«Круглые столы»

«Актуальные вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации (на примере реализации программ дополнительного профессионального образования)»

РЕШЕНИЕ
по итогам «круглого стола» на тему

«Актуальные вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров
для экономики субъектов Российской Федерации (на примере реализации программ дополнительного профессионального образования)
»

 

5 ноября 2020 года


Заслушав и обсудив вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации, реализации программ дополнительного профессионального образования, участники «круглого стола» подчеркивают важность их решения для создания благоприятных условий экономического и технологического развития страны.

Участники дискуссии отмечают, что подготовка квалифицированных специалистов, востребованных рынком труда, является важной составляющей современного образования, во многом определяющей социальное и экономическое благополучие регионов России.

На протяжении последних нескольких лет эти вопросы неоднократно поднимались на заседаниях Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Президиума Совета законодателей Российской Федерации, Комиссии Совета законодателей по образованию и науке совместно с законодательными органами государственной власти регионов – членов Ассоциации инновационных регионов России, в рамках «круглых столов».

По итогам обсуждений большинством регионов отмечается, что наличие и подготовка квалифицированных кадров (рабочих и специалистов) – сквозная задача реализации всех национальных проектов в субъектах Российской Федерации. Но для этого необходимы соответствующие условия, доступность для разных возрастных категорий (детей, молодежи, взрослых) образовательных программ для получения навыков современных профессий, то есть возможности получения образования на протяжении всей жизни. В связи с этим большая роль отводится дополнительному профессиональному образованию, как части непрерывного профессионального роста специалиста.

За последнее время кардинально изменилось отношение федерального центра к сфере среднего профессионального образования (далее – СПО), что стало импульсом для качественных изменений в этой области, в том числе в обеспечении потребностей экономики в кадрах. Ключевую роль сыграло обновление материально-технической базы СПО, развитие чемпионатных движений «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс». Создаются условия для обновления и развития инфраструктуры региональной системы СПО, включая федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование», совершенствование нормативно-правовой базы.

Изменилось и отношение бизнеса к этой сфере. Сотрудничество работодателей с организациями СПО решает вопрос обеспечения практико-ориентированной подготовки кадров. Как показывает анализ ситуации, в настоящее время лучше эти вопросы решают индустриальные регионы, опираясь на соглашения с крупными компаниями, используя систему дуального образования. Сложнее регионам с многопрофильной экономикой и высокой долей малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем, вопрос мотивации работодателей для участия в образовательных проектах по‑прежнему остается актуальным. В том числе из‑за отсутствия на государственном уровне системных мер по мотивации работодателей, включая налоговые преференции и льготы, невозможность зачета вклада работодателей в проект в виде технологий, оборудования, стажировок и иных форм непрямого денежного софинансирования.

Важным механизмом повышения качества подготовки кадров профессиональными образовательными организациями субъектов Российской Федерации является их сетевое взаимодействие с предприятиями, межрегиональными центрами компетенций. В настоящее время в большинстве регионов эта практика осуществляется на основе договоров о сетевой форме реализации образовательных программ на безвозмездной основе. Однако, исходя из практического опыта, в регионах существует потребность в подзаконных нормативных правовых актах федеральных ведомств в части закрепления единого финансово-правового механизма реализации сетевых проектов.

Участники дискуссии отмечают, что серьезное значение имеет решение вопроса эффективного встраивания системы СПО в экономику страны. Это требует комплексных решений, зависит от структуры экономики, рынка труда, демографических показателей, образовательной сети в субъектах Российской Федерации. Сегодня колледжи, техникумы призваны играть определяющую роль в формировании профессионального кадрового резерва для региональных экономик.

Актуальность проблемы обострила сложившаяся эпидемиологическая ситуация. При всех мерах поддержки рынка труда на фоне новой коронавирусной инфекции значительное количество граждан потеряли работу, и обновляющаяся система профессионального образования была задействована для преодоления возникших негативных тенденций. Так, Правительством Российской Федерации направлено 3 млрд. рублей на организацию переобучения, что позволяет более 110 тысячам человек получить новую профессию, новые профессиональные знания и навыки, востребованные современной экономикой.

В условиях изменения параметров и требований рынка труда, особенно в рамках реализации антикризисных мер, возрастает роль организаций СПО в подготовке, прежде всего, востребованных рабочих кадров и специалистов.

В связи с этим ключевым вопросом для российских регионов становится преодоление дефицита кадров (педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей колледжей) для подготовки специалистов, особенно для удаленных территорий.

Анализ современного состояния функционирования системы среднего профессионального образования свидетельствует о том, что, несмотря на нормативно-правовую обеспеченность данной сферы и позитивные изменения, произошедшие за последнее время, ряд вопросов остается неурегулированным.

