«Круглые столы»

«Формирование культурной среды в исторических поселениях в рамках реализации национального проекта „Культура»

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

«круглого стола» на тему «Формирование культурной среды в исторических поселениях в рамках реализации национального проекта „Культура“

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ:

В направлении сохранения и развития исторических поселений федерального и регионального значения, а также малых городов Российской Федерации за последнее время произошли определенные сдвиги.

Реализуется утвержденный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Перечень поручений по итогам встречи с участниками Форума малых городов и исторических поселений, состоявшейся 17 января 2018 года.

Утверждены:

Основы государственной культурной политики, в которых упоминаются вопросы исторических поселений;

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. К 2020 году в соответствии с базовым сценарием реализации указанной Стратегии должны быть утверждены границы зон охраны 75% исторических поселений федерального значения, их предметы охраны, перечни исторически ценных градоформирующих объектов; к 2030 году должны быть утверждены границы территории 100% исторических поселений федерального значения.

Минкультуры России в рамках национального проекта «Культура» и федерального проекта «Культурная среда» принимаются определенные меры по оснащению детских школ искусств музыкальными инструментами и оборудованием, созданию (реконструкции) и капитального ремонта культурно-досуговых учреждений, модернизации кинотеатров и созданию модельных библиотек.

Минстрой России реализует федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», включающий мероприятия по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной среды.

Привлекаются внебюджетные источники финансирования мероприятий, направленных на обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия и облика исторических поселений федерального значения.

Вместе с тем, вопросы формирования культурной среды в исторических поселениях требуют дальнейшего обсуждения как на теоретико-понятийном, так и на прикладном уровне.

Необходимо разработать и принять на правительственном уровне решения, обеспечивающие на межведомственной, системной, комплексной основе сохранение и развитие исторических поселений федерального значения и малых городов Российской Федерации.

Результаты проведённых исследований показали, что:

на законодательном и управленческо-прикладном уровне остается неопределенным понятие «культурная среда»;

отсутствуют ясные модели развития культурной среды, которые раскрывали бы ее роль и механизмы влияния на социально-экономическое развитие территорий;

не проводятся комплексные исследования состояния и динамика изменений культурной среды в исторических поселениях, выявление и распространение лучших практик носит фрагментарный, несистемный характер;

отсутствуют качественные и количественные показатели, которые характеризовали бы уровень развития, своего рода «качество» культурной среды, динамику её развития и трансформации.

распространение цифровых технологий, цифровая трансформация всех сфер общественной жизни не в полной мере влияют на новые подходы к вопросам сохранения культурного наследия, и, в частности, к развитию исторических поселений.

Участники «круглого стола» считают, что требуют уточнения и определения на законодательном уровне:

понятие «предмет охраны» поскольку при использовании разных механизмов охраны объектов культурного наследия в исторических поселениях возникает наложение нескольких регламентов на одну и ту же территорию;

положения статьи 44 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» равно как и другие статьи этого закона, принятого без малого 20 лет тому назад;

вопросы предоставления преференций городам и населенным пунктам, имеющим статус исторических поселений федерального значения, имея в виду введение повышающих коэффициентов по всем нормативам и параметрам выделения средств из федерального бюджета регионам, где находятся эта категория поселений.

Требуют актуализации:

задачи по формированию культурной среды в исторических поселениях в рамках национального проекта «Культура», разработке и реализации программ поддержки культурной инфраструктуры исторических поселений, содействующих их развитию;

вопросы расширения перечня исторических поселений федерального и регионального значения, разработки историко-культурных планов по их сохранению, определению границ и предметов охраны.

По оценке экспертов, в настоящее время потенциал развития исторических поселений несколько ограничен. Одной из причин этого является в том числе несовершенство федерального законодательства, которое приводит:

к сложностям согласования градостроительных регламентов между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

к сдерживанию инвестиционной привлекательности исторических поселений, в которых установлен запрет на любое строительство в границах территории памятников и ансамблей (за исключением строительства в рамках воссоздания и сохранения ОКН), в том числе запрет на строительство инженерной инфраструктуры, необходимой для эксплуатации объектов культурного наследия (за исключением строительства инженерной инфраструктуры в целях сохранения ОКН).

Одной из наиболее проблемных точек в сохранении облика исторических поселений федерального значения остается вопрос сохранения объектов, представляющих историко-архитектурную ценность (объекты культурного наследия, а также объекты ценной среды и фоновой застройки, включенные в предмет охраны исторического поселения) и при этом относящиеся к жилому фонду (многоквартирные и индивидуальные жилые дома).

