Парламентские слушания

«Государственная культурная политика и вызовы времени»

26 марта 2015 г. в Совете Федерации прошли парламентские слушания «Государственная культурная политика и вызовы времени». Заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов заявил о том, что существенно возрастает ответственность государства за формирование смыслов и ценностей, определяющих ориентиры государственной культурной политики, призванной обеспечить национальную безопасность и суверенитет нашей страны, а также духовно-нравственное и гражданское воспитание молодых граждан многонациональной России. В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители органов государственной власти, члены Совета по государственной культурной политике при Председателе СФ, деятели науки, образования, культуры и искусства, представители профессионального и экспертного сообщества, общественных объединений.

Заместитель председателя Комитета СФ Сергей Рыбаков указал на ряд первоочередных вопросов в области государственной культурной политики. В частности, считает он, крайне важно на этапе разработки проекта Стратегии государственной культурной политики, а также закона о культуре глубоко проанализировать «культурный понятийный аппарат» и проблемы, возникающие при его использовании в стратегических документах Правительства Российской Федерации и органов государственной власти, и разработать соответствующие предложения, в том числе — законодательные. Сенатор также считает необходимым усилить роль регионов в формировании государственной культурной политики.

Первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов считает целесообразным рассмотреть вопросы измерения и оценки результатов культурной деятельности и эффективности ее поддержки государством с учетом предложений представителей культурного сообщества. Кроме того, по его мнению, крайне важно обеспечить реализацию поставленных Президентом РФ задач по реформированию системы статистики в области культуры, а также по проведению мониторинга государственной культурной политики. «На основе этого мониторинга будет готовиться ежегодный доклад о состоянии культуры в стране», — сказал первый замминистра культуры РФ.

В обсуждении также приняли участие первый заместитель председателя Комитета CФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, заместитель председателя Комитета СФ Виктор Кресс, члены Комитета СФ Ираида Тихонова, Светлана Солнцева, Валерий Сударенков, Арнольд Тулохонов, член Комитета СФ по социальной политике Юлия Вепринцева, директор Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово Поле» Владимир Гриценко, художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России Виктор Захарченко, заместитель председателя Союза театральных деятелей РФ Геннадий Смирнов, председатель попечительского совета Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова Елена Бехтиева, директор Института археологии РАН Николай Макаров и другие.

По итогам парламентских слушаний за основу приняты рекомендации, реализация которых найдет отражение в деятельности палат Федерального Собрания РФ.

Рекомендации

Участники парламентских слушаний – члены Совета Федерации, представители органов государственной власти, члены Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, деятели науки, образования, культуры и искусства, представители экспертного сообщества, общественных объединений, рассмотрев вопросы реализации государственной культурной политики в Российской Федерации в современных условиях, отмечают следующее.

В XXI веке, насыщенном глобальными вызовами, социально-экономическими и гуманитарными проблемами, стремлением к познанию реальности и проектированию будущего, существенно возрастает ответственность государства за формирование смыслов и ценностей, определяющих ориентиры государственной культурной политики как одного из видов стратегической управленческой деятельности.

Принятие в Год культуры Указа Президента Российской Федерации об утверждении Основ государственной культурной политики - свидетельство разворота государства к проблемам культурной и образовательной политики, необходимости обеспечения национальной безопасности и суверенитета России, разработки и реализации комплекса мер, регулирующих на межведомственной, междисциплинарной основе общие процессы развития в нашей стране.

 В Основах государственной культурной политики прямо говорится об угрозе гуманитарного кризиса в России, опасных для ее будущего возможным его проявлениям:

снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

Участники парламентских слушаний разделяют обеспокоенность  экспертов о том, что в современной России снижаются показатели духовной жизни общества, растет разрыв между специализированным и обыденным уровнем куль­турного развития, падает интерес к классическому культурному наследию — отечественному и мировому.

Исходя из этого, крайне важно на этапе разработки проекта стратегии государственной культурной политики обозначить  следующие проблемы.

1.              В Основах законодательства Российской Федерации о культуре 1992 года под культурной политикой понимается политика государства в области культурного развития, совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

     В Основах государственной культурной политики под культурной политикой понимаются действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

В свою очередь в Концепции-2020 говорится о «государственной политике в сфере культу­ры», в ст. 37 Закона РФ от 09.10.1992 3612-1 «Основы законода­тельства Российской Федерации о культуре» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относится «установление ос­нов федеральной культурной политики».  Государственная программа «Развитие культу­ры и туризма» на 2013—2020 гг. оперирует понятиями «государственная политика в сферах культуры и туриз­ма», «государственная поли­тика субъектов Российской Федерации в сфере культуры и туризма».