Так, участники «круглого стола» в своих выступлениях обращают внимание на следующие проблемы:

разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификации требованиям работодателей;

слабая эффективность существующей системы формирования контрольных цифр приема в организации СПО;

дефицит необходимых педагогических кадров;

отсутствие единства требований к содержанию образовательных программ;

необходимость модернизации учебно-материальной базы организаций СПО;

высокая степень износа фонда общежитий;

существенная разница в экономическом развитии регионов, количестве рабочих мест, уровне безработицы, прожиточном минимуме;

утечка молодежи и профессиональных кадров из одних регионов в другие;

пока еще недостаточная эффективность существующей системы профессиональной ориентации и консультирования;

неготовность предприятий и организаций к прогнозированию потребности в кадрах на перспективу, даже ближайшую;

недобросовестная конкуренция на рынке образовательных услуг и др.

Также участники дискуссии указывают на необходимость стимулирования организаций СПО к совершенствованию образовательных программ с участием работодателей через аккредитационные и иные механизмы оценки качества и эффективности деятельности. Активное участие органов власти субъектов Российской Федерации и работодателей в формировании содержания профессионального образовании призвано способствовать более эффективному решению проблемы трудоустройства выпускников по полученной профессии и специальности.

Особое внимание уделено вопросам практической подготовки обучающихся организаций СПО. В ходе дискуссии отмечалось, что важным условием качественной подготовки профессиональных кадров является выделение большего количества часов на прохождение практики, а также получение выпускниками базовых знаний по определенной профессии или специальности непосредственно в процессе прохождения практики под руководством своих наставников (педагогов, специалистов предприятия).

Кроме того, в своих выступлениях участники «круглого стола» указали на необходимость:

подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения (наряду с обучением молодежи);

налаживания более эффективного сетевого взаимодействия между профильными образовательными организациями как внутри субъектов Российской Федерации, так и на межрегиональном уровне;

планирования и формирования контрольных цифр приема исходя из потребности в профессиональных кадрах экономики региона;

выстраивания прикладного характера обучения под задачи конкретного производства и сферы услуг;

совершенствования процедуры демонстрационных экзаменов;

обеспечения системы СПО достаточным финансированием;

разработки и внедрения адаптивных, гибких образовательных программ, ориентированных на запросы работодателей;

достаточного методического сопровождения реализации образовательных программ СПО;

синхронизации требований демонстрационного экзамена по образовательным программам СПО и процедуры независимой оценки квалификации;

определения четких требований к организации дистанционного обучения в системе СПО.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. В случае необходимости вносить необходимые изменения.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить своевременную реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования») национального проекта «Образование».

2.2. В целях реализации положений Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ускорить принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих единый финансово-правовой механизм сетевого взаимодействия участников реализации образовательных программ разного уровня.

2.3. Разработать несколько возможных моделей прикладного бакалавриата, с учетом региональной направленности подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров.

2.4. Увеличить процент часов, выделяемых на практическую подготовку обучающихся при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, до не менее 50 %.

2.5. Рассмотреть вопрос о развитии инструментов укрепления взаимодействия профессиональных образовательных организаций с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации, отраслевыми объединениями (ассоциациями) работодателей в части определения потребности в рабочих кадрах по отраслям экономики с учетом требований к их профессиональной компетенции.

2.6. Проработать вопрос о распространении специальной доплаты в размере 5000 рублей, предусмотренной для классных руководителей общеобразовательных организаций, на классных руководителей (кураторов групп) организаций среднего профессионального образования.

2.7. Разработать и обеспечить реализацию государственной программы «Обучение взрослых», направленную на подготовку и переподготовку кадров из числа взрослого населения.

2.8. Проработать вопрос о внедрении целевого обучения по профессиям, востребованным сегодня и в ближайшем будущем.

2.9. Организовать конкурсный отбор образовательных организаций СПО, предоставляющих услуги по дополнительному профессиональному образованию, в целях повышения их качества и поддержки трудовой мобильности и трудовой миграции квалифицированного промышленного персонала.

2.10. Продолжить работу по внедрению и развитию системы мониторинга качества подготовки профессиональных кадров.

2.11. Оказывать субъектам Российской Федерации содействие в:

создании и развитии сети образовательных центров по профориентационной работе с детьми и молодежью;

разработке комплекса мер, стимулирующих работодателей, организации реального сектора экономики инвестировать средства в развитие системы профессионального образования;

развитии центров независимой оценки квалификаций.

