Парламентские слушания

«О проекте федерального закона «О культуре в Российской Федерации»

27 февраля 2015 г. в Государственном институте искусствознания состоялись парламентские слушания, посвященные обсуждению новой редакции проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», организованные Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ Сергей Рыбаков. В слушаниях приняли участие заместитель председателя Комитета СФ Виктор Кресс, члены Комитета СФ Валерий Сударенков,Андрей Соболев, Светлана Солнцева, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, деятели культуры и искусства.

Как отметил Сергей Рыбаков, необходимость скорейшего принятия нового закона о культуре становится особенно актуальной в современных условиях. По его словам, она обосновывается различными факторами.

Законодатель указал, что в Основах государственной культурной политики к числу приоритетных задач, и это следует закрепить законодательно, отнесены вопросы сохранения богатейшего культурного и духовного наследия народов России, продвижения российской культуры, формирования у граждан чувства уважения, любви и ответственности в отношении сохранения культурного наследия, традиционной народной культуры, развития русского языка». 

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Валерий Сударенков высказался за предоставление регионам и муниципальным образованиям больше полномочий по регулированию культурной сферы.

По его мнению, закон должен содержать конкретизацию конституционных норм об обязанностях и о полномочиях государства в сфере культуры. Кроме того, подчеркнул законодатель, важно прописать стандарты, адекватные задачам, стоящим перед культурной сферой.

Статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Георгий Ивлиев сообщил, что проект закона в настоящее время проходит процедуры согласования с федеральными министерствами и ведомствами. В частности, уже получены положительные отзывы Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ. «Основная дискуссия ведется с Министерством финансов РФ, осталось также получить визы Министерства образования и науки РФ и Министерства юстиции РФ». По словам замминистра, одна из главных задач современного законодательства о культуре – это установление четкого, недвусмысленного перечня видов культурной деятельности, регулирование которых обладает выраженной спецификой. Он также считает, что в законе должны быть обозначены минимальные социальные стандарты культурной сферы.

Депутат Московской городской Думы Надежда Бабкина полагает, что законопроект нуждается в доработке в части вопросов сохранения и использования нематериального культурного наследия. Она также считает, что сфера культуры должна быть больше ориентирована на подрастающее поколение. «Через культурную сферу можно прививать детям истинные ценности, понятия того, что хорошо, а что плохо. Нужно производить больше детских отечественных фильмов, мультфильмов, книг».

В ходе дискуссии также выступили первый заместитель председателя Комитета СФ Виктор Кресс, член Комитета СФ Андрей Соболев, президент Российской библиотечной ассоциации, заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки Владимир Фирсов и другие.

Было отмечено, что в проекте закона необходимо определить, в каких формах осуществляются гарантии прав граждан в области культуры; должны быть сформулированы базовые принципы и положения государственной культурной политики Российской Федерации. По мнению участников слушаний, именно исполнительная власть должна обеспечивать поддержку культуры и сохранение культурного наследия народов России.

Также подчеркивалась необходимость установить четкие нормы, определяющие специфику всех видов творческого труда и статуса творческого работника, нормы, фиксирующие формы государственного протекционизма в отношении меценатской и благотворительной деятельности.

По итогам слушаний подготовлены рекомендации Правительству РФ, палатам Федерального Собрания РФ и органам государственной власти субъектов Федерации.

Рекомендации

Участники парламентских слушаний – члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, деятели культуры и искусства, рассмотрев вопрос о проекте федерального закона «О культуре в Российской Федерации» (новая редакция), отмечают следующее.

На этапах разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации» представителями органов государственной власти, профессионального культурного сообщества высказывались различные точки зрения. Однако доминирующей является та, в которой утверждается, что Закон необходим.

Об этом свидетельствуют поступившие в Государственную Думу на законопроект отзывы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых подавляющее число регионов высказалось за принятие нового закона «О культуре в Российской Федерации».

Участники парламентских слушаний считают, что необходимость скорейшего принятия нового закона о культуре становится особенно актуальной в современных условиях.

Она обосновывается различными факторами, в том числе утверждением Указом Президента Российской Федерации Основ государственной культурной политики.

