РЕШЕНИЕ
по итогам «круглого стола» на тему
«Актуальные вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к литературному наследию»
Заслушав и обсудив актуальные вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к литературному наследию, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть целесообразность разработки Стратегии развития школьных библиотек в Российской Федерации на период до 2030 года;
проработать вопрос освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость для издательств детской литературы;
рассмотреть возможность разработки мер поддержки детских поэтов и писателей;
рассмотреть возможность разработки «Книжной Карты семьи» для покупки бумажных книг для детей и юношества в возрастном диапазоне от 0+ до 16+ в книжных магазинах России (по аналогии с «Пушкинской картой»).
2. Министерству просвещения Российской Федерации:
провести анализ федеральных образовательных программ в части примерного перечня художественной литературы для реализации федеральных программ образования;
включить в мониторинг Минпросвещения России потребность в средствах обучения и воспитания в части художественной литературы государственных (муниципальных) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы).
проработать вопрос расширения
перечня художественной литературы для комплектования школьных библиотек и внесения изменений в Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022
№ 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания,
соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении
общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной
программы Российской Федерации „Развитие образования“;
разработать механизм регулярного обновления основных фондов школьных библиотек художественной, научно-популярной, справочной, методической литературой, информационно-методическими периодическими изданиями для педагогов и детскими СМИ для обучающихся;
оказывать содействие в методическом сопровождении воспитателей, педагогов, библиотекарей для решения задачи сохранения и развития культуры чтения;
учесть при разработке микроквалификаций студентов по специальности, направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» компетенций, направленных на воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста навыков чтения и приобщения к литературному наследию, в том числе через просвещение родителей;
рассмотреть вопрос о проведении общероссийского конкурса «Лучшая читающая школа России» для выявления эффективных практик организации читательской инфраструктуры в общеобразовательных организациях;
рекомендовать обучающимся общеобразовательных организаций использовать бесплатное мобильное приложение для чтения «НЭБ Свет».
3. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству цифрового развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о подготовке новой Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения с учетом Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
совместно с заинтересованными министерствами
и организациями рассмотреть вопрос об актуализации Технического регламента
таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции,
предназначенной для детей и подростков», с учетом специфики современной
детской книжной продукции и современных технологий.
5. Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность создания информационного сервиса общего каталога музейных ценностей Российской Федерации и проработать механизм использования изображения музейных ценностей для издательской деятельности.
6. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить поддержку комплектования основных фондов школьных библиотек не только учебниками, но и художественными произведениями;
поддержать внедрение и распространить практику реализации проекта «Читающая мама – Читающая семья», направленного на развитие родительских компетенций в вопросах детского чтения;
оказать поддержку проведению на территории субъектов Российской Федерации книжных фестивалей, направленных на приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к активному чтению;
поддержать идею приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к чтению с использованием ресурса общедоступных библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации;
поддержать модернизацию школьных библиотек как центров досугового и воспитательного центра образовательной организации;
оказывать поддержку проведению на территории субъектов Российской Федерации социальной рекламной кампании по чтению на региональных телеканалах, а также на инвентаре наружной рекламы
(билборды, цифровые билборды, сити-формат, киоски НТО «Печать»,
цифровые сити-борды, тумбы, афишные стенды, цифровые суперсайты
и пр.) и рассмотреть возможность предоставления бесплатных форматов размещения
для социальной рекламы чтения;
развивать кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования школьных библиотек.
поддержать инициативы создания литературных клубов в общеобразовательных организациях, в том числе «Клуба семейного чтения».
7. Российскому книжному союзу:
подготовить и направить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовленные совместно с Министерством цифрового развития Российской Федерации предложения по внесению изменений в ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», при подготовке предложений руководствоваться Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 года № 48 «О Порядке разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза» (с изменениями на 18 октября 2016 года);
развивать продукт «Литрес: Школа» по обеспечению потребности учителей, библиотекарей, родителей и обучающихся в общеобразовательных организациях;
расширять фонды библиотек (цифровые и бумажные), в том числе за счет включения произведений современных авторов и писателей, пишущих на национальных языках народов Российской Федерации.
8. Руководителям издательств литературы для детей:
обеспечить высокое качество контента издаваемой детской литературы для семейного чтения;
обеспечить качество иллюстраций, оформления, печати литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.