3. Правительству Российской Федерации с участием Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям:

3.1. Обеспечить внесение в национальные проекты и государственные программы изменений и дополнений, предусматривающих меры кадровой поддержки их реализации на основе широкого применения современных профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации, обратив особое внимание на доступность процедуры подтверждения квалификации для молодежи, получающей среднее профессиональное образование.

3.2. Принять меры по обеспечению оперативной реакции системы среднего профессионального образования на изменения рынка труда, в том числе длительности периода от утверждения профессионального стандарта до утверждения актуализированных основных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями не более одного года, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ – не более шести месяцев.

3.3. Проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» в части установления возможности для прошедших демонстрационный экзамен лиц учета его результатов в качестве подтверждения квалификации и освобождения на основании этих результатов от прохождения процедуры независимой оценки квалификации в течение трех лет с момента получения свидетельства о квалификации.

3.4. Реализовать дополнительные меры стимулирования граждан к непрерывному обновлению профессиональных знаний и навыков, получению и подтверждению профессиональной квалификации с использованием процедур независимой оценки квалификации.

4. Министерству просвещения Российской Федерации:

4.1. Обеспечить своевременную реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования») национального проекта «Образование».

4.2. Направить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре текст Стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 года.

4.3. Продолжить работу по:

осуществлению мониторинга качества подготовки кадров в организациях СПО, включая подготовку по образовательным программам дополнительного профессионального образования;

обновлению материально-технической базы образовательных организаций системы среднего профессионального образования, в том числе с участием работодателей;

приведению программ профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда и инновационной экономики.

4.4. Содействовать подготовке необходимых педагогических кадров для работы в организациях СПО.

4.5. Определить четкие требования к организации дистанционного обучения в системе СПО в целях обеспечения единства образовательного процесса.

4.6. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

4.7. Содействовать распространению лучших практик повышения социального статуса и престижа рабочих профессий, развития социальных мер их поддержки в субъектах Российской Федерации.

4.8. Оказывать помощь субъектам Российской Федерации в организации и распространении опыта в проведении профессиональных стажировок с лидерами отраслей в целях повышения качества профессиональной подготовки обучающихся и преподавателей организаций СПО.

4.9. Рассмотреть вопрос о возможности информационной поддержки проекта «Красивое будущее» по организации профессиональной стажировки с лидерами отрасли в целях выработки новых современных и эффективных методик обучения.

4.10. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Министерству экономического развития Российской Федерации продолжить работу по прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики.

6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации:

6.1. Продолжить работу по созданию открытой информационной среды, содержащей сведения о текущем состоянии рынка труда и его прогнозном развитии.

Актуальную информацию направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

6.2. Совместно с подведомственными подразделениями в субъектах Российской Федерации разработать и внедрить программу по созданию рабочих мест с учетом потребности в рабочих кадрах. На ее основе формировать задание для Министерства просвещения Российской Федерации для выработки и утверждения контрольных цифр приема для подготовки кадров по рабочим профессиям.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

7.1. Осуществлять мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования.

7.2. Уделять внимание:

кадровой поддержке организаций СПО;

развитию системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;

доступности информации о востребованных профессиях и специальностях на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рейтинге образовательных организаций;

развитию механизмов государственно-частного партнерства.

7.3. Обеспечить поддержку инновационных образовательных программ профессионального образования, образовательных программ дополнительного профессионального образования, направленных на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных отраслей экономики субъектов Российской Федерации.

7.4. Совершенствовать механизмы мониторинга текущих и перспективных кадровых потребностей регионального рынка труда, его взаимосвязь с системой подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

7.5. Оказывать поддержку:

предприятиям-работодателям, осуществляющих шефскую работу над организациями СПО;

организациям СПО в проведении профессиональных стажировок преподавателей с участием лидеров отраслей;

7.6. Совместно с объединениями работодателей продолжить деятельность, направленную на поддержку региональных центров сертификации профессиональных квалификаций.

8. Объединениям работодателей:

8.1. В целях синхронизации потребностей рынка труда и системы образования продолжить работу по участию в формировании современных требований и компетенций к рабочим кадрам, а также разработке отраслевых профессиональных стандартов.

8.2. Осуществлять поддержку организаций СПО в вопросах модернизации учебно-лабораторной базы, организации практики студентов.

8.3. Совершенствовать работу независимых центров сертификации квалификаций, центров профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, иных структур независимой оценки качества профессионального образования.

8.4. Принимать участие:

в мероприятиях, направленных на обновление содержания образовательных программ СПО, синхронизацию требований к образовательным результатам и квалификации лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности;

в осуществлении общественного контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг;

в разработке и реализации программ поддержки молодых рабочих;

в проведении профессиональных стажировок преподавателей организаций СПО с лидерами отраслей;

в развитии современных систем профессиональной ориентации и консультирования.