«Круглые столы»

«О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации»

Рекомендации

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и перспективами развития педагогического образования в Российской Федерации, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие педагогического образования в Российской Федерации. В случае необходимости вносить необходимые изменения.

1.2. Рассмотреть вопрос о формировании межведомственной рабочей группы для координации деятельности по определению перспектив развития педагогического образования, с учетом социально-экономических прогнозов развития Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить реализацию задач, поставленных в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2.2. Осуществить своевременное внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

2.3. Рассмотреть вопрос:

— о разработке концепции непрерывного педагогического образования, включая вопросы нормативного обеспечения и экономических механизмов ее реализации;

— о разработке целевой программы развития педагогического образования до 2024 года;

— о включении области «Образование и педагогические науки» в перечень приоритетных направлений и выделении финансирования для опережающего научного обеспечения развития педагогического образования;

— о разработке и реализации федеральной программы материально-технической модернизации государственных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в области «Образование и педагогические науки».

2.4. Провести работу по совершенствованию системы прогнозирования потребностей в профессиональном кадровом обеспечении, включая сервисы электронного взаимодействия федеральных, региональных органов государственной власти и ассоциаций работодателей, формирования и согласования объема и структуры контрольных цифр приема граждан в образовательные организации высшего образования как в отраслевом, так и в территориальном разрезах.

2.5. В целях привлечения молодых перспективных профессиональных кадров в педагогическую профессию проработать вопрос о совершенствовании системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций дошкольного и общего образования.

3. Министерству просвещения Российской Федерации:

3.1. Обеспечить своевременную реализацию плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и внедрению национальной системы учительского роста (национальной системы профессионального роста педагогических работников).

3.2. Содействовать развитию профессиональных сообществ учителей и созданию независимой системы сертификации и аттестации.

3.3. Продолжить работу по совершенствованию системы аттестации педагогических работников.

3.4. Осуществлять мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса педагогов и механизмов, стимулирующих развитие социальных мер поддержки педагогов, в субъектах Российской Федерации.

3.5. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

4.1. Не допускать сокращения контрольных цифр приема по педагогическим специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности возвращения специалитета на педагогические специальности гуманитарной направленности.

4.3. Рассмотреть вопрос о внедрении в непедагогические образовательные программы, готовящие к педагогическому виду деятельности, специализированного педагогичного модуля, утверждаемого Федеральным учебно-методическим объединением, разработать его научно-методическое обеспечение.

4.4. Осуществлять мероприятия по подготовке педагогических кадров, повышению уровня их квалификации для систем высшего и среднего профессионального образования, включая переподготовку и дополнительное профессиональное образование.

4.5. Оказывать поддержку развитию научных исследований в сфере образования, в том числе направленные на повышение развивающего потенциала непрерывного образования педагогов.

4.6. Совместно с Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки усилить методическую поддержку образовательных организаций реализующих программы педагогического образования, в том числе разработать типовые фонды оценочных средств для диагностики сформированности общепрофессиональных компетенций.

4.7. Рассмотреть вопрос о создании на базе ведущих педагогических вузов в каждом федеральном округе ресурсных центров педагогического образования.

4.8. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации:

5.1. Продолжить работу по развитию системы непрерывного педагогического образования.

5.2. В целях формирования и функционирования единой электронной информационно-образовательной среды реализуемых образовательных программ по направлениям подготовки педагогических кадров содействовать дальнейшему развитию Национальной электронной платформы педагогического образования.

5.3. Провести мониторинг эффективности реализации существующих моделей педагогического образования.

5.4. Обеспечить разработку примерных образовательных программ по направлению «Образование и педагогические науки» на основе успешных практик педагогического образования в соответствии с новыми государственными требованиями.

5.5. Оказывать органам государственной власти субъектов Российской Федерации всестороннюю помощь по формированию перспективной потребности в педагогических кадрах и отбору в профессию мотивированных к педагогическому труду абитуриентов.

5.6. Рассмотреть вопрос дополнительного стимулирования развития в 2020–2021 годах системы целевого обучения по программам высшего образования по педагогическим специальностям и направлениям подготовки для дальнейшего устройства специалистов в сельской местности.

5.7. Сформировать единую базу программ повышения квалификации педагогических работников.

5.8. Развивать гибкие модульные программы повышения квалификации педагогических работников.

5.9. Обеспечить нормативное и организационно-методическое сопровождение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами.

