«Круглые столы»

«О государственной политике в сфере воспитания и социализации подрастающего поколения: проблемы, перспективы развития и пути решения»

Рекомендации по итогам «круглого стола» на тему
«О государственной политике в сфере воспитания и социализации подрастающего поколения: проблемы, перспективы развития и пути решения»

 

30 марта 2020 года

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с развитием системы воспитания и социализации подрастающего поколения, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие системы воспитания и социализации подрастающего поколения. В случае необходимости вносить необходимые изменения.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

2.2. Рассмотреть вопрос о разработке плана мероприятий по реализации Концепции дополнительного образования детей на период до 2025 года (в продолжение завершившего свое действие плана мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).

2.3. Проработать вопросы:

об установлении на федеральном уровне социально оправданного минимального размера стипендии для студентов профессиональных образовательных организаций, обязательного для исполнения в субъектах Российской Федерации;

о создании совещательного органа по вопросам воспитания обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;

о разработке необходимых нормативных правовых актов, определяющих порядок финансирования мероприятий по реализации государственной политики в сфере воспитания обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, методическое обеспечение соответствующей работы, критерии оценки ее эффективности, систему подготовки специалистов в области воспитания, повышение их квалификации.

2.4. Принять меры по совершенствованию государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в реализации программ воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

2.5. Оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании и развитии сети образовательных центров по профориентационной работе с детьми и молодежью.

3. Министерству просвещения Российской Федерации:

3.1. Обеспечить своевременную реализацию федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

3.2. Направить в Комитет Совета Федерации информацию по реализации постановления Совета Федерации от 10 февраля 2021 года № 21-СФ «О ходе реализации национального проекта «Образование» в части исполнения рекомендаций:

— Министерству просвещения Российской Федерации о:

разработке методических рекомендаций по реализации программ воспитания в профессиональных образовательных организациях с учетом лучших практик;

проведении анализа эффективности деятельности организаций дополнительного образования детей, обратив особое внимание на охват детей дополнительным образованием и доступность таких организаций, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья;

разработке методических рекомендаций: по организации взаимодействия педагогических работников с родителями; по реализации программ воспитания в профессиональных образовательных организациях с учетом лучших практик;

— Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации о корректировке с учетом новых реалий программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, специалистов в области воспитания;

— исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование системы воспитательной работы с подростками и молодежью по месту жительства.

3.3. Внести изменения в приказ Минпросвещения России от 20 ноября 2018 года № 235 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».

3.4. Разработать методические рекомендации:

для образовательных организаций общего образования о рабочей программе воспитания как структурного элемента образовательных программ начального, основного и среднего общего образования;

для профессиональных образовательных организаций по работе с родителями;

для муниципальных органов управления образованием о включении в штатное расписание образовательных организаций должностей заместителя директора по учебно-воспитательной работе на каждом уровне образования в целях повышения эффективности управления образовательным процессом и снижения нагрузки на педагогических работников.

3.5. Разработать критерии оценки эффективности воспитательной работы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

3.6. Принять меры по совершенствованию практической подготовки педагогических работников для работы в общеобразовательных организациях, дальнейшему развитию системы дополнительного образования детей и поддержке усилий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой работе.

3.7. Утвердить примерную программу воспитания для системы среднего профессионального образования, на основе которой в профессиональных образовательных организациях должны быть разработаны соответствующие рабочие программы воспитания.

3.8. Разработать:

единую примерную программу воспитания с описанием процедуры отслеживания достигнутых результатов и календарный план воспитательной работы для студентов профессиональных образовательных организаций, поручив Федеральному учебно-методическому объединению среднего профессионального образования по укрупненной группе педагогических специальностей подготовить их по профессиям и специальностям, установив сроки ежегодного обновления;

разъяснения по составлению рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, а также требования к документационному обеспечению воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях.

3.9. Проработать вопросы о возможности:

принятия на федеральном уровне профессионального стандарта классного руководителя (куратора) в соответствии с едиными требованиями к профессии;

установления обязанности для органов местного самоуправления (или наделения их правом) выявлять, отбирать и направлять на целевое обучение в педагогические вузы способных граждан.

3.10. В целях обеспечения высокого уровня знаний обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по отечественной истории, включая период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, разработать и внедрить методические рекомендации по синхронизации изучения указанного исторического материала в рамках разных учебных предметов, а также внеурочной и проектной деятельности.

3.11. Определить нормы часов для реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включив их в объем обязательной нагрузки студента профессиональных образовательных организаций.

3.12. Рассмотреть вопросы:

о разработке качественных показателей оценки воспитательной работы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;

об установлении перечня и сроков предоставления отчётов по вопросам воспитания для образовательных организаций.

3.13. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

3.14. Внедрить в работу классных руководителей воспитательные проекты разной тематики в целях систематизации воспитательной работы и социализации обучающихся.

3.15. Внести предложения, направленные на повышение мотивации педагогических работников к занятию воспитательной деятельностью.

3.16. Организовать необходимую методическую поддержку классных руководителей (кураторов) вопросам воспитательной работы и социализации обучающихся.

3.17. Обеспечить повышение квалификации классных руководителей (кураторов) по вопросам воспитательной работы и социализации обучающихся, в том числе внести изменения по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов как воспитателей, а также в процедуру аттестации педагогических работников, учитывающих реализацию ими своих воспитательных функций.

3.18. Провести мониторинг качества выполнения воспитательной работы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

3.19. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования предусмотреть в учебном плане образовательных организаций высшего образования педагогического профиля увеличение количества часов на практическую подготовку (практику) в целях формирования необходимых компетенций у будущих педагогов для качественного выполнения должностных обязанностей по вопросам воспитания.

5. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию положений профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н, включив в него в том числе требования к работникам, реализующим адаптированные образовательные программы  для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, профессиональной переподготовке таких работников.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

6.1. Уделять внимание развитию системы воспитания и социализации подрастающего поколения; профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

6.2. Продумать систему организации педагогических классов как пространства для осуществления будущими абитуриентами профессиональных проб, самореализации и приобщения к педагогической среде педагогического колледжа или вуза в целях повышения престижа профессии педагога.

6.3. Осуществлять мониторинг эффективности воспитательной работы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.