Парламентские слушания

«Проблемы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета»

22 ноября 2011 г. в Совете Федерации РФ прошли Парламентские слушания на тему «Проблемы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета». 

Открывший обсуждение первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров, подчеркнул важность создания в стране современного рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности. 

На Парламентских слушаниях с докладами выступили Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Борис Симонов, директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки РФ Александр Наумов, аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов, другие участники Парламентских слушаний. 

С докладом «О государственном стимулировании использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета» выступил Президент Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных Вячеслав Туренко. 

В Парламентских слушаниях приняли участие члены Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных Людмила Борохович (АИС «Эгида»), Наталия Петрова (ООО «Нева-патент»), Владимир Форстман (ФГУП «ВНИИНМ»), а также Президент Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга Станислав Александров. 

В ходе парламентских слушаний было отмечено, что реализация на практике законодательных мер по регулированию в сфере интеллектуальной собственности показала, что принятых нормативно-правовых актов в данной области недостаточно для создания благоприятных условий эффективного использования в экономике страны результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных за счет федерального бюджета. 

Обсудив проблемы в сфере правовой охраны и использования РИД, созданных за счет федерального бюджета, участники парламентских слушаний указали следующие причины их возникновения: 

  • не урегулированы вопросы управления процессами создания, закрепления и распоряжения правами на РИД; 
  • отсутствие надлежащего контроля со стороны государственных заказчиков за исполнением условий государственных контрактов на выполнение НИОКР по своевременному выявлению, закреплению прав на РИД и вовлечению их в гражданский оборот; 
  • незаинтересованность авторов РИД в их правовой охране вследствие отсутствия правовых норм, четко определяющих условия, размер, порядок и источники финансирования выплаты вознаграждения авторам РИД; 
  • при выполнении государственных контрактов на НИОКР проведение патентных исследований с целью исследования новизны НИОКР проводятся на этапе формирования итоговых отчетов, когда данные патентных исследований уже не могут повлиять на ход, направление и результаты НИОКР; 
  • отсутствие спроса производственного сектора экономики на новые отечественные разработки (предпочтение отдается готовым зарубежным технологиям);
  • отсутствие надлежащего количества специалистов в области интеллектуальной собственности.

Рекомендации

Участники парламентских слушаний, обсудив проблемы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, отмечают следующее.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года установила целевые ориентиры в области развития национальной инновационной системы и технологий, среди которых одним из основных является развитие системы коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

В современных условиях решение задач по увеличению доли интеллектуальных активов в экономике страны, развитию процесса коммерциализации технологий служит основой для перехода российской экономики на инновационный путь развития и повышения ее конкурентоспособности.

В настоящее время отношения в сфере интеллектуальной собственности регламентируются положениями части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), принятие которой увеличило степень защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), повысило эффективность мер ответственности за их нарушения и гармонизировало российское законодательство с международными обязательствами Российской Федерации. Часть четвертая ГК РФ основана на концепции полной кодификации действующего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности. В развитие положений части четвертой ГК РФ были приняты федеральные законы от 25 декабря 2008 года № 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" и от 30 декабря 2008 года № 316-ФЗ "О патентных поверенных". Однако реализация этих законодательных мер показала, что их принятия недостаточно для создания благоприятных условий эффективного использования в экономике страны РИД, созданных за счет средств федерального бюджета, и формирования полноценного рынка прав на РИД, что существенно снижает потенциал инновационного развития страны в целом.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в России в настоящее время нематериальные активы предприятий, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности, либо отсутствуют, либо составляют не более 0,3 – 0,5 процента от величины внеоборотных активов (в экономически развитых странах значение этого показателя доходит до 30 процентов и сопоставимо по своему значению с долей основных средств).

В основе инноваций лежат РИД, в первую очередь – изобретения, патенты на которые являются одним из основных показателей их новизны. Сегодня наиболее значимые РИД создаются в основном при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее – НИОКР), контракты на выполнение которых заключаются государственными заказчиками с организациями науки, образования и промышленности (32 процента в общем числе поданных российскими заявителями заявок). В условиях нашей страны основным источником финансирования таких работ является федеральный бюджет.

