«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «О нормативно-правовом обеспечении качества общего образования в Российской Федерации: пути совершенствования»

РЕКОМЕНДАЦИИ

по итогам «круглого стола» на тему

«О нормативно-правовом обеспечении качества общего образования в Российской Федерации: пути совершенствования»


11 апреля 2023 года

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и обеспечением качества общего образования, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение качества общего образования. В случае необходимости вносить необходимые изменения.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

2.2. Утвердить единые требования к оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, решив тем самым проблему, которая была обозначена в Обращении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу установления единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 2020 года № 3-СФ).

2.3. Проработать вопросы:

о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на защиту педагогических работников от перегрузки, профессионального выгорания;

о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части закрепления за работодателем обязанности вести учет рабочего времени совокупно по всем видам педагогической работы;

о внесении изменений в нормативные правовые акты положений, четко определяющих пределы допустимой нагрузки для всех педагогических должностей по всем видам педагогической работы;

о внесении изменений в постановление Минтруда России от 30 июня 2003 года № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» в части установления максимального предела учебной (преподавательской) работы для педагогических работников, для которых учебная (преподавательская) работа нормирована в часах;

об уточнении перечня видов педагогического труда, включаемого в рабочее время педагогических работников;

о нормативном закреплении обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению методической помощи и сопровождения профессионального развития педагогов, в том числе по формированию соответствующих методических служб.

2.4. Рассмотреть вопросы:

о введении для педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций сертификата с единым номиналом, предоставляющего возможность получения не реже одного раза в три года бесплатного дополнительного профессионального образования;

о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части признания студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования на педагогических факультетах и принятых после третьего курса на работу в общеобразовательные организации, молодыми специалистами в целях решения вопроса о возможности предоставления им соответствующих прав и льгот.

2.5. Организовать работу по совершенствованию существующих федеральных и региональных систем оценки качества образования, в том числе в части направленности на развитие образовательных организаций, преодоления формальности подходов.

2.6. По результатам проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре до конца августа 2023 года.

3. Министерству просвещения Российской Федерации:

3.1. Направить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре актуальную информацию о ходе реализации протокольного поручения Совета Федерации от 21 сентября 2022 года № 652/5 «К вопросу «О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

3.2. Разработать и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации, разъяснения по механизмам и ресурсному обеспечению массовой замены фонда учебников по предметам, для которых утверждены федеральные основные общеобразовательные программы.

3.3. Совместно с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить проведение комплексной проверки состояния библиотечных фондов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций на предмет использования учебников и учебных пособий, соответствующих установленным законодательством требованиям.

3.4. Обеспечить должное качество преподавания в профессиональных образовательных организациях учебных предметов, дисциплин (модулей) среднего общего образования.

3.5. Содействовать качеству подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, в том числе принять меры по совершенствованию их практической подготовки.

3.6. Развивать систему непрерывной методической поддержки педагогических кадров по преподаванию предметов, курсов, дисциплин (модулей), включающей федеральную и региональную системы дополнительного профессионального образования, с использованием различных форм сопровождения и наставничества.

3.7. Осуществлять на регулярной основе мониторинг удовлетворенности педагогических работников общеобразовательных организаций условиями труда (прежде всего, нагрузкой, заработной платой, количеством отчетности), их планов на продолжение работы в системе образования (либо смене карьерной траектории).

3.8. Проработать вопросы:

о нормативно-правовом закреплении понятий научно-методического и методического обеспечения образовательной деятельности;

о совершенствовании механизма отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности, порядка формирования их реестра;

о возможности подготовки в профессиональных образовательных организациях педагогической направленности учителей-предметников по базовым предметам основного общего образования, в целях снижения дефицита педагогических кадров и обеспечения требуемого их количества в системе общего образования;

о внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Минпросвещения России от 5 октября 2020 года № 546, в части пересмотра подхода к выставлению итоговых отметок на уровне среднего общего образования и выдачу аттестата с отличием, отказавшись от среднего арифметического значения, установив взамен норму о наличии за полугодие (триместр) и год по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана, исключительно оценок – «отлично».

3.9. Дополнить классификатор специальностей среднего профессионального педагогического образования новой специальностью: 44.02.08 Специалист в области воспитания, – в целях повышения качества общего образования в части достижения обучающимися личностных результатов, а также обеспечения исполнения поручения Президента Российской Федерации по введению в образовательных организациях должности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

3.10. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование и развитие системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

3.11. По результатам проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре до конца августа 2023 года.

4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзору) совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Сформировать в полном объеме открытый банк оценочных средств по обязательным общеобразовательным предметам для уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования в целях осуществления федерального государственного контроля качества образования и государственной аккредитации.

4.2. Провести анализ и представить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре информацию о соответствии содержания федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ), материалов Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) и содержания образовательных программ по общеобразовательным предметам, а также целесообразности частоты и сроков проведения ВПР.

4.3. Подготовить предложения по совершенствованию механизмов:

разработки и утверждения КИМ, их структуры и содержания;

использования результатов ВПР, например, для оказания помощи, в том числе финансовой, для общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;

проведения ВПР в целях обеспечения интересов обучающихся и их родителей.

4.4. Проработать вопрос о синхронизации систем оценки качества образования и управления качеством образования, а также системы профессионального роста педагогических работников.

4.5. По результатам проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре до конца сентября 2023 года.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить реализацию положений Федерального закона от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

5.2. Содействовать обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, их системной методической поддержке, используя потенциал региональных институтов развития образования (институтов повышения квалификации работников образования).

5.3. Продолжить работу по формированию и развитию системы профильных классов психолого-педагогической направленности.

5.4. По результатам проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре до конца августа 2023 года.