РЕШЕНИЕ
по итогам
«круглого стола» на тему
«Создание условий для роста
инвестиционной привлекательности
научной и научно-технической деятельности:
законодательный аспект»
14 октября 2020 года
Обсудив вопросы обеспечения роста инвестиционной привлекательности научной и научно-технической деятельности, участники заседания отмечают следующее.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642, (далее — Стратегия) в качестве одной из основных задач научно-технологического развития Российской Федерации определяет формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок. Определенные Стратегией меры, направленные на решение названной задачи, включают в себя:
расширение доступа негосударственных компаний к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах с государственным участием и создания гибких механизмов адаптации к изменениям рыночных условий на всех стадиях реализации этих проектов;
упрощение налогового и таможенного администрирования, создание существенных налоговых стимулов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности;
развитие инструментов возвратного, посевного и венчурного финансирования для создания и (или) модернизации производств, основанных на использовании российских технологий, а также создания субъектам предпринимательской деятельности, кредитно-финансовым структурам и физическим лицами условий для осуществления инвестиций в сферу исследований и разработок.
В рамках реализации первого этапа Стратегии в целях стимулирования роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности создан ряд системных инструментов (федеральные научно-технические программы, комплексные научно-технические программы, научно-образовательные центры и научные центры мирового уровня, центры компетенций Национальной технологической инициативы и другие), работающих с разной степенью эффективности.
В целом усилия государства были направлены на:
— привлечение в сектор исследований и разработок крупных инвесторов, в том числе из числа компаний с государственным участием;
— создание специальных территориальных и экстерриториальных режимов, способствующих как привлечению инвестиций со стороны крупного бизнеса, так и содействующих коммерциализации научных разработок (научно-образовательные центры мирового уровня, инновационные научно-технологические центры, Инновационный центр Сколково и другие);
— поддержку стартапов (Национальная технологическая инициатива, Сколково, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, развитие сети инжиниринговых центров, инструменты поддержки в рамках национальных проектов);
— развитие и реализацию комплексных научно-технических программ и проектов;
— реализацию механизмов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»;
— развитие механизмов координации реализации Стратегии со стороны федеральных органов исполнительной власти и централизации государственной научной политики.
Актуальность задачи возросла с изданием Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», разработкой и началом реализации национального проекта «Наука», основным источником финансирования которого в соответствии с предусмотренными показателями являются внебюджетные средства.
В рамках задач, поставленных Указом от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в настоящее время Правительством Российской Федерации при участии Государственного Совета Российской Федерации осуществляется переформатирование национальных проектов в соответствии с национальными целями и целевыми показателями, определенными данным Указом, а также разработка единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение национальных целей, является наличие современного научно-технологического комплекса, включающего в себя систему фундаментальных научных исследований и сектор прикладных исследований и разработок. Данный комплекс должен обеспечивать реализацию государственных функций, а также разработку и внедрение качественно новых технологий, товаров и услуг. При этом если первая задача решается в основном за счет бюджетного финансирования, то решение второй зависит от уровня участия бизнеса в научно-технологическом развитии, причем ключевым фактором, определяющим взаимодействие науки и бизнеса, является инвестиционная привлекательность научно-технологического комплекса.
На сегодняшний день инвестиционная привлекательность российской науки невысока, не является фактором роста конкурентоспособности отечественных компаний и существенно уступает зарубежным. По данным экспертов, доля бизнеса в финансировании науки в России не превышает 30% и за последние 20–25 лет практически не изменилась, основным источником поддержки остаются средства государства. Такое соотношение принципиально отличается от аналогичных показателей лидеров мировой науки — в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государство обеспечивает примерно 27% внутренних затрат на исследования и разработки.
Сохраняют остроту такие проблемы, как:
отсутствие заинтересованности бизнес-структур во взаимодействии и реализации совместных проектов с научными организациями и вузами;
отсутствие мотивации субъектов научной и научно-технической деятельности к эффективному управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и коммерциализации технологий;
отсутствие отлаженных процедур трансфера и коммерциализации технологий, предусматривающих, в том числе, обеспечение спроса со стороны бизнеса на решения, создаваемые научными и образовательными организациями;
слабая заинтересованность компаний в собственных разработках, закупке научных результатов и технологий, предпочтение закупкам готовой продукции и оборудованию.
Учитывая актуальность повышения инвестиционной привлекательности научной и научно-технической деятельности для эффективной реализации Стратегии и обеспечения прорывного научно-технологического развития страны, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1) ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 47538‑6/11 «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации»;
2) ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 799046–7 «О внесении изменений в статью 103 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ и статью 5 Федерального закона „О науке и государственной научно-технической политике“.
