РЕШЕНИЕ
по итогам
«круглого стола» на тему
«О ходе реализации в субъектах
Российской Федерации
федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
19 ноября 2019 года
Учитывая важность обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, при Совете Федерации создан Совет по развитию цифровой экономики, в числе основных задач которого — содействие реализации государственной политики в области развития цифровой экономики в субъектах Российской Федерации. В развитие деятельности данного Совета комитеты Совета Федерации оказывают содействие цифровизации экономики в субъектах Российской Федерации по направлениям своего ведения.
В части вопросов ведения Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в связи с глобальной цифровизацией наиболее существенная модернизация требуется в сфере образования.
В рамках национального проекта «Образование» (НП «Образование»), разработанного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, реализуется, в том числе федеральный проект «Цифровая образовательная среда», целью которого является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Согласно паспорту НП «Образование», утвержденному 24 декабря 2018 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации:
создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала;
конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий;
автоматизировать рутинные административные, управленческие и обеспечивающие процессы;
проводить процедуры оценки качества образования.
Планируется обеспечить перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.
Основой реализации проекта станет создание и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набора типовых информационных решений. Непрерывное наполнение платформы образовательным контентом планируется осуществлять как за счет федеральной поддержки, так и за счет частных средств, самими физическими и юридическими лицами, в том числе педагогами, учащимися и т. д.
Все образовательные организации планируется обеспечить стабильным и быстрым Интернет-соединением, обновить информационное наполнение и функциональные возможности официальных сайтов. Планируется использовать при реализации основных образовательных программ современные технологии, создать сеть из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб» (среда для формирования у ребенка базовых и углубленных знаний, в области IT-технологий).
В целом проект «Цифровая образовательная среда» носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевых показателей НП «Образование», других федеральных проектов НП «Образование», а также достижению целей федерального проекта «Цифровая инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика».
Бюджет федерального проекта — 79,8 млрд рублей; 3 359,97 млн руб –в 2019 году; 17 068,90 млн руб – в 2020 году; 17 068,90 млн руб – в 2021 году; 13 773,70 млн руб – в 2022 году; 13 773,70 млн руб – в 2023 году; 13 773,70 млн руб – в 2024 году соответственно.
Обсудив
вопросы реализации федерального проекта «Цифровая образовательная
среда» в субъектах Российской Федерации, учитывая его важность для
обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и уровней в Российской Федерации, участники
«круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации обеспечить достаточное выделение средств из федерального бюджета для реализации комплексного подхода по обеспечению образовательных организаций общего образования доступом в Интернет.
2. Министерству просвещения Российской Федерации:
проработать возможность разработки методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей официальных сайтов образовательных организаций;
осуществлять мониторинг влияния цифровых технологий на образовательные результаты обучающихся.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке интегрированного модуля для расширения компетенции в области современных технологий цифрового образования, осуществления учебно-методической экспертизы образовательных информационных ресурсов (дистанционных курсов, иных электронных образовательных технологий), и включения его в примерные основные образовательные программы направлений подготовки (специальностей), реализуемые в рамках укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) 44.00.00 «Образовательные и педагогические науки».
4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть возможность обеспечения организаций среднего общего образования и других образовательных организаций бесплатным (гарантированным) трафиком Интернет-соединения, в том числе, не участвующих в федеральном проекте «Информационная инфраструктура» Национальной программы «Цифровая экономика».
5. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о разработке механизмов стимулирования взаимодействия образовательных организаций высшего образования и организаций среднего общего образования по использованию цифровых ресурсов и платформ вузов в интересах ранней профессиональной ориентации обучающихся;
не реже двух раз в год информировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре о промежуточных результатах и текущих проблемах реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
6. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопрос межведомственного взаимодействия по реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в том числе рассмотреть возможность устранения различия в формулировках целевых «перекрестных» показателей Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика».
7. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации осуществлять мониторинг влияния цифровых технологий на когнитивные функции обучающихся.
8. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
принять к сведению информацию федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»;
продолжить мониторинг реализации мероприятий по цифровизации образования в субъектах Российской Федерации в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование».
9. Руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
в целях реализации комплексного подхода по обеспечению образовательных организаций общего образования доступом к сети Интернет предусмотреть мероприятия по созданию необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в зданиях школ (включая кабельные сети, системы видеонаблюдения и контроля доступа, беспроводные сети и пр.);
обеспечить размещение в сети Интернет на официальных сайтах информации о реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в том числе об его основных подходах и преимуществах для обучающихся;
активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства и привлекать инвесторов к реализации мероприятий по обеспечению цифровой среды в образовательных организациях;
при реализации мероприятий федерального проекта «Цифровая образовательная среда» обратить особое внимание на обеспечение Интернет -соединением малокомплектных школ.