«Круглые столы»

«О законодательном обеспечении подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации»

Рекомендации

8 ноября 2018 года,
г. Москва

 

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и перспективами развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов Российской Федерации, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие системы подготовки квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации. В случае необходимости вносить необходимые изменения.

1.2. Проработать вопрос о создании экспертной рабочей группы по мониторингу реализации рекомендаций «круглого стола».

 

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить своевременную реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования»).

2.2. Рассмотреть вопросы о:

внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрев предоставление профессиональным образовательным организациям, осуществляющим производственную деятельность и являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями), преимущества в отношении предлагаемой цены контракта на товары, работы и услуги;

внесении изменений в налоговое законодательство, направленных на предоставление предприятиям, осуществляющим инвестиции в образовательные организации среднего профессионального образования, оснащение современных учебных центров, налогового вычета;

предоставлении возможности получения обучающимися по направлениям подготовки, требующим разрешения на работу со сложными механизмами (сельскохозяйственные машины, дорожно-строительная и иная техника), соответствующего допуска с 16 лет;

формировании на федеральном уровне механизмов использования оборудования и производственных участков организаций на условиях аренды в целях создания правовых условий для развития практико-ориентированных моделей обучения с участием работодателей;

развитии инструментов укрепления взаимодействия профессиональных образовательных организаций с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации, отраслевыми объединениями (ассоциациями) работодателей в части определения потребности в рабочих кадрах по отраслям экономики с учетом требований к их профессиональной компетенции.

2.3. Продолжить работу по внедрению и развитию системы мониторинга качества подготовки профессиональных кадров.

2.4. Оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании:

ресурсных центров коллективного пользования;

сети образовательных центров по профориентационной работе с детьми и молодежью.

 

3. Министерству просвещения Российской Федерации:

3.1. Обеспечить своевременную реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования») национального проекта «Образование».

3.2. Продолжить реализацию «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года».

3.3. Разработать и направить в субъекты Российской Федерации примерный договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

3.4. Разработать нормативную правовую базу для проведения демонстрационного экзамена (включая его проведение на базе предприятий работодателей).

3.5. Продолжить работу по:

осуществлению мониторинга внедрения программ модернизации образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях ликвидации дефицита квалифицированных рабочих кадров;

обновлению материально-технической базы образовательных организаций системы среднего профессионального образования, в том числе с участием работодателей;

приведению программ профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда и инновационной экономики;

развитию мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;

проведению региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям.

3.6. Содействовать:

внедрению проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста»;

распространению успешных практик по созданию региональных образовательно-производственных кластеров;

подготовке педагогических кадров для работы в образовательных организаций среднего профессионального образования.

3.7. Провести комплексное исследование результатов проектов, направленных на модернизацию и развитие системы подготовки профессиональных рабочих кадров. Внести необходимые коррективы в новые перспективные программы и проекты в этой сфере.

3.8. Осуществлять мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса и престижа рабочих профессий, развития социальных мер их поддержки в субъектах Российской Федерации.

3.9. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

3.10. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации активизировать работу по ведению и обновлению справочника профессий.

 

5. Министерству экономического развития Российской Федерации обеспечить работу по прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики.

 

6. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации продолжить создание открытой информационной среды, содержащей сведения о текущем состоянии рынка труда и его прогнозном развитии.

 

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

7.1. Провести мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования.

7.2. Ускорить работу по внедрению проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста».

7.3. Проработать вопрос по созданию и утверждению нормативов подушевого финансирования образовательных программ среднего профессионального образования для профессий и специальностей из списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

7.4. Обеспечить создание специальных условий для получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

7.5. Проработать механизмы:

обеспечения местами в общежитиях нуждающихся студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

развития спортивной инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.

7.6. Уделять внимание кадровой поддержке образовательных организаций среднего профессионального образования.

7.7. При формировании и реализации региональных программ развития образования в части развития кадрового потенциала шире использовать потенциал программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения.

7.8. Развивать систему профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

7.9. Совместно с Министерством просвещения Российской Федерации проработать вопрос об использовании имеющегося опыта по созданию региональных образовательно-производственных кластеров.

7.10. Обеспечить поддержку инновационных образовательных программ профессионального образования, направленных на подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики субъектов Российской Федерации.

7.11. Принять меры по развитию технической оснащенности образовательных организаций среднего профессионального образования.

7.12. Совершенствовать механизмы мониторинга текущих и перспективных кадровых потребностей регионального рынка труда, его взаимосвязь с системой подготовки профессиональных кадров.

7.13. Содействовать развитию механизмов государственно-частного партнерства.

7.14. Поддерживать шефскую работу предприятий-работодателей над образовательными организациями среднего общего образования.

7.15. Оказывать содействие образовательным организациям среднего профессионального образования в проведении профильной практики обучающихся на предприятиях-работодателях.

7.16. Совместно с объединениями работодателей продолжить деятельность по поддержке региональных центров сертификации профессиональных квалификаций.

7.17. Обеспечить доступность информации о востребованности профессий и специальностей на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рынке образовательных услуг, включая рейтинг образовательных организаций.

 

8. Объединениям работодателей:

8.1. В целях синхронизации потребностей рынка труда и системы образования продолжить работу по участию в формировании современных требований и компетенций к рабочим кадрам, а также разработке отраслевых профессиональных стандартов.

8.2. Осуществлять поддержку образовательных организаций среднего профессионального образования в вопросах модернизации учебно-лабораторной базы, организации практики студентов.

8.3. Совершенствовать работу независимых центров сертификации квалификаций, центров профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, иных структур независимой оценки качества профессионального образования.

8.4. Принимать участие:

в мероприятиях, направленных на осуществление общественного контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг;

в разработке и реализации программ поддержки молодых рабочих;

в создании и развитии современных систем профессиональной ориентации и консультирования.