского общества. Сегодня средства массовой информации - интернет, телевидение, радио, печатные издания - становятся основным связующим звеном между человеком и обществом. В особенности, это касается людей зрелого возраста, чье информационное пространство сужается в силу объективных причин. Наладить конструктивный диалог, построить эффективный канал взаимопомощи - задача информационной политики, которая должна формироваться совместно средствами массовой информации и органами государственной власти.

В целях совершенствования информационной политики в отношении людей зрелого возраста в Российской Федерации, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации  рассмотреть вопросы:

-     увеличения объема средств на издание литературы и поддержку проектов в печатных СМИ, направленных на формирование позитивного и уважительного отношения к людям зрелого возраста;

-     оказания государственной поддержки СМИ, ставящих своей целью способствовать социальной адаптации людей зрелого возраста и их активному долголетию; наделение таких СМИ статусом «социально значимых»;

- сохранения льготных тарифов на доставку периодической печатной продукции по подписке от почтовых отделений до подписчика.

 

Министерству культуры Российской Федерации, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопросы:

- открытия на территории государственных учреждений культуры (библиотек, музеев, центров культуры) специализированных объектов по продаже печатной прессы, в том числе с использованием формы государственно-частного партнерства.

- проведения информационных кампаний и побуждения средств массовой информации к созданию более сбалансированной по возрасту картины общества, недискриминационному отображению пожилых людей, распространению информации о старении как естественном этапе развития личности; вовлечение пожилых людей в процессы планирования, осуществления и оценки медийных программ;

- придания торговым точкам по продаже периодической печати статуса социально значимых объектов, обеспечивающих общественно-полезные цели;

- введения льгот по аренде помещений структурам по распространению печатной прессы, получившим статус социально-значимых объектов;

- стимулирования проведения фестивалей прессы, конкурсов и лотерей;

- установление понятия социально значимой печатной продукции и распространение на весь цикл ее производства льготных  ставок НДС;

- увеличения объема средств на поддержку социально значимых проектов в СМИ.

Средствам массовой информации:

- акцентировать внимания общества на позитивных демографических изменениях - росте продолжительности жизни и улучшении ее качества, популяризации здорового образа жизни;

- способствовать повышению осведомленности об интеллектуальном потенциале людей «третьего возраста», их способности к активному творческому труду, передаче опыта и наставничеству;

- формировать в общественном сознании неприятие дискриминации по признаку возраста;

-    - способствовать принятию мер по обеспечению финансовой безопасности в пожилом возрасте, созданию полного диапазона услуг системы здравоохранения и социального обеспечения на протяжении всей жизни;

-    - обращать постоянное внимание органов государственной власти и общественности на необходимость системной работы по вопросам старения населения;

-    - способствовать признанию человеческого достоинства, прав человека и основных свобод пожилых людей, развитию солидарности между поколениями;

-    - содействовать формированию общественного мнения, поощряющего участие людей зрелого возраста в экономической и общественной жизни страны;

-    - подчеркнуть недопустимость использования в журналистской лексике определений, унижающих человеческое достоинство или ущемляющих права людей зрелого возраста в периодике, исключить, по возможности, использование слов «старик, старуха, старость», заменив их синонимами, демонстрирующими более лояльное  отношение к возрасту.