«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «О совершенствовании государственной политики в области защиты, поддержки и продвижения русского языка»

РЕКОМЕНДАЦИИ

по итогам «круглого стола» на тему

«О совершенствовании государственной политики в области защиты, поддержки и продвижения русского языка»


06 июня 2023 года

Москва,


Заслушав и обсудив вопросы о совершенствовании государственной политики в области защиты, поддержки и продвижения русского языка, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на сохранение, поддержку и развитие русского языка.

1.2. Содействовать разработке соответствующей нормативно-правовой базы в целях совершенствования законодательства в части государственной поддержки русского языка.

1.3. Провести в период осенней сессии 2023 года парламентские слушания на тему «Государственная политика в сфере сохранения, развития и продвижения русского языка: состояние, проблемы и пути решения».

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Проработать вопросы:

о создании целостной концепции государственной защиты и поддержки русского языка как языка государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;

об увеличении финансирования комплексной государственной программы Российской Федерации «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, предусмотрев выделение ассигнований на расширение географии показавших эффективность инструментов продвижения русского языка с охватом не менее 30% зарубежных стран в 2026 году;

о введении для студентов филологических и педагогических специальностей назначаемой на конкурсной основе повышенной или адресной стипендии в целях дальнейшего мотивирования молодежи к изучению и преподаванию русского языка;

о возможности осуществления грантовой поддержки иностранных граждан – кандидатов на обучение в российских образовательных организациях высшего образования в дополнение к существующей квотной системе;

об издании специализированных приложений имеющихся журналов по разным научным направлениям по примеру специальных выпусков журнала «Русский язык за рубежом».

2.2. Принять меры:

по совершенствованию условий применения, распространения и продвижения русского языка;

по активизации работы, направленной на повышение языковой культуры и лингвистической грамотности в российском обществе.

2.3. Поручить провести ревизию и экспертизу имеющихся учебников, учебных пособий и иного учебно-методического обеспечения по русскому языку (включая вопросы страноведения России, межкультурной коммуникации, истории взаимоотношений стран и народов, в первую очередь, на пространстве стран СНГ). По результатам организовать работу по созданию групп разработчиков учебно-методических пособий и материалов, с привлечением экспертов как из Российской Федерации, так и из зарубежных государств.

2.4. Систематизировать работу по организации школьных и преподавательских обменов, включая создание базы данных заинтересованных российских и зарубежных образовательных организаций, с разбивкой по регионам мира, а также формирование модельного формата проведения обменов.

2.5. Представить предложения по актуализации нормативных правовых актов Российской Федерации в части создания и функционирования единой системы тестирования по русскому языку как иностранному.

2.6. Предусмотреть организацию на системной основе ежегодных мониторинговых исследований положения русского языка, востребованности российского образования и образования на русском языке.

2.7. Продолжить работу со странами СНГ по учреждению Международной организации государств – участников Союза Независимых Государств по русскому языку.

3. Министерству просвещения Российской Федерации:

3.1. Осуществлять мониторинг практики реализации положений Федерального закона от 28 февраля 2023 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». Актуальную информацию направлять в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре раз в полгода.

3.2. Оказывать содействие субъектам Российской Федерации в оснащении школьных библиотек комплектами разнопрофильных словарей русского языка, включая толковые, исторические и этимологические словари, в которых воспроизводится цитатный ряд лучших образцов произведений русской литературы.

3.3. Проработать вопрос о создании единых специализированных образовательных программ по русскому языку для детей мигрантов школьного возраста, изданию соответствующих учебников и учебных пособий.

4. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

4.1. Обеспечить работу по повышению качества образовательных программ по русскому языку в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

4.2. Считать подготовку учителей русского языка и литературы приоритетным направлением подготовки профессиональных педагогических кадров, в том числе обеспечив достаточное выделение бюджетных мест в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 «Педагогическое образование», профилю «Филологическое образование», 45.03.01 «Филология», профилю «Отечественная филология (русский язык и литература)», 45.03.02 «Теория преподавания русского языка как иностранного».

5. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации:

5.1. Разработать и запустить на специальной общедоступной платформе универсальную образовательную программу «Культура речи и общения» для широкого круга пользователей.

5.2. Расширить практику создания студий словесного творчества на русском языке, ведущих работу по развитию навыков устной и письменной речи, владению словом.

5.3. Осуществлять мониторинг качества профессиональной подготовки библиотекарей, в том числе педагогов-библиотекарей.

6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

6.1. Разработать меры, направленные на повышение привлекательности и статуса славянских университетов в странах СНГ, в том числе увеличив количество мотивационных мероприятий для студентов филологических и педагогических специальностей, в первую очередь за счет организации стажировок в российских вузах на бюджетной основе.

6.2. Проработать вопрос о развитии сети диссертационных советов, отвечающих потребностям подготовки кадров высшей квалификации и наращиванию научного потенциала в области русистики.

6.3. Обеспечить проведение на регулярной основе выставок российского высшего образования на престижных конгрессно-выставочных площадках в странах СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, презентаций российских вузов и развития сети межвузовских связей. Активно привлекать к этой работе выпускников российских/советских вузов, работающих в национальных системах образования.

7. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничеству, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации подготовить предложения о возможных мерах поддержки изучения русского языка в недружественных странах.

8. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

8.1. Актуализировать перечень страновых потребностей в поставках учебно-методической и художественной литературы, создании и/или оснащении объектов инфраструктуры обучения русскому языку, направлении российских педагогов и повышении квалификации преподавателей русского языка и предметов на русском языке. Представить доклад в Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

8.2. Подготовить перечень показавших наибольшую эффективность инструментов популяризации и поддержки русского языка в привязке к географическим векторам их дальнейшего использования. Представить информацию в Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

9. Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничеству):

9.1. Оказывать организационно-методическое и консультационное содействие деятельности профессиональных русистов в странах СНГ, способствовать популяризации лучшего опыта обучения русскому языку как иностранному.

9.2. Проработать вопросы:

о создании системы поддержки педагогов, командируемых за рубеж, включая набор, подготовку и консультативное сопровождение;

о поддержке печатных (электронных) научных изданий государств – участников СНГ на русском языке на основе грантовой поддержки;

об организации совместных научных исследований на русском языке для ученых государств – участников СНГ;

о формировании системы грантовой поддержки зарубежных ученых для проведения актуальных фундаментальных научных исследований в области русистики;

об учреждении именных премий и стипендий иностранным ученым, педагогам и обучающимся за особый вклад в укрепление позиций русского языка в мире.

9.3. Способствовать активизации в иностранных государствах деятельности по рекламно-информационному сопровождению мероприятий по популяризации русского языка.

10. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

10.1. Обеспечивать библиотеки общеобразовательных организаций необходимой учебной, научной, научно-методической и художественной литературой.

10.2. Способствовать привлечению молодых преподавателей русского языка и литературы в общеобразовательные организации, повышению их квалификации.

10.3. Способствовать разработке экскурсионных образовательных маршрутов по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством известных русистов и литераторов.

10.4. Обеспечить проведение мероприятий по сохранению и развитию русского языка (фестивалей, конференций, олимпиад, акций и др.).

10.5. Предусмотреть в региональных средствах массовой информации образовательные программы, передачи, направленные на популяризацию и совершенствование культуры речи.