«Круглые столы»

«Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

Решение по итогам «круглого стола» на тему

«Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»


17 ноября 2022 года

Заслушав и обсудив вопросы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), участники «круглого стола» отмечают следующее.

Доступность и качество образования детей с инвалидностью и ОВЗ определяются системой создаваемых специальных условий, среди которых ведущее место занимает кадровое обеспечение.

Президентом Российской Федерации в 2021 году дано поручение Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России обеспечить увеличение контрольных цифр приёма по программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», а также включение модулей по коррекционной педагогике и коррекционной психологии в образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

В 2021 году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляли: 13 040 учителей-дефектологов (из них 6 561 – в дошкольных образовательных организациях), 53 008 учителей-логопедов (из них 35 009 – в дошкольных образовательных организациях), 47 411 педагогов-психологов (из них 18 853 – в дошкольных образовательных организациях), 20 337 социальных педагогов (из них 1 499 – в дошкольных образовательных организациях), 6 295 тьюторов, а также 1043 ассистентов (помощников).

Мониторинг инклюзивного высшего образования по кадрово- административному обеспечению процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ при участии 1 131 вуза-респондента показал, что в 2021 г. отдел (структурное подразделение) по сопровождению процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ есть в 468 вузах (41,38 %); 909 вузов (80,37 %) имеют в штатном расписании ответственных за организацию сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе; 861 вуз-респондент (76,13 %) имеет штатных специалистов, обеспечивающих сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России в рамках исполнения пункта 3 раздела I Протокола заседания Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства осуществляет формирование и распределение контрольных цифр приема (далее – КЦП) в части определения количества бюджетных мест по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с учетом потребности субъектов Российской Федерации в учителях-дефектологах, учителях- логопедах и тьюторах.

КЦП для образовательных организаций на 2022/23 учебный год по УГСН 44.00.00 по образовательным программам бакалавриата и магистратуры установлено в количестве 55 949 и 18 666 мест соответственно.

Общие объемы КЦП по УГСН 44.00.00 по сравнению с 2019/2020 учебным годом увеличились более чем на 13 000 мест (21,2 %).

Поскольку КЦП распределяется на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки», одним из направлений подготовки внутри которой является направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», то Минпросвещения России регулярно направляет в подведомственные образовательные организации высшего (педагогического) образования инструктивные письма о необходимости перераспределения КЦП внутри группы специальностей и направлений подготовки 44.00.090 «Образование и педагогические науки» для обеспечения необходимого количества бюджетных мест с учетом потребности субъектов Российской Федерации в учителях-дефектологах, учителях-логопедах и тьюторах.

В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов по работе с детьми с ОВЗ, с инвалидностью за счет федеральных средств в 2021 году курсы повышения квалификации проведены для более 7 000 человек (в 2020 году – более 13 000, человек, в 2019 году – более 6 500 человек, в 2018 году – более 5 000 человек) из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико- педагогических комиссий и представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. В иных обучающих мероприятиях (вебинары, семинары, мастер-классы) приняли участие более 56 тыс. работников образования. Вопросы кадровой потребности обсуждались на Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства (28 декабря 2021 г).

Завершена разработка проекта профессионального стандарта «Педагог- дефектолог».

В настоящее время проект размещен Минтрудом России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с целью организации общественного обсуждения.

Консультационно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации в развитии региональных систем образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью в 2022 году продолжили осуществлять созданные на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России и Минобрнауки России, 4 федеральные ресурсные центры: по организации комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с инвалидностью (на базе ФГБНУ «Институткоррекционной педагогики РАО»);

по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»);

по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения (на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»);

по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития (на базе ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»).

В рамках федеральных мер повышения мотивации развития системы образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов, регулярно проводятся мероприятия в том числе, Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель- дефектолог России», Всероссийский конкурс, «Лучшая инклюзивная школа России», Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям!», Всероссийский съезд дефектологов, Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии, Всероссийский конкурс инклюзивных педагогических технологий, Международная конференция по инклюзивному образованию, конкурсные мероприятия, олимпиады, спортивные мероприятия для детей с инвалидностью, с ОВЗ, научно-практические и иные конференции, посвященные вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Повышению эффективности реализуемой государственной политики в сфере организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ; консолидации ресурсов государственных и общественных институтов, укреплению системы защиты прав детей с особыми образовательными потребностями на образование, будет способствовать реализация мероприятий:

межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года (утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 22 декабря 2021 г. № 14068п-П8);

межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (до 2030 года)( утвержденного 21 декабря 2021 г. № 14000п-П8).

Участники «круглого стола» отметили ряд проблем, в том числе:

  • сохраняется ряд проблем в сфере юридического обоснования и научно- методического сопровождения инклюзивного образования, отсутствует система единых критериев, определяющих особенности инклюзивной образовательной среды, не проработана и в должной степени не верифицирована организационно- управленческая модель инклюзивной образовательной организации;
  • снижается число научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук по специальности «Коррекционная педагогика»), прежде всего докторов наук;
  • дефицит квалифицированных специалистов, в том числе тьюторов, логопедов, психологов;
  • не предусмотрена организация психолого-педагогического и тьюторского сопровождения обучающихся в образовательных организациях высшего образования.

Для решения проблемы кадрового дефицита и улучшения педагогической работы с детьми, имеющими инвалидность и (или) ОВЗ участники «круглого стола» считают первоочередными задачами:

актуализацию комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, предусмотрев для этого:

  • доработку и утверждение профессионального стандарта «Педагог- дефектолог»;
  • проведение мониторинга кадрового обеспечения (актуального и потребности) образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание региональных кадровых реестров педагогов-дефектологов, учителей- логопедов, специальных психологов в системе образования;
  • проведение организационно-методических мероприятий по профессиональной ориентации и сопровождению молодых специалистов;
  • обновление на основе актуальной научной повестки программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися указанной категории;
  • организацию новых форматов реализации основных профессиональных образовательных программ, в том числе с использованием сетевой формы;
  • необходимость принятия комплексных мер по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в государственном секторе системы образования и психолого-педагогической абилитации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, прежде всего в сельских школах, а также образовательных организациях, расположенных в удалённых, труднодоступных населённых пунктах.

С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:

1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

организовать разработку дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по проблеме психолого-педагогического сопровождения ветеранов военных действий, в том числе лиц с инвалидностью, на всех этапах образовательного процесса в вузе: прием, образовательный процесс и содействие трудоустройству;

в целях успешной социальной интеграции лиц с инвалидностью в организациях высшего образования разработать методические рекомендации по организации психолого-педагогического и тьюторского сопровождения обучающихся в вузе;

в целях развития инклюзивной культуры в образовании и эффективного трудоустройства инвалидов, закончивших вузы, провести научное исследование по выявлению основных трудностей, установок при получении профессии и рисков дальнейшего трудоустройства;

разработать эффективную экономическую модель инклюзивного высшего образования с учетом специфики нозологических групп и состава затрат, необходимых на адаптацию учебно-методического обеспечения и адаптацию образовательной программы;

в целях мониторинга исполнения Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц определить ведомственные вузы, на базе которых действуют ресурсные учебно-методические центры, и дать государственное задание по анализу исполнения мероприятий плана.

2. Министерству просвещения Российской Федерации:

продолжить работу по организации обучающих мероприятий для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения и среднего профессионального образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (как отдельных, так и инклюзивных образовательных организаций);

совместно с Минобрнауки России актуализировать Положение о психолого- медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, в целях обеспечения доступности образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья старше 18 лет;

при участии Минобрнауки России и образовательных организаций высшего образования рассмотреть возможность разработки научно-методических рекомендаций к содержанию и реализации, в том числе в сетевой форме, основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, специалитета по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование» (по профилю «Специальная психология») с учетом требований профессионального стандарта «Педагог- дефектолог»;

при участии Минобрнауки России и образовательных организаций высшего образования провести аудит реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, специалитета по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование» (по профилю «Специальная психология»);

3. Руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять организацию и обеспечение деятельности региональных ресурсных центров, организацию их сетевого взаимодействия с Федеральным Ресурсным Центром Московского государственного психолого-педагогического университета, региональными институтами развития образования.

4. Руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с руководителями органов местного самоуправления и организациями, реализующими адаптированные образовательные программы проработать вопрос о расширении практики заключения договоров о целевом обучении для подготовки специалистов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».