27 февраля 2015 г. в Государственном институте искусствознания состоялись парламентские слушания, посвященные обсуждению новой редакции проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», организованные Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ Сергей Рыбаков. В слушаниях приняли участие заместитель председателя Комитета СФ Виктор Кресс, члены Комитета СФ Валерий Сударенков,Андрей Соболев, Светлана Солнцева, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, деятели культуры и искусства.
Как отметил Сергей Рыбаков, необходимость скорейшего принятия нового закона о культуре становится особенно актуальной в современных условиях. По его словам, она обосновывается различными факторами.
Законодатель указал, что в Основах государственной культурной политики к числу приоритетных задач, и это следует закрепить законодательно, отнесены вопросы сохранения богатейшего культурного и духовного наследия народов России, продвижения российской культуры, формирования у граждан чувства уважения, любви и ответственности в отношении сохранения культурного наследия, традиционной народной культуры, развития русского языка».
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Валерий Сударенков высказался за предоставление регионам и муниципальным образованиям больше полномочий по регулированию культурной сферы.
По его мнению, закон должен содержать конкретизацию конституционных норм об обязанностях и о полномочиях государства в сфере культуры. Кроме того, подчеркнул законодатель, важно прописать стандарты, адекватные задачам, стоящим перед культурной сферой.
Статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Георгий Ивлиев сообщил, что проект закона в настоящее время проходит процедуры согласования с федеральными министерствами и ведомствами. В частности, уже получены положительные отзывы Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ. «Основная дискуссия ведется с Министерством финансов РФ, осталось также получить визы Министерства образования и науки РФ и Министерства юстиции РФ». По словам замминистра, одна из главных задач современного законодательства о культуре – это установление четкого, недвусмысленного перечня видов культурной деятельности, регулирование которых обладает выраженной спецификой. Он также считает, что в законе должны быть обозначены минимальные социальные стандарты культурной сферы.
Депутат Московской городской Думы Надежда Бабкина полагает, что законопроект нуждается в доработке в части вопросов сохранения и использования нематериального культурного наследия. Она также считает, что сфера культуры должна быть больше ориентирована на подрастающее поколение. «Через культурную сферу можно прививать детям истинные ценности, понятия того, что хорошо, а что плохо. Нужно производить больше детских отечественных фильмов, мультфильмов, книг».
В ходе дискуссии также выступили первый заместитель председателя Комитета СФ Виктор Кресс, член Комитета СФ Андрей Соболев, президент Российской библиотечной ассоциации, заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки Владимир Фирсов и другие.
Было отмечено, что в проекте закона необходимо определить, в каких формах осуществляются гарантии прав граждан в области культуры; должны быть сформулированы базовые принципы и положения государственной культурной политики Российской Федерации. По мнению участников слушаний, именно исполнительная власть должна обеспечивать поддержку культуры и сохранение культурного наследия народов России.
Также подчеркивалась необходимость установить четкие нормы, определяющие специфику всех видов творческого труда и статуса творческого работника, нормы, фиксирующие формы государственного протекционизма в отношении меценатской и благотворительной деятельности.
По итогам слушаний подготовлены рекомендации Правительству РФ, палатам Федерального Собрания РФ и органам государственной власти субъектов Федерации.
Рекомендации
Участники парламентских слушаний – члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, деятели культуры и искусства, рассмотрев вопрос о проекте федерального закона «О культуре в Российской Федерации» (новая редакция), отмечают следующее.
На этапах разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации» представителями органов государственной власти, профессионального культурного сообщества высказывались различные точки зрения. Однако доминирующей является та, в которой утверждается, что Закон необходим.
Об этом свидетельствуют поступившие в Государственную Думу на законопроект отзывы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых подавляющее число регионов высказалось за принятие нового закона «О культуре в Российской Федерации».
Участники парламентских слушаний считают, что необходимость скорейшего принятия нового закона о культуре становится особенно актуальной в современных условиях.
Она обосновывается различными факторами, в том числе утверждением Указом Президента Российской Федерации Основ государственной культурной политики.
В Основах к числу приоритетных задач, и это следует закрепить законодательно, отнесены вопросы сохранения богатейшего культурного и духовного наследия народов России, продвижения российской культуры, формирования у граждан чувства уважения, любви и ответственности в отношении сохранения культурного наследия, традиционной народной культуры, развития русского языка.
Следует отметить, что в свое время президиум Союза музеев России принял специальное решение, касающееся концепции проекта закона «О культуре в Российской Федерации».
В нем, в частности, указывалось, что Закон должен исходить из аксиомы: цивилизация и культура являют собой тождество, никакое развитие (политическое, общественное, экономическое) без культуры невозможно. Особо подчеркивалось, что права граждан в сфере культуры должны не только декларироваться, но и реально (материально, финансово, законодательно) обеспечиваться государством путем формирования, поддержки и развития единого культурного пространства страны.
