«Круглые столы»

«Традиционное духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве» (в рамках X Парламентских встреч)

РЕКОМЕНДАЦИИ

по итогам «круглого стола» на тему «Традиционное духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве».

 

17 мая 2022 года в Совете Федерации Федерального Собрания в рамках X Парламентских встреч юбилейных XXX Международных образовательных чтений прошел круглый стол «Традиционное духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве» с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей Русской Православной Церкви и других российских традиционных конфессий, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательной научной, педагогической и родительской общественности, средств массовой информации.

Участники круглого стола в своих выступлениях отметили следующее:

2022 год в Российской Федерации объявлен Годом культурного наследия народов России. Крупнейший церковно-общественный форум Русской Православной Церкви — Международные Рождественские образовательные чтения в этом году проходят по теме «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Эти события определяют актуальность тематики круглого стола, обсуждения состояния и развития духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современном образовательном пространстве.

Православие, другие традиционные религии, религиозные культуры народов России являются важнейшим, базовым элементом нематериального духовного и культурного наследия народа России, сохраняют и передают новым поколениям исторически сложившиеся и проверенные многовековым опытом наших предков формы культуры, деятельности, межличностных и социальных отношений, семейной жизни, творчества, служения ближним, Отечеству и государству. На этом опыте исторически строилась Россия, сформировалась как великая мировая держава. Положение в обществе и государстве Православной Церкви и других религиозных организаций народов России, государственно-конфессиональные отношения имеет важнейшее, критическое значение для устойчивого развития страны. Предшествующий исторический опыт доказывает, что нарушения в этой сфере, в том числе насильственная секуляризация, в конечном итоге оказывают разрушительное воздействие на основные социальные институты, подрывают жизненные силы народа и устойчивость государства.

Духовно-нравственное воспитание, образование (воспитание и обучение) в современном образовательном пространстве Российской Федерации направлено на приобщение подрастающего поколения при получении образования всех уровней к традиционным российским духовным и нравственным ценностям, на их воспитание на основе духовной культуры, исторических и культурных традиций русского и других народов России, формирование сознательных и ответственных граждан Российского государства. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года установлено, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации укрепление и защита в нашем обществе традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России, исторической памяти, духовной и культурной преемственности являются стратегическими национальными приоритетами.

Эти приоритеты неразрывно связаны с решением задач сбережения народов России и преодоления демографического кризиса, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни и благосостояния граждан, укрепления суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, национальной безопасности, развития российской экономики на новой технологической основе. Будущее России как суверенного центра силы в современном мире, как самобытной цивилизации обусловлено решением задачи воспроизводства в новых поколениях традиционной духовно-нравственной культуры народов России в не меньшей степени, чем решение политических, экономических и социальных проблем. Без подлинного возрождения традиционной духовно-нравственной культуры в российском обществе, в воспитании современных детей и молодежи, новых поколений – никакие цели, задачи социально-экономического развития страны не могут быть обеспечены, гарантированы в длительной перспективе.

Значение обновления содержания образования, воспитания подрастающего поколения на основе отечественных исторических и культурных традиций и ценностей особенно возрастает в наше время нарастания системных вызовов и угроз российскому обществу и государству. Это усиление внешнего давления на страну в экономике и политике, разрушение системы международной безопасности, развязанная против России фактически идеологическая холодная война, русофобия, антигосударственная пропаганда, нападки на традиционную культуру, религии народов России, провоцирование экстремизма, межнациональных и межрелигиозных конфликтов в стране. В этих условиях духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в образовательном пространстве может рассматриваться как важнейший элемент обеспечения национальной безопасности России, нашего народа в настоящем и будущем.

Духовно-нравственное воспитание новых поколений граждан России является поистине общенародной задачей, должно быть соборным делом всего общества, одной из основных задач государства. Это требует качественного укрепления взаимодействия, соработничества, социального партнерства в сфере воспитания детей и молодежи государства и Церкви, семьи и школы, всех общественных институтов. Развитие духовно-нравственного образования в российской школе, в том числе в процессе преподавания основ религиозных культур и светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России, духовно-нравственном воспитании школьников на основах добровольности и свободы выбора, с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи, родителей (законных представителей), с учетом законных интересов и прав всех мировоззренческих и конфессиональных групп в обществе, является важнейшим потенциалом сохранения, укрепления, воспроизводства российских традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры в новых поколениях россиян.

Учитывая вышеизложенное, участники круглого стола рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

  • расширять государственную грантовую поддержку российских некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, в реализации ими программ, проектов, инициатив, направленных на воспитание детей и молодежи на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение исторического и культурного наследия, исторической памяти народа России, противодействие фальсификации истории, профилактику экстремизма на религиозной и национальной почве, волонтерскую деятельность, благотворительность;
  • предусмотреть в учебниках истории изложение учебного материала, направленного на патриотическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся, на развитие и укрепление чувства гордости за подвиг многих поколений россиян, служивших нашему Отечеству, созидавших и защищавших Его, чувства сопричастности с героическим прошлым Родины, с ее культурным наследием, научными, трудовыми и спортивными достижениями;
  • обеспечить формирование интернет-энциклопедии, включающей достоверные данные, как альтернативу «Википедии».

 Министерству просвещения Российской Федерации:

  • обеспечить завершение до конца 2022 года внедрения в примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы;
  • обеспечить разработку методических рекомендаций для классных руководителей и учителей-предметников, касающихся методов, форм и средств воспитательной деятельности.

Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

  • обеспечить в образовательных организациях популяризацию традиционных семейных ценностей;
  • обеспечить в образовательных организациях высшего образования возможность обучения на элективных курсах по духовно-нравственному образованию и воспитанию для повышения компетентности педагогов в этой области.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

  • оказывать поддержку аккредитованным частным православным общеобразовательным организациям за счет средств региональных и местных бюджетов наравне с государственными и муниципальными общеобразовательными организациями, в том числе в воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности;
  • стимулировать образовательные организации к взаимодействию с родителями обучающихся в направлении организации совместных с детьми коллективных творческих дел, разновозрастных кружков и клубов по интересам;
  • наполнить собственные сайты информационными и методическими материалами, посвященными духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Органам местного самоуправления развивать на системной основе взаимодействие в сфере образования, воспитания, просветительской деятельности с религиозными организациями разных российских традиционных конфессий как институтами гражданского общества, которые являются носителями традиционных духовных ценностей.

Средствам массовой информации и коммуникации способствовать проведению на постоянной основе целенаправленной работы в поддержку духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в Российской Федерации на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, формирования у российской молодежи патриотических убеждений, семейных ценностей, социальной ответственности, профилактики экстремизма.

 Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре с учетом реализации утвержденной Правительством России Стратегии развития воспитания до 2025 года рассмотреть вопрос о совершенствовании подходов приобщения детей и молодежи при получении образования к российским традиционным духовным и нравственным ценностям,.

Участники круглого стола согласовали проведение в 2022 году консультаций, встреч и иных мероприятий по разработке и внесению соответствующих предложений, обсуждению и экспертизе нормативных правовых актов и иных документов в целях развития духовно-нравственного образования, воспитания детей и молодежи в Российской Федерации.