В Основах к числу приоритетных задач, и это следует закрепить законодательно, отнесены вопросы сохранения богатейшего культурного и духовного наследия народов России, продвижения российской культуры, формирования у граждан чувства уважения, любви и ответственности в отношении сохранения культурного наследия, традиционной народной культуры, развития русского языка.

Следует отметить, что в свое время президиум Союза музеев России принял специальное решение, касающееся концепции проекта закона «О культуре в Российской Федерации».

В нем, в частности, указывалось, что Закон должен исходить из аксиомы: цивилизация и культура являют собой тождество, никакое развитие (политическое, общественное, экономическое) без культуры невозможно. Особо подчеркивалось, что права граждан в сфере культуры должны не только декларироваться, но и реально (материально, финансово, законодательно) обеспечиваться государством путем формирования, поддержки и развития единого культурного пространства страны.

Очевидно, что одна из главных задач современного законодательства о культуре – это установление четкого, недвусмысленного перечня видов культурной деятельности, регулирование которых обладает выраженной спецификой.

В связи с этим, такие виды культурной деятельности, как создание произведений искусства, сохранение, изучение и представление музейного фонда, исполнительское искусство, формирование, систематизация и изучение архивного фонда, формирование и сохранение национального библиотечного фонда и библиотечно-информационное обслуживание, выявление, сохранение и популяризация памятников истории и культуры, сохранение и популяризация нематериального культурного наследия народов Российской Федерации требуют совершенного иного правового регулирования.

По мнению экспертов, новое законодательство о культуре должно непременно содержать конкретизацию конституционных норм об обязанностях и о полномочиях государства в сфере культуры.

Таким образом, в законодательном акте необходимо определить, в каких формах осуществляются гарантии прав граждан в области культуры; должны быть сформулированы базовые принципы и положения государственной культурной политики Российской Федерации (именно в таком понимании и формулировке, а не «определение основных приоритетов и целей государственной политики в области культуры»); как именно исполнительная власть должна обеспечивать поддержку культуры и сохранение культурного наследия народов Российской Федерации. Очень важно, чтобы в законопроекте устанавливались нормы, свидетельствующие о несводимости всех видов культурной деятельности к оказанию услуг населению, были сформулированы государственные функции учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры.

Вместе с тем, законодательство о культуре в принципе не должно пытаться вмешиваться в регулирование рыночных отношений, которые определяются как «экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях ориентации на выгоду». Необходимо также установить четкие нормы, определяющие специфику всех видов творческого труда и статуса творческого работника, нормы, фиксирующие формы государственного протекционизма в отношении меценатской и благотворительной деятельности. Кроме того, в новом законе о культуре должен присутствовать специальный раздел, устанавливающий формы и виды сохранения нематериального наследия народов Российской Федерации (неотъемлемой частью данных рекомендаций являются прилагаемые к ним предложения по доработке проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации», высказанные участниками парламентских слушаний)*.

Следует отметить, что данный законопроект включен в программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2015 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.

В связи с этим и с учетом состоявшегося обсуждения, участники парламентских слушаний рекомендуют:  

Правительству Российской Федерации ускорить подготовку официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 617570-5 "О культуре в Российской Федерации".

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации включить данный проект федерального закона в программу законопроектной работы Совета Федерации в период весенней сессии 2015 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.

Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть в составе рабочей группы по доработке федерального закона о культуре предложения, предусматривающие внесение изменений и дополнений в правовые акты, касающиеся музейного и библиотечного дела, нематериального культурного наследия и др., имея в виду включить их в пакет законодательных актов, подлежащих рассмотрению в период подготовки к первому чтению проекта федерального закона №617570-5 "О культуре в Российской Федерации". 

Предложения по доработке проекта федерального закона № 617570-5
"О культуре в Российской Федерации"*

 

 

Предложения, высказанные участниками парламентских слушаний в ходе обсуждения законопроекта

1.     

Статья 1
пункт 3
подпункт 2

Ввести понятие "изобразительное искусство" в перечень искусств.

2.     

Статья 13,
пункт 2

Предлагается новая редакция данного пункта:
"2. Этнические общности Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания.
Коренные малочисленные народы Российской Федерации и русский народ, культура которого является основой консолидации равных культур народов Российской Федерации имеют право на государственную поддержку в сохранении и развитии их национальной самобытности, обеспечение её защиты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, программами в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований."

