«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к литературному наследию»

РЕШЕНИЕ

по итогам «круглого стола» на тему

«Актуальные вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к литературному наследию»

 

Заслушав и обсудив актуальные вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к литературному наследию, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть целесообразность разработки Стратегии развития школьных библиотек в Российской Федерации на период до 2030 года;

проработать вопрос освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость для издательств детской литературы;

рассмотреть возможность разработки мер поддержки детских поэтов и писателей;

рассмотреть возможность разработки «Книжной Карты семьи» для покупки бумажных книг для детей и юношества в возрастном диапазоне от 0+ до 16+ в книжных магазинах России (по аналогии с «Пушкинской картой»).

2. Министерству просвещения Российской Федерации:

провести анализ федеральных образовательных программ в части примерного перечня художественной литературы для реализации федеральных программ образования;

включить в мониторинг Минпросвещения России потребность в средствах обучения и воспитания в части художественной литературы государственных (муниципальных) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы).

проработать вопрос расширения перечня художественной литературы для комплектования школьных библиотек и внесения изменений в Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022
№ 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“;

разработать механизм регулярного обновления основных фондов школьных библиотек художественной, научно-популярной, справочной, методической литературой, информационно-методическими периодическими изданиями для педагогов и детскими СМИ для обучающихся;

оказывать содействие в методическом сопровождении воспитателей, педагогов, библиотекарей для решения задачи сохранения и развития культуры чтения;

учесть при разработке микроквалификаций студентов по специальности, направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» компетенций, направленных на воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста навыков чтения и приобщения к литературному наследию, в том числе через просвещение родителей;

рассмотреть вопрос о проведении общероссийского конкурса «Лучшая читающая школа России» для выявления эффективных практик организации читательской инфраструктуры в общеобразовательных организациях;

рекомендовать обучающимся общеобразовательных организаций использовать бесплатное мобильное приложение для чтения «НЭБ Свет».

3. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству цифрового развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о подготовке новой Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения с учетом Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами
и организациями
рассмотреть вопрос об актуализации Технического регламента таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», с учетом специфики современной детской книжной продукции и современных технологий.

5. Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность создания информационного сервиса общего каталога музейных ценностей Российской Федерации и проработать механизм использования изображения музейных ценностей для издательской деятельности.

6. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить поддержку комплектования основных фондов школьных библиотек не только учебниками, но и художественными произведениями;

поддержать внедрение и распространить практику реализации проекта «Читающая мама – Читающая семья», направленного на развитие родительских компетенций в вопросах детского чтения;

оказать поддержку проведению на территории субъектов Российской Федерации книжных фестивалей, направленных на приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к активному чтению;

поддержать идею приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к чтению с использованием ресурса общедоступных библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации;

поддержать модернизацию школьных библиотек как центров досугового и воспитательного центра образовательной организации;

оказывать поддержку проведению на территории субъектов Российской Федерации социальной рекламной кампании по чтению на региональных телеканалах, а также на инвентаре наружной рекламы (билборды, цифровые билборды, сити-формат, киоски НТО «Печать», цифровые сити-борды, тумбы, афишные стенды, цифровые суперсайты
и пр.) и рассмотреть возможность предоставления бесплатных форматов размещения для социальной рекламы чтения;

развивать кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования школьных библиотек.

поддержать инициативы создания литературных клубов в общеобразовательных организациях, в том числе «Клуба семейного чтения».

7. Российскому книжному союзу:

подготовить и направить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовленные совместно с Министерством цифрового развития Российской Федерации предложения по внесению изменений в ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», при подготовке предложений руководствоваться Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 года № 48 «О Порядке разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза» (с изменениями на 18 октября 2016 года);

развивать продукт «Литрес: Школа» по обеспечению потребности учителей, библиотекарей, родителей и обучающихся в общеобразовательных организациях;

расширять фонды библиотек (цифровые и бумажные), в том числе за счет включения произведений современных авторов и писателей, пишущих на национальных языках народов Российской Федерации.

8. Руководителям издательств литературы для детей:

обеспечить высокое качество контента издаваемой детской литературы для семейного чтения;

обеспечить качество иллюстраций, оформления, печати литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.