13 апреля 2015 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Об общенациональной стратегии развития воспитания в Российской Федерации».
Стратегия развития воспитания призвана определить основные приоритеты государственной политики в этой сфере, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Спикер СФ напомнила, что документ разрабатывался в тесном взаимодействии с общественностью, научным и экспертным сообществом. «Воспитанию в проекте Стратегии официально придаётся статус государственного приоритета, подчеркнута его взаимосвязь со свободой самореализации людей, закреплено положение о возвращении воспитания в систему образования», — отметила она. «Парламентские слушания – итоговый этап подготовки документа и его согласованный вариант планируется внести в Правительство уже в мае нынешнего года».
Валентина Матвиенко отметила, что Россия отличается многообразием этносов, национальных культур, традиций, обычаев, представлены все мировые религиозные конфессии. Большой ошибкой спикер назвала попытки применять в воспитании какие‑то единые шаблоны. «Стратеги, с одной стороны, обязана нацеливать на творческий поиск, а с другой — стать документом общественного согласия».
В Стратегии должны быть чётко обозначены те вызовы, на которые она отвечает, подчеркнула спикер. «Есть вполне конкретные негативные явления, на преодоление и профилактику которых столь же определенно должна работать Стратегия». Речь идет о распространении в детской и молодежной среде алкоголизма и наркомании, агрессивности, нетерпимости, национального и религиозного экстремизма.
Важнейшим вопросом в этой области Валентина Матвиенко считает роль семьи в воспитании. «Роль семьи ничто не может заменить, она была, есть и всегда будет первичной ячейкой воспитания. Государство и общество должны помогать семье успешно выполнять воспитательные функции».
Как отметила Валентина Матвиенко, семье необходима не только методическая и психологическая поддержка. «У семьи должны быть материальные ресурсы для обеспечения достойного уровня жизни».
К числу важнейших факторов воспитания Председатель СФ отнесла влияние окружающей среды. «Ведь архитектурный облик городов, благоустройство населённых пунктов, нравственная, психологическая атмосфера в учреждениях, организациях, в сфере обслуживания, чистота, наконец, – все это тоже воспитывает».
Огромное значение, по словам Валентины Матвиенко, имеет изучение детьми и юношеством истории. «Это тем более актуально сегодня, когда предпринимается столько попыток исказить прошлое, принизить роль России в Победе над фашизмом.
Спикер СФ считает необходимым наращивать поддержку образовательных организаций, успешно сочетающих учебные и воспитательные функции, обеспечить условия, в том числе законодательные, для развития, к примеру, кадетских школ и классов. Новые ресурсные возможности она предложила искать на таких площадках как «Орленок», «Океан», «Смена», легендарный «Артек».
Валентина Матвиенко проинформировала, что Совет Федерации предпринимает конкретные шаги по развитию различных форм воспитания. В прошлом году палатой был одобрен закон, закрепляющий решение о вручении медали «За особые успехи в учении», готовится выпуск Азбуки молодого гражданина. Юные граждане при вручении им паспортов будут получать основную информацию о государственном устройстве России, о своих правах и обязанностях, пояснила спикер.
Председатель СФ заверила, что на основе Стратегии будет принят комплексный план конкретных мероприятий по ее реализации и внесены необходимые изменения в государственные программы и в нормативную базу.
Валентина Матвиенко считает важным придать Стратегии воспитания общенациональный статус. «Ответственность за её реализацию должны нести не только государственные структуры, но и общественные объединения, важно, создать условия для активного вовлечения в эту работу традиционных конфессий», — добавила спикер.
Кроме этого, уверена глава СФ, Стратегия должна быть подкреплена материальными ресурсами. «Воспитание, культура, образование – это те сферы, которые существуют и должны существовать преимущественно на бюджетные средства. Здесь не место коммерциализации».
Председатель СФ предложила совместными усилиями обеспечить создание действенной и эффективной Стратегии воспитания.
Заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отметил, что ведомство получило очень много предложений, в том числе по актуализации роли семьи в воспитании. «Обсуждение на самых различных уровнях подтвердило масштабность и актуальность предложенных подходов».
Учащийся 8-го класса Тулы Егор Мишин предложил обсудить Стратегию в неформальной обстановке с участием школьников, так как этот документ затрагивает, в том числе и их. Представитель ученического самоуправления также считает необходимым информационное сопровождение Стратегии.
В дискуссии парламентских слушаний приняли участие заместитель Председателя СФ Галина Карелова, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, ее первый заместитель – Лилия Гумерова, члены Совета Федерации, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского Фонда, писатель Альберт Лиханов, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы Антон Молев, статс-секретарь – заместитель Министра спорта РФ Наталья Паршикова, представители министерств и ведомств, субъектов РФ, эксперты.
Стратегия развития воспитания должна определять политику и действия государства по созданию и поддержке системы формирования личности на долгие годы вперёд, заявила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, подводя итоги парламентских слушаний.
«Общество, в котором реально заботятся о воспитании детей и молодежи, имеет самую благоприятную перспективу развития. Такое общество может достойно ответить на вызовы времени, со всем основанием рассчитывать на стабильность и успешное развитие».
Зинаида Драгункина также напомнила, что вопросы воспитания соответствуют второму из шести ключевых направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей».
Председатель профильного Комитета СФ обратила особое внимание на важность духовно-нравственного воспитания, отметив широкие возможности проходящего в стране Года литературы, принявшего эстафету Года культуры. «Важно задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей, помогают воспитывать личность, учить молодых людей отличать добро от зла».
В этой связи, считает законодатель, необходимо усилить государственную поддержку развитию детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей.
Кроме того, Зинаида Драгункина указала на актуальность развития системы дополнительного образования на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.