3.     

Статья 14

"Статья 14. Право на эстетическое воспитание и художественное образование".
 Более четко прописать про художественное образование, подтвердить гарантию его уникальности.

4.     

Статья 17

Ввести институт государственной аккредитации творческих союзов для получения государственной поддержки (именно аккредитации, а не регистрации)

5.     

Статья 21

"Статья 21. Право на культурную деятельность в зарубежных странах"
 Необходимо сохранить эту норму.

6.     

Статья 25

 В полномочиях федеральных органов государственной власти в сфере культуры прописано:
 "13) создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации".
 Наряду с этим предлагается прописать необходимость создания единой государственной информационной системы обеспечения доступности культурных благ вне зависимости от места проживания.

7.     

Статья 26
пункт 1
подпункт 1

"Статья 26. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры"
"1) установление государственных гарантий прав и свобод в сфере культуры, дополняющих государственные гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, иными законами, защита прав и свобод в сфере культуры;".
 Роль субъектов Российской Федерации - не дополнять госгарантии. Субъекты РФ наравне с Российской Федерацией несут ответственность за культуру и в некоторых моментах их финансирование преобладает по сравнению с федеральным. В связи с этим формулировку в законопроекте необходимо уточнить.

8.     

Статья 39

Изложить в следующей редакции:
«Статья 39. Нематериальное культурное наследие
1. Объектами нематериального культурного наследия являются:
язык, народные знания, верования, празднества, обряды и обычаи, навыки и умения в области исполнительского и декоративно-прикладного народного искусства, фольклор, хранителями и носителями которых являются физические лица, передающие их устным путем из поколения в поколение.
2. Объекты нематериального культурного наследия подразделяются на следующие виды:
постоянно воспроизводимый
 (воспроизводившийся) обряд или празднество;
уникальные формы словесного, вокального, инструментального, танцевального исполнительства;
традиционная духовная культура конкретного населенного пункта, конфессиональной или субэтнической общности;
технологии изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта и народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах, образах и стилистике их воплощения, существующие на конкретной территории;
3. Объекты нематериального культурного наследия подразделяются на категории федерального, регионального и местного (муниципального) значения.»

9.     

Статья 40

Изложить в следующей редакции:
«Статья 40. Государственная охрана объектов нематериального культурного наследия
1. Под государственной охраной объектов нематериального культурного наследия в целях настоящего закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти разного уровня в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов нематериального культурного наследия, предотвращение их исчезновения, их использование и популяризацию.
2. Государственной охране подлежат также материальные носители, на которых зафиксированы объекты нематериального культурного наследия, находящиеся в государственных архивах, библиотеках, научных, методических, творческих учреждениях и учебных заведениях.»
В Законе помимо понятия «нематериальное культурное наследие» должны найти определения понятия «народное художественное творчество», «художественная самодеятельность» или «самодеятельное (любительское художественное творчество» и «фольклор».


10.  

Статья 48
пункт 3

Более четко сформулировать понятие "культурные (творческие) индустрии". Ссылка на статью 43 дает право отнести к ним все виды культурной деятельности (например, исполнительские искусства и т.д.).

11.  

Статья 50

"Статья 50. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры".
1. Необходимо повысить роль экспертной оценки качества оказания услуг организациями культуры. Оценку качеству художественного продукта должны давать не общественные, а экспертные советы.
2. Необходимо прописать механизм формирования общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры.

12.  

- " -

Включить в законопроект позицию, которая отразила бы роль науки об искусстве, гуманитарных дисциплин для развития и становления общества.

13.  

- " -

 Отсутствуют нормы относительно общественно-государственного характера управления.
 Среди субъектов культурной политики отсутствуют общественные организации, общественные объединения в сфере культуры.

14.  

- " -

Принятие данного законопроекта должно осуществляться одновременно с:
- внесением изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, учитывающие нормы, прописанные в статьях 56-60 законопроекта;
- внесением изменений в действующий закон о целевом капитале, то есть о создании эндаумент-фондов, куда будут поступать средства от налоговых льгот, маркированных налогов и др. на развитие культуры.

15.  

- " -

Изменить формулировку "минимальные социальные стандарты в области культуры" на "социальные стандарты в области культуры"