«Круглые столы»

«Актуальные вопросы и перспективы профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

РЕШЕНИЕ

по итогам «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы и перспективы профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»


25 апреля 2022 года

Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы и перспективы развития профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, участники заседания «круглого стола» в целях дальнейшего развития профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья рекомендуют:

1. Государственной Думе Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 103837–8 «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (в части предоставления отдельным категориям лиц преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования)

2. Правительству Российской Федерации:

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, разработанный Министерством просвещения Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права на образование лиц с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, нуждающихся в длительном лечении».

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

обеспечить информационную поддержку инициатив российских вузов по разработке, апробации и внедрению технологических и цифровых решений для организационного обеспечения условий обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования;

внедрить консолидированный подход к научной оценке выбора лучших социальных практик профессионального образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и организовать информирование российских вузов посредством публикаций на портале Инклюзивноеобразование.рф;

в целях успешной социальной интеграции лиц с инвалидностью в организациях высшего образования разработать методические рекомендации по организации психолого-педагогического и тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью в вузе;

4. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

в целях развития инклюзивной культуры в образовании и эффективного трудоустройства инвалидов, закончивших педагогические вузы, провести прикладное исследование по выявлению основных трудностей, установок при получении образования и рисков дальнейшего трудоустройства в образовательные организации;

провести мониторинг нормативной правовой базы, регулирующей нахождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях детского отдыха детей, систематизировать опыт проведения инклюзивных смен в организациях детского отдыха детей и разработать на их основе методические материалы по их реализации;

рассмотреть возможность создания межведомственной рабочей группы по организации взаимодействия психолого-медико-педагогических комиссий и организаций медико-социальной экспертизы, образовательных организаций по вопросам выстраивания образовательной траектории для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

в целях повышения профессиональных компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций в части реализации образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ рассмотреть вопрос об организации федеральных стажировочных площадок для данной категории педагогов на базе подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации федеральных казенных профессиональных образовательных организаций;

рассмотреть вопрос о разработке механизма предоставления услуг перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) для лиц с нарушениями слуха и с одновременным нарушением слуха и зрения, а также нормативов времени работы и оплату труда переводчиков русского жестового языка в системе профессионального образования.