Рекомендации
по итогам «круглого стола»
на тему «О нормативно-правовом
обеспечении качества общего образования в Российской Федерации: пути
совершенствования»
28 апреля 2021 года
Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и обеспечением качества общего образования, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение качества общего образования. В случае необходимости вносить необходимые изменения.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Обеспечить своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
2.2. Рассмотреть вопрос о введении для педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций сертификата с единым номиналом, предоставляющего возможность получения не реже одного раза в три года бесплатного дополнительного профессионального образования.
2.3. В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, реализации Стратегии национальной безопасности и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в кратчайшие сроки конкретизировать федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования путем включения в него обязательного минимума содержания учебных предметов на базовом и углубленном уровне, с учетом прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны.
2.4. В целях обеспечения единого подхода к оценке качества организации образовательного процесса по направлениям: работа с одаренными детьми, образование для детей с особыми образовательными потребностями, профориентационная работа, – проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части наделения муниципальных органов управления образованием соответствующими полномочиями.
2.5. Проработать вопрос о нормативном закреплении обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению методической помощи и сопровождения профессионального развития педагогов, в том числе по формированию соответствующих методических служб.
2.6. Принять меры по повышению качества общего образования в профессиональных образовательных организациях.
3. Министерству просвещения Российской Федерации:
3.1. В целях обеспечения права граждан на получение качественного общего образования обеспечить нормативно-правовое закрепление обязательного минимума содержания учебных предметов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, с учетом прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны.
3.2. Направить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре информацию по реализации постановления Совета Федерации от 10 февраля 2021 года № 21-СФ «О ходе реализации национального проекта «Образование» в части исполнения рекомендаций Министерству просвещения Российской Федерации:
осуществлять на постоянной основе мониторинг эффективности реализации мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях и контроль расходования средств, предоставленных в виде субсидий, в субъектах Российской Федерации;
провести дополнительную экспертизу отдельных учебников русского языка, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в части качества изложения учебного материала и его соответствия образовательным функциям;
совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации не допускать сокращения контрольных цифр приема на обучение по педагогическим специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
провести анализ эффективности деятельности организаций дополнительного образования детей, обратив особое внимание на охват детей дополнительным образованием и доступность таких организаций, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Содействовать качеству подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, в том числе принять меры по совершенствованию их практической подготовки; усилиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этом направлении.
3.4. Выстроить систему непрерывной методической поддержки педагогических кадров по преподаванию предметов, курсов, дисциплин (модулей), включающей федеральную и региональную системы дополнительного профессионального образования, с использованием различных форм сопровождения и наставничества.
3.5. Принять меры по снижению административной и почасовой нагрузки на педагогических работников общеобразовательных организаций при сохранении заработной платы не ниже уровня, определенного «майскими» указами Президента Российской Федерации.
3.6. В целях обеспечения высокого уровня знаний обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по отечественной истории, включая период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, разработать и внедрить методические рекомендации по синхронизации изучения указанного исторического материала в рамках разных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также во внеурочной и проектной деятельности.
3.7. Совместно с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить проведение комплексной проверки состояния библиотечных фондов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций на предмет использования учебников и учебных пособий, соответствующих установленным законодательством требованиям.
3.8. Обратить внимание на необходимость определения минимального уровня требований к заданиям II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников.
3.9. Обеспечить реализацию:
программ дополнительного образования детей по прорывным направлениям науки;
комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.
3.10. По результатам выполнения настоящих рекомендаций проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
4. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования предусмотреть в учебном плане образовательных организаций высшего образования педагогического профиля увеличение количества часов на практическую подготовку (практику) в целях формирования необходимых компетенций у будущих педагогов для качественного выполнения должностных обязанностей, в том числе по вопросам воспитания.
5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзору) совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
5.1. Сформировать в полном объеме открытый банк оценочных средств по обязательным общеобразовательным предметам для уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования в целях осуществления федерального государственного контроля качества образования и государственной аккредитации.
5.2. Провести анализ и представить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре информацию о соответствии содержания ФГОС основного общего образования и контрольно-измерительных материалов, материалов Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) и содержания образовательных программ по общеобразовательным предметам, а также целесообразности частоты и сроков проведения ВПР.
5.3. Подготовить предложения по совершенствованию механизмов:
использования результатов ВПР, например, для оказания помощи, в том числе финансовой, для общеобразовательных организаций с низкими результатами;
проведения ВПР в целях обеспечения интересов обучающихся и их родителей.
5.4. Осуществлять мониторинг системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
6.1. Осуществлять мониторинг эффективности мероприятий, направленных на повышение качества общего образования.
6.2. Создавать условия (материально-технические, кадровые и другие) для подготовки обучающихся к экспериментальной части перспективной модели ЕГЭ и ОГЭ.
6.3. Установить норматив финансового обеспечения затрат на реализацию основных программ общего образования не ниже уровня, установленного приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 года № 235 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».
6.4. Содействовать:
— обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогических кадров и системной методической поддержке, используя потенциал региональных институтов развития образования (институтов повышения квалификации работников образования);
— повышению уровня требований к заданиям II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников.
6.5. Оптимизировать работу сетевых объединений учителей в целях обеспечения согласованности используемых учебно-методических комплексов по общеобразовательным предметам.
6.6. Сформировать систему профильных классов психолого-педагогической направленности как пространства для осуществления будущими абитуриентами профессиональных проб, самореализации и приобщения к профессии педагога.