«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Экопросвещение. Будущее глазами детей» в рамках Х Невского международного экологического конгресса

РЕКОМЕНДАЦИИ

по итогам «круглого стола» на тему

«Экопросвещение. Будущее глазами детей» в рамках X Невского международного экологического конгресса


26 мая 2023 года

Санкт-Петербург,


Обсудив актуальные вопросы экологического просвещения и перспективы развития этого направления, участники «круглого стола» cчитают целесообразным:

содействовать развитию системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и просвещения, направленного на формирование у детей и подростков осознанного отношения к ценностям природы и навыков ответственного поведения в природной среде, распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности, формирования в обществе основ экологической культуры в целях экологически безопасного, устойчивого развития России и всего мирового сообщества;

активно использовать российские и международные проекты по обмену лучшими практиками развития экологического просвещения и опытом в области образования в интересах устойчивого развития;

разработать национальные концепции экологического просвещения.

Считая интеграцию экологического образования и просвещения перспективным направлением развития экологической культуры участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 1. Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ ускорить разработку проекта модельной концепции экологического образования для государств — участников СНГ.

 2. Правительству Российской Федерации:

 1) проработать включение мероприятий по формированию экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы;

2) Разработать систему материального и нематериального поощрения организаций, успешно реализующих проекты и программы экологической направленности, в том числе в сфере развития экологического добровольчества.

 3. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

 1) объединить усилия по формированию экологически ответственного поведения, экологической культуры, в том числе путем развития экологического образования и воспитания, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

2) проработать дополнительные меры по государственной поддержке образовательных организаций, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

3) обобщать и тиражировать лучший опыт вовлечения детей и молодежи в практику природоохранной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях;

4) обеспечить продвижение позитивных практик проведения дней единых действий, направленных на бережное отношение к природе, ответственное обращение с ценными вторичными ресурсами, позволяющих привлечь в процесс формирования экологической культуры;

5) развивать движения юных натуралистов с привлечением образовательных организаций высшего образования, научного сообщества, оказывать поддержку кружкам, клубам юных натуралистов в целях воспитания детей и молодежи, профессиональной ориентации в экологической сфере;

6) обеспечить повышение экологических компетенций педагогических работников (подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку) с применением эффективных технологий и средств реализации целей экологического образования и просвещения;

 4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

для формирования экологической культуры детей и молодежи обеспечить развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков;

предусмотреть меры поддержки общественных объединений, осуществляющих деятельность по экологическому просвещению детей и молодежи, воспитанию патриотизма и формированию в обществе осознанного отношения к ценности российского природного и культурного наследия и навыков ответственного поведения в природной среде.

 5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации разработать модуль в области экологического образования для включения в образовательные программы высшего образования.

 6. Министерству просвещения Российской Федерации при реализации курса внеурочной деятельности «Профориентационный практикум», проекта «Билет в будущее», в рамках других форм внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществлять знакомство обучающихся с актуальными и востребованными профессиями в области охраны окружающей среды и экономики замкнутого цикла.

 7. Министерству культуры Российской Федерации в целях всестороннего развития и повышения качества экологического образования и просвещения в Российской Федерации предусмотреть мероприятия по созданию художественных фильмов для детей и юношества, анимационных фильмов, направленных на формирование в обществе экологически ответственного поведения, экологического просвещения и культуры, привлечение общественного внимания к вопросам и проблемам экологии, охраны природы.

 8Министерству просвещения Российской Федерации с привлечением представителей Первого общественного экологического телевидения (»1ЭКОТВ.РФ») рассмотреть вопрос о разработке дополнительной общеобразовательной программы «Основы экожурналистики» и методические рекомендации по ее реализации, которые могут быть предложены для апробации объединениям дополнительного образования социально-гуманитарной и естественнонаучной направленностей при условии положительного экспертного заключения.

 9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

проработать включение в региональные и местные программы развития территорий мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, экологического образования и просвещения;

предусмотреть проведение конкурсов, форумов, слетов, конференций для молодых педагогов образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной направленности.