Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан Лилия Гумерова провела в режиме видеоконференции «круглый стол» на тему «Вопросы сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами: программный подход».
В дискуссии приняли участие первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре Елена Драпеко, заместитель директора департамента государственной охраны культурного наследия – начальник отдела контроля в сфере культурного наследия Минкультуры РФ Георгий Сытенко, заместитель директора департамента стратегических проектов Минстроя России Анна Огурцова, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Артем Демидов.
В дистанционном режиме в мероприятии приняли участие представители органов государственной власти в сфере культуры Санкт-Петербурга, Астраханской, Владимирской, Костромской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Тверской областей, Республики Татарстан.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
«круглого стола» на тему: «Вопросы сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами: программный подход, законодательное обеспечение»
1. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре в порядке реализации поручения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко по вопросу сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов – объектов культурного наследия и, с учетом актуальности этой проблемы, провел в период весенней сессии 2020 года опрос 65 субъектов Российской Федерации, в которых по данным Минстроя России имеются многоквартирные дома — объекты культурного наследия.
По данным Минстроя России и Минкультуры России в Российской Федерации насчитывается 8262 многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (далее – ОКН), включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Наибольшее число ОКН в Санкт-Петербурге (более 700). В Тверской, Волгоградской, Астраханской, Костромской, Ростовской и Самарской области их насчитывается более 300 в каждом из названных регионов.
Не более двадцати ОКН насчитывается в Республике Коми, Республике Дагестан, в Республике Северная Осетия – Алания, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Мордовия, Тюменской и Пензенской областях.
В подавляющем большинстве опрошенных регионов созданы самостоятельные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по охране ОКН.
2. По состоянию на 2020 год значительная часть многоквартирных домов — ОКН находится в аварийном или неудовлетворительном состоянии.
В 29 субъектах Российской Федерации из 65 опрошенных регионов в половине ОКН не определен предмет охраны.
3. Как правило, в субъектах Российской Федерации, где имеются многоквартирные дома — ОКН, отсутствуют программы по их капитальному ремонту и реставрации. Чаще всего такие работы производятся в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества ОКН, а их финансирование осуществляется за счет средств регионального и муниципального бюджетов, средств фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений многоквартирных домов посредством регулярных взносов.
4. По мнению субъектов Российской Федерации, федеральные органы власти, как правило, не принимают участия в решении проблем ОКН: на ту или иную степень участия указали лишь 6 регионов из 65 опрошенных.
Большинство регионов не смогли указать информацию о количестве ОКН, включенных в программы по их сохранению (только 7 из 65 регионов указали на присутствие ОКН в программах).
5. Выводы, сформулированные на основе полученных из регионов данных, указывают на настоятельную необходимость:
более глубокой и содержательной проработки этих вопросов заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии общественных организаций, занимающихся проблемами ОКН;
совершенствования нормативно-правового регулирования в области сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов – ОКН;
разработки и реализации на качественно новом уровне федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на создание комфортной среды для жизни, в том числе путем сохранения многоквартирных домов – ОКН;
подготовки специального доклада, отражающего проблематику сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов – ОКН, и его представления на парламентском форуме Совета Федерации «Историко-культурное наследие России» в период весенней сессии 2021 года.
Участники «круглого стола» в целях обеспечения задач по сохранению (капитальному ремонту и реставрации) многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, РЕКОМЕНДУЮТ:
Правительству Российской Федерации:
ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, определяющего порядок выплаты компенсации физическим лицам, являющимися собственниками общего имущества в многоквартирных домах – ОКН, за проведение работ по реставрации предмета охраны объекта культурного наследия – многоквартирного дома в случае, если к указанному предмету охраны относится общее имущество такого дома;
обеспечить рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и Жилищный кодекс Российской Федерации», разработанного депутатами Государственной Думы Е.Г.Драпеко, Г.П.Хованской и предусматривающего порядок финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации активизировать работу над законопроектом
№ 839133–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, внесенным Правительством Российской Федерации, целью которого является сокращение административных барьеров и оптимизация требований к сохранению объектов культурного наследия, предъявляемых к их собственникам, пользователям и арендаторам.
Министерству культуры Российской Федерации включать в ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации статистическую и аналитическую информацию о состоянии объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами и находящимися в аварийном состоянии, а также о принимаемых профильными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации мерах по выведению таких объектов из аварийного состояния.
Министерству культуры Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
определить в качестве «пилотных», реализующих на комплексной основе программы (проекты) по приведению в надлежащее состояние многоквартирных домов — ОКН, следующие субъекты Российской Федерации Санкт-Петербург (с учетом особенностей), Воронежскую, Калининградскую и Ростовскую области; включить первичные результаты реализации “пилотных проектов„ в указанных субъектах Российской Федерации в доклад, представляемый на VIII-ом парламентском форуме Совета Федерации „Историко-культурное наследие России“;
проработать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) вопросы усовершенствования института историко — культурной экспертизы, действующих расценок при проведении реставрационных работ в многоквартирных домах — ОКН, и по результатам принять согласованные решения.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерству культуры Российской Федерации довести до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации о возможности государственной поддержки собственников жилья, проживающих в многоквартирных домах – ОКН, посредством использования специальных счетов, из которых могут быть возмещены проценты по кредитам.
Министерству культуры Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, при участии муниципалитетов и управляющих кампаний и организационной поддержке Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре провести в субъектах Российской Федерации ревизию на основе данных, полученных из субъектов Российской Федерации, на предмет уточнения количества многоквартирных домов – ОКН, а также получения иных необходимых сведений.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
проработать вопросы включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества малоквартирных домов (до 5 квартир), являющихся объектами культурного наследия и нуждающихся в капитальном ремонте, с привлечением дополнительных источников финансирования работ по сохранению таких объектов (иные программы, средства собственников, в том числе заемных средств);
по результатам проведенной ревизии многоквартирных домов – ОКН в срок до 1 апреля 2021 года внести в информационную базу «Реформа ЖКХ», созданную государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства необходимые сведения по форме, установленной указанным Фондом;
при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов — ОКН проработать вопросы включения следующих видов работ:
ремонт перекрытий;
археологические работы,
восстановление фасадов деревянных домов — объектов культурного наследия.
Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
направить в субъекты Российской Федерации сборник информационно-аналитических материалов по вопросам сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов — ОКН; презентацию Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры об опыте Санкт-Петербурга, подготовленную к заседанию “круглого стола„ в порядке обмена практическим опытом;
направить в рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по направлению «Культура» Итоговый документ «круглого стола», а также пакет подготовленных к нему информационно-аналитических материалов.