Рекомендации по итогам «круглого
стола» на тему
«О проекте концепции сохранения и развития традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации»
25 октября 2022 года
Участники «круглого стола», рассмотрев проект концепции сохранения и развития традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (далее — проект концепции), отмечают следующее.
20 октября 2022 года принят Федеральный закон № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), целью которого является создание правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации и сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Федеральным законом вводится понятийный аппарат, устанавливаются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права органов местного самоуправления в области нематериального этнокультурного достояния. Кроме того, определяются основные принципы создания и ведения федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Концепция сохранения и развития традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации направлена на реализацию данного Федерального закона и будет регламентировать формы осуществления государственной политики в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
В соответствии с программой основных мероприятий, утвержденной
27 апреля 2022 года организационным комитетом по подготовке и проведению в Российской Федерации Года культурного наследия России, разработка Концепции запланирована на декабрь 2022 года (п. 169).
В представленном проекте концепции указаны приоритетные направления государственной поддержки отрасли, рассчитанные на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Актуальными направлениями деятельности по сохранению нематериального этнокультурного достояния народов России являются:
— формирование федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;
— поддержка проектов, направленных на развитие и популяризацию этнокультурного достояния, в том числе фестивалей, выставок, праздников, популяризация новых форм этнокультурной деятельности через сеть Интернет и др.;
— поддержка проектов в области профессионального народного искусства;
— научно-методическое и информационное обеспечение проектов, связанных с этнокультурным достоянием, в том числе форумов, конгрессов, съездов, конференций, семинаров, экспедиций;
— сохранение архивных материалов, разработка и издание методических пособий и рекомендаций, создание видеофильмов.
— поддержка молодых исследователей народной культуры;
— поддержка носителей традиционной культуры и хранителей, в том числе укрепление материальной базы, центров, домов народного творчества, домов, дворцов культуры, фольклора, ремесел, музеев народного быта, мастерских национальных музыкальных инструментов и закупка таких инструментов;
— популяризация этнокультурного достояния с целью укрепления имиджа Российской Федерации в мировом культурном пространстве.
С учетом состоявшегося обсуждения, в целях доработки проекта концепции участники «круглого стола» рекомендуют следующее.
1. Актуализировать название Концепции, а также понятийный аппарат, используемый в сфере нематериального этнокультурного достояния, в соответствии с Федеральным законом от 20 октября 2022 г. № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации».
2. Привести проект концепции в соответствие:
— с положениями Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Дополнить проект концепции положениями, содержащими оценку состояния соответствующей сферы (включая вызовы, риски, угрозы, проблемы), приоритеты, цели, задачи, показатели государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения, а также привести термины и понятия, используемые в проекте концепции, в соответствие с определениями, содержащимися в документах стратегического планирования.
— со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.
В разделе «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» одной из задач в этом направлении является сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа. В связи с этим целесообразно дополнить текст концепции положениями о разработке и применении механизмов, обеспечивающих защиту нематериального этнокультурного достояния от угроз деструктивного воздействия.
3. Дополнить перечень документов, в соответствии с которыми разработана Концепция, Конституцией Российской Федерации; Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666; Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 3173; паспортом национального проекта «Культура».
4. Отразить в проекте концепции ее межведомственный характер.
Также необходимо прописать участие в данной работе Российской академии наук, высших учебных заведений, музеев и архивов.
5. Зафиксировать в проекте концепции такие направления работы, связанные с нематериальным этнокультурным достоянием, как документирование, фиксация работы фольклорно-этнографических экспедиций, цифровизация материалов, а также их хранение.
6. Включить пункт об «экспертном совете», объединяющем ведущих специалистов в данной области.
7. В разделе 1 дополнить перечень основных понятий, определяющих содержание деятельности в данной сфере, понятием «технологии изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта».
8. В разделе 2 проекта концепции:
— исключить тезис о «паритетности» государственной поддержки, дополнив текст указанием на приоритеты государственной поддержки, определенные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными актами;
— добавить позицию о поддержке языков народов России как «средства передачи устной традиции, средства выражения эмоций, намерений и ценностей, передачи культурных и социальных форм выражения, как определяющий фактор самобытности».
9. Наименование раздела 3 изложить как «Цели, задачи и принципы реализации концепции».
10. В разделе 4 «Механизмы реализации Концепции» описать действие каждого из механизмов реализации концепции.
Дополнить раздел 4 пунктом «Проведение государственной экспертизы объектов, обладающих признаками объекта нематериального этнокультурного достояния (нематериального культурного наследия)», а также отразить поддержку и развитие краеведческой работы, включив ее в пункт 4.1.
Дополнить пункт 4.3. положением о сотрудничестве с общеобразовательными организациями с целью привлечения детей к изучению нематериального этнокультурного достояния в рамках основных общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ.
11. В разделе 6 расширить перечень субъектов реализации Концепции, включив в него все уровни публичной власти.
12. Раздел 7 «Целевые показатели реализации Концепции» дополнить показателем, связанным с созданием региональных реестров объектов нематериального этнокультурного достояния.