«Круглые столы»

«О законодательном обеспечении стандартов качества общего образования по предметам естественно-научного цикла»

Рекомендации

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и обеспечением качества общего образования по предметам естественно-научного цикла, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение качества общего образования по предметам естественно-научного цикла.

2. Министерству просвещения Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос о законодательном закреплении обязательного содержания образовательных программ по предметам естественно-научного цикла, установлении обязательных требований к перечню предметов, изучаемых в каждом классе на уровне основного общего образования.

2.2. В целях недопущения снижения качества подготовки обучающихся обеспечить единый подход к реализации содержания по предметам естественно-научного цикла.

2.3. В федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС):

прописать четкие предметные результаты для каждого предмета естественно-научного цикла по каждому году обучения;

конкретизировать по годам обучения все межпредметные связи;

прописать обязательные практические навыки, которыми должен овладеть обучающийся;

в целях усиления практической направленности в преподавании предметов естественно-научного цикла определить перечень обязательных практических работ по предметам естественно-научного цикла в каждом классе.

2.4. Включить в приложение к ФГОС основного общего образования, среднего общего образования перечень наименований лабораторных работ по учебным предметам естественно-научного цикла.

2.5. Разработать и утвердить нормативные документы, регламентирующие:

конкретные требования, предъявляемые к результатам обучения учащихся по предметам естественно-научного цикла;

перечень обязательного учебного оборудования (приборы, реактивы и т. д.) и требования к оснащению учебных кабинетов для всех, а не только вновь строящихся, общеобразовательных организаций в соответствии с ФГОС.

2.6. Разработать единую базу проверочного инструментария по предметам естественно-научного цикла, в том числе для промежуточного контроля в течение года.

2.7. Разработать и утвердить концепции преподавания учебных предметов «Биология», «Физика», «Химия» и планы мероприятий по их реализации.

2.8. Разработать и внедрить учебно-методические комплексы по предметам естественно-научного цикла.

2.9. В целях формирования и развития единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса разработать общефедеральные стандартизированные образовательные программы по трем линейкам: базовой, для углубленного изучения и коррекционной (для детей с ОЗВ).

2.10. Содействовать качеству подготовки, переподготовки и аттестации педагогических кадров по предметам естественно-научного цикла.

2.11. Выстроить систему непрерывной методической поддержки педагогических кадров по преподаванию предметов (разделов, частей) естественно-научного цикла, включающей федеральную и региональную системы дополнительного профессионального образования, с использованием различных форм сопровождения и наставничества.

2.12. Принять меры по снижению административной и почасовой нагрузки на педагогических работников общеобразовательных организаций при сохранении заработной платы на уровне не ниже обозначенной в «майских» указах Президента Российской Федерации.

2.13. Разработать и направить в субъекты Российской Федерации рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности на основе содержания предметов естественно-научного цикла.

2.14. Провести мониторинг осуществления в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации внеклассной работы с обучающимися по предметам естественно-научного цикла.

2.15. Оказать содействие общеобразовательным организациям, расположенным в сельской местности, в нормативно-правовом обеспечении деятельности школьных приусадебных участков.

2.16. Обратить внимание на необходимость повышения уровня школьных предметных олимпиад на уровне городов и районов.

2.17. Обеспечить в системе дополнительного образования детей и взрослых реализацию курсов по прорывным направлениям науки «Биоквантум», «Химквантум» и другим в научно-технических комплексах (детских технопарках) «Кванториум».

2.18. Подготовить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по юридическому оформлению сетевого взаимодействия между образовательными организациями основного общего и дополнительного образования.

2.19. Обеспечить системность и контроль за расходованием выделяемых из федерального бюджета средств на обеспечение деятельности детских технопарков «Кванториум».

2.20. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

2.21. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзору) совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации

3.1. В целях повышения качества общего образования для обеспечения лидирующих позиций России в области физики, химии, биологии рассмотреть возможность проведения Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) на уровне основного общего образования среди обучающихся 9-х классов (по аналогии с проведением ВПР в 11-х классах).

3.2. Проработать вопрос о возможности использования в системе образования Российской Федерации методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

3.3. В целях повышения анализа результатов различных оценочных процедур по предметам естественно-научного цикла обеспечить формирование и развитие единой электронной платформы (например, на базе ФИС ОКО), позволяющей осуществлять свод и системный анализ качества общего образования по предметам естественно-научного цикла на региональном, муниципальном уровне, в контексте общероссийских показателей, а также сравнительных международных исследований.

3.4. Установить взаимосвязь между содержанием контрольно-измерительных материалов ВПР и элементами содержания учебных предметов, прописанных во ФГОС основного общего образования. Публиковать демонстрационные версии ВПР в начале учебного года с целью корректировки рабочих программ педагогических работников.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Создавать условия (материально-технические, кадровые и др.) для подготовки обучающихся к экспериментальной части перспективной модели ЕГЭ, ОГЭ по общеобразовательным предметам естественно-научного цикла.

4.2. Уделять внимание кадровой поддержке общеобразовательных организаций.

4.3. Содействовать:

обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогических кадров и системной методической поддержки, используя потенциал региональных институтов повышения квалификации работников образования;

повышению уровня школьных предметных олимпиад на уровне городов и районов.

4.4. Систематизировать работу сетевых объединений учителей в целях обеспечения единых подходов к преподаванию предметов естественно-научного цикла.

4.5. Поддерживать шефскую работу предприятий-работодателей над образовательными организациями среднего общего образования.