Очевидно, что одна из главных задач современного законодательства о культуре – это установление четкого, недвусмысленного перечня видов культурной деятельности, регулирование которых обладает выраженной спецификой.
В связи с этим, такие виды культурной деятельности, как создание произведений искусства, сохранение, изучение и представление музейного фонда, исполнительское искусство, формирование, систематизация и изучение архивного фонда, формирование и сохранение национального библиотечного фонда и библиотечно-информационное обслуживание, выявление, сохранение и популяризация памятников истории и культуры, сохранение и популяризация нематериального культурного наследия народов Российской Федерации требуют совершенного иного правового регулирования.
По мнению экспертов, новое законодательство о культуре должно непременно содержать конкретизацию конституционных норм об обязанностях и о полномочиях государства в сфере культуры.
Таким образом, в законодательном акте необходимо определить, в каких формах осуществляются гарантии прав граждан в области культуры; должны быть сформулированы базовые принципы и положения государственной культурной политики Российской Федерации (именно в таком понимании и формулировке, а не «определение основных приоритетов и целей государственной политики в области культуры»); как именно исполнительная власть должна обеспечивать поддержку культуры и сохранение культурного наследия народов Российской Федерации. Очень важно, чтобы в законопроекте устанавливались нормы, свидетельствующие о несводимости всех видов культурной деятельности к оказанию услуг населению, были сформулированы государственные функции учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры.
Вместе с тем, законодательство о культуре в принципе не должно пытаться вмешиваться в регулирование рыночных отношений, которые определяются как «экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях ориентации на выгоду». Необходимо также установить четкие нормы, определяющие специфику всех видов творческого труда и статуса творческого работника, нормы, фиксирующие формы государственного протекционизма в отношении меценатской и благотворительной деятельности. Кроме того, в новом законе о культуре должен присутствовать специальный раздел, устанавливающий формы и виды сохранения нематериального наследия народов Российской Федерации (неотъемлемой частью данных рекомендаций являются прилагаемые к ним предложения по доработке проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации», высказанные участниками парламентских слушаний)*.
Следует отметить, что данный законопроект включен в программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2015 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.
В связи с этим и с учетом состоявшегося обсуждения, участники парламентских слушаний рекомендуют:
Правительству Российской Федерации ускорить подготовку официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 617570-5 "О культуре в Российской Федерации".
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации включить данный проект федерального закона в программу законопроектной работы Совета Федерации в период весенней сессии 2015 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.
Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть в составе рабочей группы по доработке федерального закона о культуре предложения, предусматривающие внесение изменений и дополнений в правовые акты, касающиеся музейного и библиотечного дела, нематериального культурного наследия и др., имея в виду включить их в пакет законодательных актов, подлежащих рассмотрению в период подготовки к первому чтению проекта федерального закона №617570-5 "О культуре в Российской Федерации".
Предложения по доработке проекта федерального закона № 617570-5
"О культуре в Российской Федерации"*
|
| Предложения, высказанные участниками парламентских слушаний в ходе обсуждения законопроекта |
1. | Статья 1 | Ввести понятие "изобразительное искусство" в перечень искусств. |
2. | Статья 13, | Предлагается новая редакция данного пункта: |
3. | Статья 14 | "Статья 14. Право на эстетическое воспитание и художественное образование". |
4. | Статья 17 | Ввести институт государственной аккредитации творческих союзов для получения государственной поддержки (именно аккредитации, а не регистрации) |
5. | Статья 21 | "Статья 21. Право на культурную деятельность в зарубежных странах" |
6. | Статья 25 | В полномочиях федеральных органов государственной власти в сфере культуры прописано: |
7. | Статья 26 | "Статья 26. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры" |
8. | Статья 39 | Изложить в следующей редакции: |
9. | Статья 40 | Изложить в следующей редакции: |
10. | Статья 48 | Более четко сформулировать понятие "культурные (творческие) индустрии". Ссылка на статью 43 дает право отнести к ним все виды культурной деятельности (например, исполнительские искусства и т.д.). |
11. | Статья 50 | "Статья 50. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры". |
12. | - " - | Включить в законопроект позицию, которая отразила бы роль науки об искусстве, гуманитарных дисциплин для развития и становления общества. |
13. | - " - | Отсутствуют нормы относительно общественно-государственного характера управления. |
14. | - " - | Принятие данного законопроекта должно осуществляться одновременно с: |
15. | - " - | Изменить формулировку "минимальные социальные стандарты в области культуры" на "социальные стандарты в области культуры" |