Несмотря на ежегодное увеличение общего объема расходов федерального бюджета на прикладные научные исследования, среднегодовое количество заявок на изобретения, поданных российскими заявителями, практически не возрастает, что свидетельствует о недостаточной эффективности бюджетных расходов, а также об отсутствии благоприятных законодательных условий, стимулирующих основные субъекты рынка прав на РИД закреплять эти права.

По-прежнему низким остается уровень практического применения РИД в российской экономике. Так, в 2010 году из предложенных на рынке интеллектуальной собственности почти 260 тысяч патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы в гражданский оборот, по данным Федеральной службы государственной статистики, было вовлечено менее 5,7 тысячи  патентов, что составляет лишь 2,2 процента.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", размещенный 14 сентября 2011 года на сайте "Российской газеты". Работа над текстом законопроекта продолжается, в том числе в части совершенствования положений части четвертой ГК РФ.

С целью создания целостного и эффективного механизма распоряжения правами Российской Федерации на РИД и их защиты был издан Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности". В соответствии с этим указом на Федеральную службу по интеллектуальной собственности возложены функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования РИД, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Обсудив проблемы в сфере правовой охраны и использования РИД, созданных за счет средств федерального бюджета, участники парламентских слушаний в качестве основных причин этих проблем указывают следующие.

На сегодняшний день до конца не урегулированы вопросы управления процессами создания, закрепления прав на РИД и распоряжения ими, не проработан механизм обеспечения баланса интересов заказчиков, исполнителей и авторов РИД, полученных в результате выполнения государственных контрактов.

Государственные заказчики не заинтересованы в оформлении исключительных прав на РИД, обеспечивающих их последующее использование без дополнительного финансового обеспечения за счет бюджетных средств, а авторы – разработчики полученных по государственным контрактам РИД – в их выявлении, обеспечении правовой охраны и использовании.

Незаинтересованность авторов РИД в их правовой охране вследствие отсутствия правовых норм, четко определяющих условия, размер, порядок и источники финансирования выплаты вознаграждения авторам РИД, является одной из основных причин недостаточной патентной активности в стране.

По результатам проверок, проведенных Роспатентом, выявлено, что договоры с работниками о выплате вознаграждений авторам за создание служебных РИД, получивших правовую охрану, в ряде случаев не заключались, а в тех случаях, когда такие договоры были заключены, их условия нарушались работодателем. Одной из причин такого состояния дел является отсутствие целостного механизма реализации права автора на получение вознаграждения за создание и использование РИД. В частности, статьей 1370 ГК РФ установлено право автора на получение вознаграждения, однако соответствующие обязанности работодателя в отношении автора не предусмотрены, не определены источники финансирования выплат вознаграждений авторам РИД при поставках продукции для государственных нужд.

При заключении государственных контрактов на выполнение НИОКР, как правило, предусматривается проведение патентных исследований с целью исследования тенденций развития, технического уровня объекта техники и его новизны. Однако на практике исполнители работ по государственным контрактам зачастую обращаются в компетентные организации для выполнения патентных исследований на этапе формирования итоговых отчетов, когда данные патентных исследований уже не могут повлиять на направление, ход и результаты НИОКР. Все это в результате приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на выполнение НИОКР.

Целесообразно установить обязанность государственных заказчиков по проведению предварительных патентных исследований для обоснования необходимости проведения соответствующих НИОКР и формирования конкретных требований технического задания.

До недавнего времени бюджетные научные и образовательные учреждения не были вправе получать доходы от распоряжения исключительными правами на полученные ими РИД. Отсутствие законодательных норм, предоставляющих этим организациям возможность самостоятельного распоряжения доходами от использования данных РИД, создавало существенное препятствие для коммерциализации технологий.

С принятием Федерального закона от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ) был сделан важный шаг в формировании правового поля для практического внедрения РИД, созданных бюджетными учреждениями. Однако, несмотря на высокую значимость и безусловную актуальность принятия Федерального закона № 217-ФЗ для инновационного развития страны и стимулирования коммерциализации научных разработок, в настоящее время его реализация сдерживается недостаточным уровнем стимулирующих мер и механизмов поддержки инновационных предприятий.

Одной из важнейших причин, препятствующей коммерциализации РИД, является отсутствие спроса производственного сектора экономики на новые отечественные разработки. Предприятия предпочитают закупать за рубежом готовые технологии и оборудование, а не вкладывать средства в отечественные исследования и разработки.

