«Круглые столы»

«Основные проблемы модернизации системы дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе: законодательный аспект»

Рекомендации

Участники заседания "круглого стола", рассмотрев и обсудив вопросы законодательного обеспечения модернизации системы дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе, подчеркивая актуальность темы, отмечают следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование закреплено в качестве одного из уровней образования.

Для обеспечения современного качества дошкольного образования, в том числе и в частных организациях, утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), вступающий в силу с 1 января 2014 года. Реализация ФГОС ДО позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида дошкольных образовательных организаций, режима функционирования и формы собственности. ФГОС ДО создает условия для личностного роста каждого ребенка, формирования индивидуальной траектории его развития, учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Сохранено право родителей на получение компенсации части платы за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации и установлено, что родительская плата взимается только за присмотр и уход за ребенком. Запрещается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы и содержание недвижимого имущества.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравнены по правам и ответственности к образовательным организациям.

Основные приоритеты и задачи по развитию дошкольного образования закреплены в стратегических документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" предусмотрено достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В результате реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы в сфере дошкольного образования должны быть достигнуты следующие результаты:

обеспечение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного образования;

предоставление родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, возможности получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", в соответствии с которым реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:

предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ (проектов) развития дошкольного образования;

создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;

обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;

создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.

Всего в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие дошкольного образования выделено 59 млрд. рублей, в том числе:

8 млрд. руб. – бюджетные кредиты на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации (кредиты получили
43 субъекта Российской Федерации);

1 млрд. руб. – субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на
2011–2015 годы (субсидии получили 72 субъекта Российской Федерации);

50 млрд. руб. – субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования (субсидии с учетом потребности региона в детских дошкольных организациях, его бюджетной обеспеченности и при условии софинансирования были выделены всем субъектам Российской Федерации).

Приоритетными направлениями расходования средств субсидий стали капитальные вложения в региональную инфраструктуру дошкольного образования.

Для стимулирования развития вариативных форм (включая развитие частного сектора) и приближения дошкольных организаций к местам проживания детей оптимизированы требования к устройству зданий и/или помещений, содержанию и организации режима работы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования.

С 1 января 2014 года финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, будет осуществляться посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными для государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций.

На сегодняшний день нормативная правовая база, регулирующая вопросы дошкольного образования, сформирована не полностью.

Необходимо осуществление нормативного, кадрового, материально-технического, организационного и информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Одним из условий обеспечения доступности дошкольного образования является также эффективность освоения субъектами Российской Федерации средств, выделенных на модернизацию дошкольного образования.

Сближение правового положения государственных (муниципальных) и негосударственных дошкольных образовательных организаций должно способствовать развитию дошкольного образования.

Необходимо использовать механизмы льготного налогообложения образовательных организаций дошкольного образования.

Существует потребность в проведении анализа динамики изменения родительской платы в государственных (муниципальных) и негосударственных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.

Рассмотрев и обсудив вопросы модернизации системы дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе, участники "круглого стола"   рекомендуют:

 

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществить мониторинг практики применения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы модернизации системы дошкольного образования в Российской Федерации, и при необходимости вносить предложения по совершенствованию указанного законодательства.

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности подготовки изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, обеспечивающих:

1) уточнение нормы об освобождении услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с тем, чтобы толкование этой нормы не допускало возможность обложения налогом услуг по присмотру и уходу за детьми, оплачиваемых за счет родительской платы;

2) льготное налогообложение имущества негосударственных образовательных организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность;

3) предоставление возможности применения ставки налога на прибыль организаций в размере 0 процентов организациям, осуществляющим реализацию образовательных программ дошкольного образования, у которых объем образовательной деятельности составляет не менее 90 процентов (за счет оказания услуг по присмотру и уходу), а также организациям, осуществляющим образовательную деятельность и имеющим численность занятых менее 15 человек.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

1) ускорить принятие проектов нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в сфере дошкольного образования в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе:

регулирующих прием детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

утверждающих порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ (на основе ФГОС ДО), проведения экспертизы и ведения реестра указанных программ;

2) принимая во внимание непрерывность образования и преемственность образовательных программ, учитывать результаты мониторингов, проводимых на других уровнях образования в ходе его модернизации, при планировании работы по развитию дошкольного образования;

3) разработать порядок деятельности консультативных центров любых организационно-правовых форм, обеспечивающих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую, консультативную помощь родителям при организации семейного образования;

4) по результатам мониторинга региональных программ по поддержке частного сектора в сфере дошкольного образования обобщить опыт регионов и ознакомить субъекты Российской Федерации с наиболее успешными проектами. 

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) привести нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части вопросов дошкольного образования;

2) принять меры по улучшению инвестиционного климата в сфере дошкольного образования;

3) разработать систему мер по повышению эффективности организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов развития государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

4) обеспечить эффективность расходования средств, выделенных субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на ликвидацию очередности зачисления детей в дошкольные образовательные организации;

5) рассмотреть вопрос о привлечении эффективных дошкольных образовательных организаций в качестве центров повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования;

6) рассмотреть вопрос о размере компенсации родительской платы малообеспеченным и многодетным семьям;

7) предусмотреть более гибкий механизм формирования очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, который даст возможность частным дошкольным организациям участвовать в обеспечении доступности дошкольного образования на равных условиях с государственными (муниципальными) образовательными организациями дошкольного образования.