РЕШЕНИЕ
по итогам «круглого стола» на тему «Снижение бюрократической нагрузки в системе образования»
19 марта 2024 года
Заслушав и обсудив информацию представителей Рособрандзора, Минпросвещения России, Минобрнауки России, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций по вопросу снижения бюрократической нагрузки в системе образования, участники «круглого стола» отмечают следующее.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), направленный на снятие излишней бюрократической нагрузки в сфере образования.
В целях реализации Федерального закона Минпросвещения России был издан приказ от 21 июля 2022 г. № 582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ» (вступивший в силу с 1 сентября 2022 года), ограничивающий перечень отчетности учителя пятью базовыми документами.
Следует отметить, что Федеральным законом также установлено право субъектов Российской Федерации утвердить дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, данное право может быть реализовано только по согласованию с Минпросвещения России.
С учетом возникновения указанного права Минпросвещения России разработан и направлен в регионы внутриведомственный Регламент согласования дополнительного перечня документации, который устанавливает процедуру согласования дополнительных перечней документации, направляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором организована работа по информированию педагогических работников о гарантиях и правах, возникших в результате вступления в силу Федерального закона и издании приказа о перечне документации учителей.
В июле 2022 года в субъекты Российской Федерации Минпросвещения России была направлена информация о перечне документации учителя с разъяснениями, указывающими на недопустимость возложения на педагога работы, связанной с подготовкой документов, не включенных в перечень.
Одновременно на сайте Рособрнадзора начала действовать горячая линия по вопросам избыточной отчетности.
Кроме того, в целях решения задач по снижению бюрократической нагрузки в системе образования на площадке Рособрнадзора создана межведомственная рабочая группа.
Важно также отметить, что было принято решение о проведении в 2023 году в шести пилотных регионах эксперимента по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов (г. Москва, г.Санкт-Петербург, Московская область, Пензенская область, Нижегородская область, Владимирская область).
Участники «круглого стола» отметили, что после принятия Федерального закона ситуация значительно улучшилась, но проблемы все равно существуют.
В частности, установление на федеральном уровне перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками, необходимо не только при реализации основных общеобразовательных программ, но и основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования.
На это обратил внимание в том числе председатель Правительства Российской Федерации Мишустин М.В., которым была поставлена задача — продолжить работу по снижению бюрократической отчетности на всех уровнях образования.
Необходимо также установить административную ответственность за направление запросов и установление требований свыше тех, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предпринимаются дополнительные меры по снижению бюрократической нагрузки, а также определяются новые пути решения поставленных задач.
Так, Минпросвещения России совместно с Минцифры России и Рособрнадзором продолжена работа по интеграции информационных систем, позволяющих обеспечить обмен данными в едином формате, включая ресурсы, используемые и разрабатываемые в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (создана Федеральная государственная информационная система «Моя школа»).
Разработан онлайн-сервис – конструктор по созданию рабочих программ, позволяющий педагогам быстро и качественно создавать рабочие программы по учебным предметам в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ.
Создан Единый календарь образовательных событий, который представляет собой цифровой сервис, включающий образовательные события (мероприятия) межрегионального, всероссийского или международного уровней.
Разработан
и направлен в регионы примерный календарный план воспитательной работы на учебный год.
С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:
1. Принять к сведению информацию о состоянии бюрократической нагрузки в системе образования.
2. Рекомендовать:
2.1. Рособрнадзору, Минпросвещения России, Минобрнауки России продолжить с участием Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части снижения бюрократической нагрузки в системе образования.
2.2. Рособрнадзору по окончании проведения эксперимента по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов представить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре его результаты.
2.3. Заинтересованным органам государственной власти организовать работу по исключению направления в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность, запросов, дублирующих друг друга, запросов, по представлению информации, по сбору которой отсутствуют механизмы, а также запросов, не относящихся к вопросам деятельности указанных организаций.
2.4. Минпросвещения России:
— проработать совместно с заинтересованными органами государственной власти механизм проведения с участием обучающихся различных тематических диктантов, которые выходят за рамки соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, с целью сокращения их количества;
— обновить методические рекомендации в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, в части функционала классного руководителя.
3. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре при проведении расширенных заседаний в рамках дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации обращать внимание на проводимые в соответствующем субъекте Российской Федерации мероприятия, направленные на снижение бюрократической нагрузки.