5.10. Разработать научно-методическое и правовое обеспечение многопрофильной подготовки педагогических работников для образовательных организаций, расположенных в сельской местности, в том числе для выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования.

5.11. Возобновить работу по созданию в субъектах Российской Федерации на базе опорных вузов центров непрерывного педагогического образования.

5.12. Провести работу по согласованию федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по образовательным программам педагогического образования.

5.13. Обеспечить преемственность в содержании образовательных программ педагогического профиля между вузами и педагогическими колледжами.

5.14. Сформировать федеральные методические центры, деятельность которых должна быть направлена на переподготовку преподавателей и методистов.

5.15. Принимать участие в создании и развитии современных систем профессиональной ориентации и консультирования.

5.16. Выработать и развивать современные механизмы взаимодействия с работодателями для экспертизы содержания подготовки кадров.

5.17. Оказать содействие созданию на базе ассоциаций в области педагогического образования:

— экспертного совета по проблемам качества педагогического образования;

— экспертных площадок для обсуждения вопросов развития системы непрерывного педагогического образования.

5.18. Привлекать профессионально-общественные организации к независимой оценке качества образования (профессионально-общественной аккредитации).

5.19. Рассмотреть вопрос об организации при участии ведущих вузов Всероссийской педагогической олимпиады, научных и научно-практических конференций обучающихся по различным направлениям современного педагогического образования.

5.20. Разработать и внедрить программы последипломного сопровождения выпускников педагогических вузов и колледжей на рабочем месте и в рамках специально организованного постдипломного обучения в условиях долгосрочной стажировки в образовательной организации.

5.21. Обеспечить деятельность Совета по развитию педагогического образования.

5.22. Осуществлять ежегодный мониторинг эффективности системы педагогического образования.

5.23. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

6.1. Содействовать распространению успешных практик по созданию региональных социально-педагогических кластеров.

6.2. Продолжить работу по внедрению механизмов постдипломного сопровождения выпускников педагогических специальностей.

6.3. С учетом проведенных Рособрнадзором в субъектах Российской Федерации исследований компетенций учителей-предметников, а также результатов апробации модели уровневой оценки компетенций учителей-предметников провести работу по внесению изменений в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

6.4. Способствовать развитию системы непрерывного педагогического образования, включая обеспечение преемственности между общеобразовательными организациями (профильные классы), колледжами, вузами, организациями дополнительного профессионального образования для работников системы педагогического образования всех уровней.

6.5. Продолжить практику поддержки педагогов, работающих в сельской местности, в том числе через реализацию программы «Земский учитель».

6.6. В целях координации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников проработать вопрос о создании в субъектах Российской Федерации на базе вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, центров непрерывного педагогического образования.

6.7. Содействовать формированию единого пространства педагогического образования в Российской Федерации при условии сохранения региональных особенностей подготовки педагогически кадров.

6.8. Совершенствовать механизмы реализации целевого обучения.

6.9. Сформировать мотивирующие методики сопровождения учительского роста, включающие определение дефицита профессиональных компетенций, разветвленную систему стажировок, обучение передовыми цифровыми технологиями, возможности для широкого обмена опытом и свободного творческого развития.

6.10. Проанализировать лучший региональный опыт подготовки и поддержки педагогических кадров, в том числе проекты, мотивирующие к работе посредством улучшения жилищных условий, повышения мобильности и др.

6.11. Обеспечить информационное сопровождение мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога и престижа педагогической профессии.

6.12. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

7.1. Совершенствовать механизмы мониторинга текущих и перспективных кадровых потребностей регионального рынка труда, его взаимосвязь с системой подготовки кадров. Содействовать формированию перспективной потребности в педагогических кадрах и отбору в профессию мотивированных к педагогическому труду абитуриентов.

7.2. Развивать систему профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

7.3. Продолжить работу по предпрофессиональному отбору и подготовке абитуриентов путем развития системы профессионально ориентированной работы (предуниверсариев) в субъектах Российской Федерации.

7.4. Активизировать работу по совершенствованию механизмов целевого приема на обучение в вузы по направлениям педагогического образования и созданию условий, способствующих закреплению в профессии молодых учителей.

7.5. Расширить перечень мер социальной поддержки педагогических работников и студентов в рамках заключаемых договоров о целевом обучении.

7.6. Совершенствовать систему организации повышения квалификации учителей.

7.7. Уделять внимание формированию кадровой поддержки сельских школ, в том числе малокомплектных, содействовать закреплению молодых учителей на селе.