В связи с этим нельзя не обратить внимания на разночтения в основополагающих документах, принимаемых по вопросам культуры в субъектах Российской Федерации. Так  в Белгородской области при­нята «Стратегия развития сферы культуры Белгород­ской области на 2013—2017 годы», в Вологодской обла­сти аналогичный документ получил название «Страте­гия развития отрасли куль­туры в Вологодской области до 2020 года».  В Ханты-Ман­сийском автономном округе реализуется Стратегия развития культуры в Хан­ты-Мансийском автономном округе — Югре до 2020 года и на период до 2030 года». В Ульяновской области одобрена «Стратегия культурной политики Ульяновской области до 2030 года», а в Стратегии развития отрасли культуры Ставропольского края на период до 2020 года записано следующее: «Культура, как самостоятельная отрасль, по своей структуре неоднородна и представляет собой сферу библиотечного, клубного, музейного дела, творческих союзов, кино, концертных организаций, памятников истории и культуры, образовательных учреждений в сфере культуры».

По определению  академика Д.С.Лихачева культура - «сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества». Исследователь русской культуры Ю.М.Лотман говорил о культуре как «ненаследственной памяти коллектива, выражающейся в определенной системе запретов и предписаний». При этом основная «работа» культуры, по мнению Ю.М.Лотмана, «заключается в структурной организации окружающего человека мира. Культура рассматривается как генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая подобна биосфере и делает возможной жизнь, правда не органическую, а общественную».

В проекте федерального закона о культуре в Российской Федерации №617570-5 (новая редакция)    понятие   «культура»  не присутствует.

      В Основах государственной культурной политики под культурой понимается «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)».

В связи с этим, по мнению участников парламентских слушаний, на этапе разработки проекта стратегии государственной культурной политики,  необходимо проанализировать «культурный понятийный аппарат», а также проблемы, возникающие при его использовании в стратегических документах Правительства Российской Федерации, органов государственной власти, и разработать соответствующие предложения, в том числе  - законодательные.

2. Участники парламентских слушаний считают очень важным выделить проблему, связанную с трактовкой культуры как сферы услуг. Она стала применяться с момента введения Общероссийского классификатора видов эко­номической деятельности, в соответствии с которым культурная дея­тельность оказалась в разделе «Предостав­ление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

При этом реализация бюджетной реформы в части введения «бюджетирования, ориен­тированного на результат» (БОР), укрепила отношение к культуре как сфере услуг.

Тем самым, в процессе реформирования произошла cмена приорите­тов деятельности учреждений культуры – от просветитель­ской функции - к обеспечению доступности культурных благ. Изменилась и мотивация фи­нансирования учреждений культуры: от их содержания на основании сметы — к обеспечению услуг в сфере культуры по государственному (муни­ципальному) заданию.

В тоже время, считают эксперты, когда культура пони­мается государством как сфера услуг, целью управленческих решений в культуре является не воспитание и просвещение человека, а «взращивание квалифицированного потре­бителя».

Это отчетливо прослежива­ется в различных Стандар­тах качества услуг в области культуры, разработанных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В них стандартной стала формулировка: «Осно­вой оценки качества оказания услуг является уровень удовлетворенности потребителей оказанной услугой. Уровень удовлетворенности определяется изучением мнений различных групп потребителей (населения) и работников учреждений о качестве и доступности предо­ставленных услуг».

 На этом основании участники парламентских слушаний считают целесообразным рекомендовать органам государственной власти рассмотреть вопросы измерения и оценки результатов культурной деятельности и эффективности ее поддержки государством с учетом существования двух принципиально разных подходов:    

 в первом случае, когда внимание сосредоточивает­ся на культурной ценности, имеющей духов­но-нравственное, художественное, эстети­ческое значение результатов культурной деятельности, которые приводят к росту благосостояния, но не учитываются рыночными механизмами;

   во втором случае, когда внима­ние сосредоточивается на экономической ценности, выраженной в денежном выражении, в основе кото­рой лежит экономическая оценка результатов куль­турной деятельности.

   3. В своем выступлении на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 24 декабря 2014 года В.В.Путин отметил: «Для реализации Основ нужно, прежде всего, разработать Стратегию государственной культурной политики. При этом подчеркну: регионы уже сейчас должны ориентироваться на положения Основ и принимать активное участие в разработке Стратегии».  В связи с этим уместно напомнить замечание историка В.О.Ключевского о том, что «в России центр на периферии».

   Исходя из этого, участники парламентских слушаний предлагают:

   включить в состав рабочей группы по разработке проекта стратегии государственной культурной политики представителей субъектов Российской Федерации, научного экспертного сообщества;

 провести анализ реализации в части культуры стратегий социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации;

в целях разработки и запуска усовершенствованной системы управления государственной культурной политикой необходимо уже в ближайшее время определиться с концепцией создания, предусмотренного Основами, координационного органа, к полномочиям которого отнесена, в том числе разработка проекта стратегии государственной культурной политики.

   4. Заслуживает внимания и проработки консолидированное законодательное предложение Союза театральных деятелей России, предусматривающее внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», учитывающих особенности закупок товаров, работ и услуг при создании и исполнении произведений литературы и искусства.