Актуальными остаются вопросы низкой патентной активности за рубежом, в первую очередь при экспорте высокотехнологичной продукции, что может привести к копированию ключевых технических решений и, как следствие, утрате преимуществ перед зарубежными конкурентами.

Создание современного конкурентоспособного рынка прав на РИД невозможно без соответствующего кадрового обеспечения, что в свою очередь требует целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов в области интеллектуальной собственности. В связи с этим целесообразно восстановить ранее существовавшую систему подготовки инженеров-патентоведов путем обучения за счет средств федерального бюджета специалистов с высшим техническим образованием по специальности "Патентоведение".

Учитывая результаты состоявшейся дискуссии, в целях совершенствования законодательного обеспечения формирования в России рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности участники парламентских слушаний   рекомендуют: 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учесть замечания и предложения участников парламентских слушаний.

2. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

а) рассмотреть возможность создания при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Совета по вопросам интеллектуальной собственности, который на постоянной основе будет осуществлять мониторинг правоприменительной практики в области правовой охраны и использования прав на РИД, а также подготовку предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере;

б) обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о восстановлении в государственной наградной системе Российской Федерации почетного звания "Заслуженный изобретатель Российской Федерации";

в) в рамках мониторинга реализации Федерального закона № 217-ФЗ:

  • разработать проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям права вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ наряду с правом использования РИД исключительное право на РИД по договору об отчуждении исключительного права;
  • разработать проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям возможности распоряжаться своими долями (акциями) в уставном капитале создаваемых ими хозяйственных обществ без согласия собственника при условии его уведомления;
  • рассмотреть возможность законодательного обеспечения предоставления бюджетным научным и образовательным учреждениям права при привлечении дополнительных инвестиций путем частичной продажи долей (акций) уменьшать свои доли (акции) в уставном капитале создаваемых ими хозяйственных обществ ниже значения, установленного Федеральным законом № 217-ФЗ.

3. Правительству Российской Федерации:

а) рассмотреть возможность разработки долгосрочной комплексной программы создания и развития в Российской Федерации рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности;

б) внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности", устанавливающие исчерпывающий перечень случаев, в которых Российская Федерация может закреплять за собой права на РИД, созданные по государственным контрактам, и уточняющие:

  • понятия "финансирование работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения" и "результаты научной деятельности, изъятые из оборота";
  • критерии отнесения РИД к области, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

в) разработать и принять постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок и условия выплаты авторского вознаграждения за служебные РИД, а также порядок определения минимальной величины этих вознаграждений, в том числе в случае использования РИД при изготовлении продукции для государственных нужд;

г) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

  • проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения критериев отнесения РИД к результатам интеллектуальной деятельности военного, специального, двойного, гражданского назначения;
  • проект федерального закона о внесении изменений в главу 253
  • части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты государственной пошлины заинтересованного в приобретении исключительных прав лица при обращении в суд с требованием о предоставлении ему на основании решения суда использования РИД, исключительное право на которые принадлежит другому лицу (принудительная лицензия);
  • проект федерального закона о внесении изменения в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от обложения налогом на прибыль организаций доходов, полученных от реализации (выбытия) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), вне зависимости от срока владения ими;
  • проект федерального закона о внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от обложения налогом на прибыль организаций доходов, получаемых предприятием-патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве и от реализации продукции, при производстве которой использовано изобретение, а также от использования в собственном производстве изобретения, права на которое приобретены по лицензионному договору, в течение пяти лет с даты начала использования изобретения;

д) разработать и принять постановление Правительства Российской Федерации, определяющее исчерпывающий перечень видов исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

е) привести постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года № 982 и от 29 сентября 1998 года № 1132 в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 342;

ж) разработать предложения по внесению изменений в действующее законодательство в части введения федеральных государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации инженеров-патентоведов;

з) рассмотреть возможность внесения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих должности "патентовед".

