Рекомендации
по итогам «круглого стола» на тему
«О государственной политике в области защиты, поддержки и развития русского языка»
3 июня 2025 года г. Москва
Заслушав и обсудив вопросы о совершенствовании государственной политики в области защиты, поддержки и развития русского языка, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) осуществлять совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти анализ правоприменительной практики в части сохранения, поддержки и развития русского языка;
2) содействовать разработке соответствующей нормативно-правовой базы в целях совершенствования законодательства в части государственной поддержки русского языка;
3) провести в период осенней сессии 2025 года «круглый стол» на тему «Русский язык на пространстве Содружества Независимых Государств: перспективы сотрудничества».
2. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность:
внесения изменений в подписанное 12 октября 2023 года Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях деятельности в городе Бишкек Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, дополнив статью 3 Соглашения задачей о реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования в соответствии с утвержденными в Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами, а также в статью 14 Соглашения – о финансировании реализации вышеуказанных направлений;
выделения финансирования на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов на строительство в Киргизской Республике кампуса Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина для 15 000 студентов;
выделения бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по модернизации инфраструктуры (включая общежитие) Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина;
2) проработать вопрос о внесении изменений в часть 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации в части закрепления за представительствами международных (межгосударственных) образовательных организаций, созданных на территории Российской Федерации, статуса российского юридического лица;
3) рассмотреть вопрос об увеличении контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям подготовки, специальностям в области педагогики и филологии по профилям подготовки русский язык и литература;
4) поручить провести ревизию и экспертизу имеющихся в расположенных за рубежом образовательных организациях учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов по русскому языку, учебным предметам на русском языке и подготовить предложения по их актуализации;
5) поручить проработать вопрос о наделении Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина статусом и полномочиями базовой экспертной организации по вопросам экспертизы учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, предназначенных для обучения русскому языку как иностранному;
6) предусмотреть проведение на регулярной основе ежегодных мониторинговых исследований положения и востребованности русского языка, российского образования и образования на русском языке в мире;
7) рассмотреть вопрос об установлении Дня российского языковеда, приурочив его к дню рождения выдающегося лингвиста, языковеда, лексикографа С.И. Ожегова.
3. Министерству просвещения Российской Федерации:
1) осуществлять мониторинг правоприменительной практики положений Федерального закона от 28 февраля 2023 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном языке Российской Федерации“, актуальную информацию направлять в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре раз в полгода;
2) обеспечить своевременную разработку единых государственных учебников по русскому языку, литературе и литературному чтению для общеобразовательных организаций;
3) проработать вопрос о создании и размещении в федеральной государственной информационной системе «Моя школа» единой электронной базы заданий и учебных материалов по языкознанию, включая единый список рекомендованной литературы для углубленного изучения русского языка, для использования обучающимися общеобразовательных организаций при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников;
4) обеспечить при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации достаточное комплектование фондов школьных библиотек учебными словарями русского языка;
5) продолжить работу по синхронизации федеральных основных общеобразовательных программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература» и «История»;
6) предусмотреть в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном» проблематику, направленную на популяризацию русского языка;
7) разработать и направить в субъекты Российской Федерации единые федеральные специализированные общеобразовательные программы по изучению русского языка как иностранного для детей мигрантов, а также обеспечить разработку и издание соответствующих учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, методических рекомендаций;
8) направить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре актуализированную информацию об исполнении подпункта 4) пункта 3 рекомендаций по итогам состоявшихся 14 ноября 2023 года парламентских слушаний на тему «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка» (исх. № 3.9–08/2890 от 13 декабря 2023 года), по вопросу создания филиальной сети российских профессиональных образовательных организаций и ассоциации колледжей государств – участников Содружества Независимых Государств;
9) рассмотреть вопрос о создании на базе филиала Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в городе Ташкенте Республики Узбекистан единого учебно-методического центра по вопросам образования;
10) во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, образовательными организациями проработать вопрос о запуске пилотного проекта – модели организации комплексной поддержки системы общего и среднего профессионального образования Республики Узбекистан, включая возможность распространения проекта «Российский учитель за рубежом» на систему среднего профессионального образования.
4. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1) продолжить работу по повышению качества образовательных программ по русскому языку в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
2) обеспечить своевременное исполнение пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 декабря 2024 года № Пр-2814 об интеграции государственной информационной системы «Национальный словарный фонд» с федеральной государственной информационной системой «Моя школа»;
3) организовать профессиональную переподготовку педагогических кадров в целях обучения в общеобразовательных организациях детей мигрантов русскому языку как иностранному;
4) рассмотреть вопрос о закреплении за Кыргызско-Российским Славянским университетом имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина статуса учебно-методического центра в области образования в Киргизской Республике;
5) содействовать развитию кадрового потенциала преподавателей и ученых-русистов в мире, включая организацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, научных стажировок, привлечение зарубежных школьников и студентов к участию в олимпиадах по русскому языку.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1) осуществлять мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 22 апреля 2024 года № 93-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон „О государственном языке Российской Федерации“ по своевременному вводу в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы „Национальный словарный фонд“, актуальную информацию направлять в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре раз в полгода;
2) обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение привлекательности и статуса российско-национальных (славянских) университетов в государствах – участниках Содружества Независимых Государств;
3) во взаимодействии с российскими образовательными организациями высшего образования, имеющими филиалы в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, проанализировать имеющиеся в деятельности филиалов проблемы и сформировать план мероприятий (»дорожную карту») по их решению;
4) развивать научное сотрудничество с зарубежными странами в сфере русистики, включая проведение совместных научных исследований в области лингвистики, филологии, международной коммуникации.
6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки рассмотреть возможность включения Центра тестирования Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2024 года № 3641-р перечень государственных учреждений, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
7. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничеству, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации:
1) актуализировать и направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеющиеся потребности иностранных государств в направлении российских педагогов за рубеж для преподавания русского языка и учебных предметов на русском языке, а также в повышении квалификации преподавателей русского языка из зарубежных образовательных организаций;
2) оказывать организационно-методическое и консультационное содействие деятельности профессиональных русистов в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, способствовать популяризации лучшего опыта обучения русскому языку как иностранному;
3) проработать вопрос об организации Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов, задействованных в реализации образовательных и образовательно-просветительских программ по русскому языку на базе представительств Россотрудничества (Российских центров науки и культуры, Русских домов) за рубежом;
4) развивать волонтерские молодежные проекты и программы, направленные на поддержку интереса и мотивацию к изучению русского языка среди зарубежных школьников и молодежи, в том числе с опорой на опыт и потенциал международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире»;
5) способствовать активизации в иностранных государствах деятельности по рекламно-информационному сопровождению мероприятий по популяризации русского языка.