2. Правительству Российской Федерации:
1) совместно с Российской академией наук принять меры по систематизации и повышению эффективности управления в сфере науки, предусмотрев в том числе:
— рассмотрение вопроса о целесообразности модернизации законодательного обеспечения в сфере науки и научно-технической деятельности,
— проработку вопроса о выделении в бюджетной классификации Российской Федерации единого раздела с объемами финансирования на проведение научных исследований и разработок,
— формирование механизма оценки эффективности мер государственной научно-технической политики, включая анализ эффективности расходов государственного бюджета и внебюджетных расходов на научные исследования и разработки, востребованности мер государственной поддержки, их влияния на достижение национальных целей в сфере науки,
— оценку эффективности реализации первого этапа Стратегии с учетом национальных целей развития Российской Федерации и итогов выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 1325-р,
— систематизацию мер государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, повышение уровня координации субъектов и получателей указанной поддержки,
— систематизацию осуществления экспертизы проектов и результатов научных исследований и разработок, а также разработку механизмов ее проведения, включая экспертизу в рамках мониторинга выполняемых проектов, а также экспертизу формирования государственного задания по проведению научных исследований и разработок для всех федеральных органов, имеющих в ведении научные организации и вузы;
2) совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и науке рассмотреть возможность внесения в проект федерального закона № 799046–7 «О внесении изменений в статью 103 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ и статью 5 Федерального закона „О науке и научно-технической политике“ предлагаемых Минэкономразвития России изменений, которые позволили бы научным и образовательным учреждениям без согласия собственника их имущества вносить принадлежащие учреждению исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в качестве вклада в капитал создаваемых и существующих хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств с одновременным закреплением в указанных законах положений, гарантирующих защиту учреждений от недружественных действий других соинвесторов;
3) рассмотреть возможность снижения тарифов страховых взносов для организаций, выполняющих научные исследования и разработки;
4) рассмотреть вопрос о распространении мер по уменьшению налоговой нагрузки, принятых для информационно-телекоммуникационных компаний, на другие перспективные сферы, связанные с привлечением венчурного и прямого финансирования;
5) проработать вопрос об освобождении от налогообложения получаемой из бюджета субъекта Российской Федерации части гранта, предоставляемого в рамках региональных конкурсов фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
6) рассмотреть вопрос о расширении форм государственной поддержки инновационной деятельности, а также о закреплении принципа приоритетности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве субъектов инновационной деятельности;
7) рассмотреть возможность создания при научных и образовательных организациях и агломерациях таких организаций центров трансфера технологий, в функции которых входили бы как процедуры работы с уже созданными объектами интеллектуальной собственности, так и привлечение под планирующиеся исследования представителей бизнеса в форме инвестиций, компетенций и спроса на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности и продукцию, а также обеспечения участия таких организаций в планировании исследований и разработок с целью обеспечения последующей востребованности (коммерциализации) их результатов;
8) поручить Министерству экономического развития Российской Федерации сформировать методологию создания и функционирования центров трансфера технологий, обеспечить их создание и интеграцию в жизненный цикл исследований и разработок;
9) совместно с Российской академией наук и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о создании отраслевых фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;
10) совместно с рабочей группой Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» и органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность усиления полномочий субъектов Российской Федерации в части поддержки научной и научно-технической деятельности, включая:
— наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации правами финансирования научных исследований и разработок из средств региональных бюджетов, участия в формировании государственного задания в сфере науки, создания фондов поддержки научной и научно-технической деятельности с участием средств регионального бюджета и индустриальных партнеров,
— расширение и масштабирование спектра доступных механизмов налогового стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на региональном уровне,
— организационную поддержку локализации производств, а также создания на территории субъектов Российской Федерации современной исследовательской и инновационной инфраструктуры;
11) проработать вопрос о корректировке государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (на 2013–2024 годы), предусмотрев формирование комплекса мер по вовлечению центров трансфера фармацевтических технологий, созданных для обеспечения импортозамещения в российской фармацевтической промышленности в 2014–2018 годах, в решение задачи разработки инновационных лекарственных препаратов.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1) проанализировать эффективность существующих инструментов государственной поддержки и повышения инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности, по итогам подготовить предложения по их систематизации и совершенствованию, в том числе на законодательном уровне;
2) проработать вопрос о повышении информированности возможных получателей государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности о доступных мерах указанной поддержки;
3) разработать комплекс мер, направленных на стимулирование роста внебюджетных инвестиций в научные исследования и разработки, включающий:
— поддержку формирования и развития фондов целевого капитала (эндаументов) в ведущих университетах и научных организациях;
— поддержку организаций реального сектора экономики и социальной сферы, внедряющих отечественные достижения науки, новые технологии, обеспечивающие производство и экспорт наукоемкой продукции;
4) совместно с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации рассмотреть
возможность реализации предложений
Вологодского научного центра Российской академии наук по созданию региональных
фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;
5) совместно с Российской академией наук разработать комплекс мер по повышению привлекательности научной и научно-технической деятельности и популяризации науки;
6) совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации:
— разработать комплекс мер, направленных на повышение уровня компетенции специалистов, работающих на российском венчурном рынке, включая создание специализированных образовательных программ в сфере венчурного капитала;
— рассмотреть вопрос о повышении заинтересованности руководства научных и образовательных учреждений в создании охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации технологий.