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

а) представить комитету Совета Федерации, к вопросам ведения которого относится государственная политика в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и использования прав на них, информацию о ходе работ по формированию Единой федеральной базы данных, включающей результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, и проектов внедрения новых информационных технологий, выполняемых с использованием государственной поддержки;

б) в разрабатываемом проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" сохранить норму, наделяющую образовательные учреждения не только правом распоряжаться исключительными правами на принадлежащие им РИД, но и правом самостоятельно распоряжаться доходами от их использования;

в) осуществить разработку и утверждение в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) в области интеллектуальной собственности, предусмотрев включение в них вопросов, связанных с механизмами создания интеллектуальной собственности, ее охраны, защиты и коммерциализации;

г) совместно с Российской государственной академией интеллектуальной собственности определить перечень федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в которые необходимо ввести в качестве обязательных компетенции в области защиты интеллектуальной собственности, определив соответствующие знания, умения, навыки, и провести работу по внесению соответствующих изменений в федеральные государственные образовательные стандарты;

д) организовать разработку федеральных государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации инженеров-патентоведов;

е) разработать и утвердить в установленном порядке примерные условия государственных контрактов на выполнение НИОКР, предусмотрев в них расходы на выплату вознаграждения авторам РИД и проведение патентных исследований;

ж) разработать дополнительные критерии оценки эффективности деятельности вузов, включая такие критерии, как количество лицензионных договоров, отнесенное к количеству действующих патентов на объекты интеллектуальной собственности, и доход от поступления лицензионных платежей, соотнесенный с численностью сотрудников вуза;

з) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения по интеграции региональных систем учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, созданных за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в Единую федеральную базу данных, включающую результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, и проектов внедрения новых информационных технологий, выполняемых с использованием государственной поддержки.

5. Министерству экономического развития Российской Федерации:

а) в проекте федерального закона "О федеральной контрактной системе":

  • регламентировать обязательства государственных заказчиков по проведению патентных исследований на стадии планирования с целью обоснования необходимости выполнения соответствующих НИОКР и формирования конкретных требований технического задания;
  • учесть особенности размещения государственного заказа на выполнение НИОКР;
  • предусмотреть обязанность выплаты вознаграждений авторам охраняемых РИД, получаемых в ходе выполнения НИОКР, а также в случае использования РИД при изготовлении продукции для государственных нужд;

б) рассмотреть возможность включения в перечень показателей эффективности реализации федеральных целевых программ инновационно-технологической направленности целевых индикаторов, характеризующих деятельность государственных заказчиков по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.

6. Министерству финансов Российской Федерации:

а) рассмотреть вопрос о воссоздании механизма планирования и организации бюджетного финансирования исследований и разработок, включив в бюджетную классификацию расходов раздел, отражающий финансирование расходов на науку (фундаментальные и прикладные научные исследования);

б) при внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" исключить отнесение расходов высших учебных заведений на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по основному виду деятельности ("Образование").

7. Совету при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в разрабатываемом проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотреть изменения в части:

  • передачи правообладателем исключительного права на РИД, созданные по государственному или муниципальному контракту, заинтересованным российским юридическим лицам в случае неиспользования этих прав со стороны правообладателя;
  • закрепления за исполнителем принадлежащих Российской Федерации или субъекту Российской Федерации исключительных прав на РИД, разработанные по государственным контрактам до 1 января 2008 года, в случае, если государственный заказчик не обеспечил в установленном порядке их практическое применение (внедрение);
  • предоставления соисполнителям работ по государственным контрактам на выполнение НИОКР таких же прав в части получения патента и исключительных прав на РИД, созданные по государственному или муниципальному контракту, как и предусмотренные для исполнителей государственного контракта;
  • установления порядка пользования Российской Федерацией неисключительной лицензией;
  • перехода прав автору служебного РИД при неподдержании патента на РИД работодателем;
  • введения нормы, обязывающей работодателя заключать с авторами РИД договоры о выплате вознаграждений как за созданные охраноспособные результаты, так и за их использование для государственных и муниципальных нужд;
  • регулирования условий и порядка выплаты вознаграждений авторам РИД в случае предоставления безвозмездной лицензии на использование для государственных и муниципальных нужд;
  • введения нормы, в соответствии с которой при создании по государственному контракту охраноспособных РИД окончание срока действия государственного контракта не влечет за собой прекращения обязанностей сторон по их патентованию и коммерциализации.

8. Счетной палате Российской Федерации представить комитету Совета Федерации, к вопросам ведения которого относится государственная политика в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и использования прав на них, информацию об итогах проведения контрольно-аналитического мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников, федеральной собственности, а также распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности научными и образовательными учреждениями и организациями в 2009–2010 годах".

9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации изучить опыт Республики Татарстан по разработке Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012–2020 годы" и по созданию системы учета результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, полученных за счет средств регионального бюджета.