В связи с этим на федеральном уровне необходимо принять меры, направленные на организацию системной работы с историческим жилым фондом, включающие:

разработку на федеральном уровне предложений по управлению жилым фондом объектов, обладающих историко-архитектурной ценностью и регламентирующих их эксплуатацию, проведение текущего и капитального ремонта, либо расселения и выведения из жилого фонда;

выделение средств из федерального бюджета муниципальным образованиям, на территории которых имеются многоквартирные дома, представляющие историко-архитектурную ценность, в части:

а) проведения капитального ремонта указанных домов;

б) расселения в целях выведения из жилого фонда и восстановления за счёт средств инвесторов;

разработку комплекса мер по работе с индивидуальными жилыми домами, включающих поддержку собственников индивидуальных жилых домов, регламентирование процедуры выкупа индивидуального жилого дома, являющегося объектом культурного наследия и др.

С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола»

 

РЕШИЛИ:

 

1. Предложить Правительственной комиссии по региональному развитию рассмотреть в 2020 году вопросы комплексного развития исторических поселений федерального значения и муниципальных образований, обладающих историко-культурным потенциалом, имея в виду:

проанализировать ход исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам встречи с участниками Форума малых городов и исторических поселений, состоявшейся 17 января 2018 года;

определить федеральный орган государственной власти, осуществляющий координацию деятельности по указанным вопросам;

разработать меры по содержательному и инструментальному наполнению вопросов развития исторических поселений на межведомственной и межуровневой основе, включающие:

предложения по увеличению собственных бюджетов муниципальных образований, имеющих статус исторического поселения федерального значения за счет перераспределения собираемых на их территории налогов, а также финансирования археологических работ, проводимых на их территориях;

предложения по введению налоговых льгот для предприятий общепита и гостеприимства, работающих на территории исторических поселений федерального значения, а также введения туристического налога в муниципальных образованиях, на территории которых расположены исторические поселения федерального значения;

разработку механизмов вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот и их приспособления к современному использованию;

разработку механизмов финансовой поддержки для муниципальных образований, на территории которых расположены исторические поселения (по аналогии с закрытыми административными территориальными образованиями (ЗАТО), моногородами и наукоградами).

2. Направить материалы «круглого стола» «Формирование культурной среды в исторических поселениях в рамках реализации национального проекта „Культура“ в рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по направлению „Культура“.

 

РЕКОМЕНДОВАТЬ:

 

1. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации:

доработать Концепцию по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристических возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года, имея в виду:

рассмотреть возможность утверждения Концепции Правительством Российской Федерации;

разработать План реализации Концепции, включающий механизмы и меры, нацеленные на сохранение и развитие историко-культурного потенциала исторических поселений федерального и регионального значения в соответствии с современными требованиями;

расширить существующий список исторических поселений федерального значения до актуального состояния;

разработать на основе исследования «Формирование культурной среды в исторических поселениях в рамках реализации национального проекта „Культура“ дополнительные предложения по сохранению и развитию исторических поселений федерального значения, включая мероприятия:

по разработке первоочередных мер, направленных на сохранение и использование в исторических поселениях федерального значения и малых городах Российской Федерации памятников деревянного зодчества;

созданию в национальном проекте «Культура» отдельного блока «Сохранение деревянных зданий, являющихся шедеврами деревянного зодчества, представляющих исторический интерес», с выделением из федерального бюджета средств на работы по ремонту и реконструкции на условиях софинансирования;

рассмотреть вопрос о финансировании из средств, предусмотренных на реализацию национального проекта «Культура», мероприятий по разработке необходимой документации для исторических поселений федерального значения, а также работ по сохранению объектов культурного наследия, расположенных на их территории.

2. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

организовать работу по созданию методик, систематизации и тиражированию лучших практик в сфере сохранения и развития исторических поселений федерального значения;

рассмотреть вопрос о наделении одного из федеральных государственных бюджетных учреждений культуры функциями методического центра по использованию новых технологий для развития культурной среды исторических поселений;

провести комплексные исследования культурной среды исторических поселений федерального значения, направленные на их экономическое, социальное и экологическое развитие;

рассмотреть возможность включения в мероприятия по координации и методологическому сопровождению работ по комплексному исследованию культурной среды исторических поселений федерального значения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (структурное подразделение философского факультета — Центр исследований культурной среды).

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации:

разработать порядок определения и использования ключевых количественных и качественных показателей развития исторических поселений федерального значения в целях планирования и контроля реализации программных мероприятий, а также эффективности использования средств, выделяемых на их развитие из бюджетов разных уровней;

разработать комплекс мер по работе с индивидуальными жилыми домами (поддержка собственников индивидуальных жилых домов, регламентирование процедуры выкупа индивидуального жилого дома, являющегося объектом культурного наследия и проч.).

4. Предложить Московскому государственному университету им. М. В. Ломоносова проработать вопрос о формировании Центром исследований культурной среды — структурным подразделением философского факультета МГУ карты культурной среды исторических поселений федерального и регионального значения в Российской Федерации.

5. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации включить в повестку VIII парламентского форума «Историко-культурное наследие Российской Федерации» (2020 год) доклад об исполнении настоящих рекомендаций, подготовленный заинтересованными федеральными и региональными органами государственной власти и организациями.