   С этой целью под эгидой Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре целесообразно создать рабочую группу, включив в нее представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также экспертного сообщества.

На совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 24 декабря 2014 года В.В.Путин особо подчеркнул: «Культура – это многомерная живая система, мощный фактор общественного развития, экономического роста, даже, в полном смысле этого слова, обеспечения национальной безопасности и суверенитета России. Культура питает нацию, формирует и сплачивает ее». 

В связи с этим и с учетом состоявшегося обсуждения проблем государственной культурной политики в Российской Федерации, участники парламентских слушаний рекомендуют:    

1.    Правительству Российской Федерации:

 в целях выявления лучших практик по активизации и использованию культурного потенциала в субъектах Российской Федерации, разработки предложений по совершенствованию системы управления государственной культурной политикой, рассмотреть вопрос об определении в качестве пилотного одного из субъектов Российской Федерации, находящихся в Уральском федеральном округе и других федеральных округах Российской Федерации;

 рассмотреть вопрос о включении представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научного экспертного сообщества в состав рабочей группы по разработке проекта стратегии государственной культурной политики;

провести мониторинг реализации, в том числе в части культуры, стратегий социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о целесообразности измерения и оценки результатов культурной деятельности с использованием инструментов, характерных для производственной сферы и сферы бытовых услуг;

принять меры, обеспечивающие качество реставрационных работ, осуществляемых в крепости Нарын-кала, в рамках подготовки и проведения празднования 2000-летия основания г. Дербента Республики Дагестан.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть совместно с Министерством культуры Российской Федерации вопросы, связанные с реализацией инициативы по показу в общеобразовательных школах  рекомендованных отечественных фильмов, в том числе в рамках празднования 70-летия Великой Победы.

3. Министерству культуры Российской Федерации:

организовать с привлечением профессионального научного и экспертного сообщества проведение мониторинга и социологических исследований культурных процессов в регионах и муниципальных образованиях;

расширять культурное пространство за счет активизации деятельности смежных ведомств, в чьем ведении находятся отдельные вопросы реализации государственной культурной политики, заявленные в Основах государственной культурной политики, а также включенности в этот процесс общественных объединений и организаций;

расширить радиус действия государственной культурной политики, имея в виду такие направления, как культура управления; культура производства; культура человеческих взаимоотношений; культура взаимоотношений человека с окружающей средой; культура обращения с твердыми бытовыми и техногенными отходами (рассмотрение их как источников топлива и сырья), культура рационального использования энергоресурсов, воды, лесов, сельскохозяйственных угодий, человеческого потенциала;

        выпустить сборник документов и материалов, отражающий опыт реализации в Год культуры органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных и муниципальных планов и программ;

        проработать вопрос об упорядочении отраслевой статистики, имея в виду существенное сокращение требуемых в отчетах показателей, установленных для учреждений и организаций культуры в настоящее время;

рассмотреть вопрос о продолжении издания академической многотомной серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", подготовленной Сибирским отделением РАН;

разработать критерии отнесения фестивалей и конкурсов к категориям: международный, всероссийский, межрегиональный, а также  систему экспертной оценки их уровня и результативности;

организовать проведение научных исследований на тему «Любительское художественное движение в ХХI веке как стратегический фактор воспитания духовности и формирования гражданского общества»;

ввести в новую версию Базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере культуры следующие виды работ (включая нормативы обеспеченности и нормативы трудовых затрат):

- работа по организации и проведению фестивалей, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий силами учреждения;

- методическая работа в установленной сфере деятельности.

      5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность внесения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов, утвержденные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 февраля 2009 года № 64, изменений, предусматривающих предоставление субсидий на частичное возмещение расходов на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

5. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям  рассмотреть вопрос о создании Интернет-портала  "Всенародная поэзия России" и проведении  ежегодного фестиваля с одноименным названием на лучший художественный перевод выставляемых на сайте произведений.

6. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:                                создать рабочую группу по рассмотрению законодательных предложений, предусматривающих внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», учитывающих особенности закупок товаров, работ и услуг при создании и исполнении произведений литературы и искусства, выставочной деятельности музеев, при выполнении археологических работ и иных законодательных актов, соответствующих целям и задачам государственной культурной политики;

проработать совместно с Федеральным архивным агентством вопрос об издании серии материалов, связанных с историей управления в сфере культуры в разные периоды времени.

        7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить взаимодействие с рабочей группой Министерства культуры Российской Федерации по вопросам разработки проекта Стратегии государственной культурной политики, принятие действенных мер по реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 января 2015 года № Пр-93;

сформировать экспертные советы, определяющие порядок участия любительских художественных коллективов во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, в том числе проводимых под эгидой Министерства культуры Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о приобретении для школ и библиотек журнала "Русское искусство", издаваемого Благотворительным фондом имени П.М.Третьякова (г. Москва).