«Круглые столы»

«Об исполнении рекомендаций парламентских слушаний «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации»

Рекомендации

28 марта 2019 года,
г. Москва

 

Заслушав и обсудив вопрос «Об исполнении рекомендаций парламентских слушаний «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации», участники «круглого стола» отмечают следующее.

По итогам парламентских слушаний наметился ряд положительных тенденций:

— приняты и вступили в силу Федеральные законы «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (законопроект № 337514–7 об организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы) и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения»;

— прорабатывается вопрос о финансовой поддержке малокомплектных школ;

— дан старт разработке и введению в действие программы «Земский учитель»;

— проводится работа по:

созданию в субъектах Российской Федерации сети образовательных центров выявления и поддержки талантливых и одаренных детей, технопарков;

реализации проекта «Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом»;

разработке и реализации проектов в сфере образовательного и краеведческого туризма для обучающихся образовательных организаций и др.

Однако участники дискуссии обращают внимание на ряд серьезных проблем, которые по‑прежнему требуют решения, в том числе на необходимость поддержки малокомплектных школ, строительства социокультурных образовательных комплексов в сельской местности, кадрового обеспечения образовательного процесса, территориальной доступности получения качественного образования, включая дополнительное образование, использования современных информационных технологий и технических средств и других.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» решили:

1. Принять к сведению представленную информацию.

2. Рекомендовать:

1) Министерству просвещения Российской Федерации:

— при разработке и внедрении программы «Земский учитель» проанализировать исполнение программы «Земский доктор» в целях неповторения ошибок при ее реализации; четко определив критерии участия в программе;

— обеспечить выполнение показателей программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года № 2145-р, в том числе на финансирование мероприятий по капитальному (текущему) ремонту и реконструкции школьных зданий с высоким уровнем износа;

— обеспечить поддержку в надлежащем состоянии школьных автобусов для организации перевозки детей к месту обучения и обратно;

— обеспечить поддержку субъектам Российской Федерации в создании необходимых условий для внедрения и реализации ведомственной целевой программы «Российская электронная школа»;

— провести Всероссийский форум, посвященный вопросам развития общеобразовательных организаций на селе;

— представить в Совет Федерации информацию о проведении анализа исполнения резолюции Третьего Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России» (13 сентября 2016 года, г. Чебоксары, Чувашская Республика), результаты которого планировалось учесть при подготовке к очередному съезду.

2) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

— не допускать сокращения контрольных цифр приема по педагогическим специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

— рассмотреть вопрос дополнительного стимулирования в 2019 году развития системы целевого обучения по программам высшего образования по педагогическим специальностям и направлениям подготовки для дальнейшего устройства специалистов в сельской местности.

3) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации активно содействовать субъектам Российской Федерации в:

— строительстве социокультурных образовательных комплексов в сельской местности;

— реализации проектов в сфере образовательного и краеведческого туризма;

— развитии сельских школьных музеев и библиотек.

3) Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— уделять внимание кадровой поддержке сельских образовательных организаций, в том числе малокомплектных, содействовать закреплению молодых учителей на селе;

— принять меры по развитию технической оснащенности сельских общеобразовательных организаций, позволяющей в полной мере сформировать в каждой из них информационную образовательную среду;

— в целях эффективного использования дистанционных технологий обучения оказывать сельским общеобразовательным организациям поддержку, обеспечив повышение пропускной способности каналов доступа к сети Интернет;

— в целях оказания сельским учителям регулярной методической поддержки в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, а также стимулирования познавательной активности обучающихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, создавать муниципальные (межмуниципальные) образовательные ресурсные центры;

— рассмотреть возможность дополнительного финансирования из региональных бюджетов участия одаренных детей из сельских населенных пунктов в летних, зимних (каникулярных) предметных творческих школах.

3. О результатах проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года.