«Круглые столы»

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в свете Великой Победы» в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Рекомендации

28 января 2020 года в Москве, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках VIII Парламентских встреч XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в свете Великой Победы». В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители Русской Православной Церкви, Министерства просвещения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-педагогической и родительской общественности, средств массовой информации, эксперты.

Указом Президента России от 8 июля 2019 года N 327 в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы.

Крупнейший ежегодный церковно-общественный форум Русской Православной Церкви – Международные Рождественские образовательные чтения, включающий сотни мероприятий в Москве и других регионах России, в этом году проходит по теме «Великая Победа: наследие и наследники».

В своих выступлениях участники круглого стола отметили, что Победа в Великой Отечественной войне является одной из основных ценностей современного российского общества, народа России. Наследие Великой Победы является общим для граждан Российской Федерации и наших соотечественников за рубежом, объединяет людей разных национальностей, политических взглядов и поколений, отношения к религии и религиозной принадлежности.

Участники «круглого стола» поддерживают инициативу Совета Федерации о признании на международном уровне Победы над нацизмом во Второй мировой войне всемирным наследием человечества, а также о создании реестра мемориалов и памятников борцам с нацизмом во всех странах в качестве единого Всемирного Мемориала Второй мировой войны.

Формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи должно осуществляться на прочном фундаменте духовно-нравственной культуры нашего общества, на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, исторической и культурной преемственности. В этом отношении духовно-нравственное образование в форме изучения традиционных религиозных культур народов России по выбору семьи школьника является компонентом общего образования, составляя вместе с гражданским образованием и воспитанием целостную систему воспитания и социализации детей в российской школе, в российском многоконфессиональном, разномировоззренческом и поликультурном обществе.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, в том числе с опорой на великие победы и достижения наших предков, является поистине общенародной задачей, должно быть соборным делом всего общества. Это требует качественного укрепления взаимодействия, соработничества, социального партнёрства в сфере воспитания детей и молодежи государства и Церкви, семьи и школы, всех общественных институтов.

Обсудив вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи в свете Великой Победы, участники круглого стола рекомендуют:

1.Правительству Российской Федерации:

разработать комплекс мер по расширению системного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с организациями Русской Православной Церкви и других российских традиционных конфессий как институтами гражданского общества, которые являются носителями традиционных духовных ценностей народов России;

при выполнении Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам состоявшегося 4 июля 2019 года заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей в части включения в планы мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства мероприятий, направленных на формирование системы воспитания подрастающего поколения (подпункт а пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 14.10.2019 года № Пр-2132), предусмотреть взаимодействие с другими ведомствами, российскими традиционными конфессиями, подготовить концепцию воспитания детей в системе образования, отражающую специфику, взаимосвязь и единство общего российского гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

2.Министерству просвещения Российской Федерации

провести обсуждение в экспертном и профессиональном сообществе по вопросу включения в государственную итоговую аттестацию по основным образовательным программам среднего общего образования обязательного государственного экзамена по учебному предмету «История»;

во взаимодействии с заинтересованными российскими традиционными религиозными организациями обсудить вопрос о внесении в Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования изменений, направленных на обеспечение гарантий преподавания религиозных культур народов России и российской светской (гражданской) этики по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.

3. Министерству культуры Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 25 июня 2009 года № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части выделения воинских захоронений в отдельный вид объектов культурного наследия федерального, регионального и муниципального значения по аналогии с объектами археологического наследия

4.Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

проработать вопрос о проведении международного конкурса по разработке новых методик и практик патриотического воспитания и обучения школьников, повышению их исторической грамотности;

предусмотреть обновление банка олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников с учетом тематики, посвященной Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов;

запланировать в 2020 году проведение серии просветительских лекций, посвященных Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в рамках проекта «Лекторий» в социальных сетях;

провести во всех общеобразовательных организациях тематические уроки, посвященные Великой Отечественной войне 1941 −1945 годов и вкладу СССР в Победу во Второй мировой войне, предусмотрев, в том числе разработку методических рекомендаций по их проведению;

обеспечить:

проведение тематических мероприятий в рамках летней оздоровительной компании в субъектах Российской Федерации, посвященных Году памяти и славы, в том числе кинофестивалей фильмов о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

организацию Марафона кинофильмов о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

проведение Всероссийского проекта «Без срока давности»: трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».

5. Министерству культуры Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о показе в кинотеатрах регионов фильмов о войне, являющихся отечественным культурным достоянием.

6. Федеральному агентству по туризму (Ростуризм)

рекомендовать туроператорам при формировании туристских продуктов, предлагаемых для школьников на территории Российской Федерации (в «Города-Герои», «Города Воинской славы», «Города трудовой доблести» и другие), включать экскурсии по местам, связанным с историей Великой Отечественной войны.

7. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму и Агентством развития внутреннего туризма предусмотреть в рамках Всероссийской военно-патриотической программы «Дороги Победы» бесплатные экскурсионные и культурно-просветительские программы, связанные с героическим прошлым страны, для граждан старшего поколения.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях решения задач, поставленных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:

развивать нормативную правовую базу духовно-нравственного образования и патриотического воспитания детей и молодежи на основе российских традиционных ценностей с учётом региональной и местной этнокультурной и этноконфессиональной специфики;

способствовать развитию практики духовно-нравственного образования, преподавания православной культуры в системе образования региона, муниципального образования с учётом местных и региональных потребностей во взаимодействии с организациями Русской Православной Церкви, в том числе в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5–9 классах общеобразовательных организаций;

оказывать поддержку аккредитованным частным православным общеобразовательным организациям за счёт средств региональных и местных бюджетов наравне с государственными и муниципальными общеобразовательными организациями, в том числе в реализации воспитательной деятельности духовно-нравственной и патриотической направленности;

рекомендовать образовательным организациям общего образования сформировать список рекомендованной к прочтению исторической и художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом признанных советских классиков и современных авторов.

9. Российскому историческому обществу при доработке «Историко-культурного стандарта» в рамках Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории предусмотреть синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории.