Парламентские слушания

«О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации»

Рекомендации

по итогам парламентских слушаний на тему «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации»

 

5 апреля 2018 года
г. Москва

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и перспективами развития сельской школы в Российской Федерации, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие сельских общеобразовательных организаций. В случае необходимости вносить необходимые изменения.

1.2. Продолжить совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации работу по принятию проекта федерального закона о трудовом воспитании.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

Обеспечить своевременное принятие проектов федеральных законов:

№ 337514–7 «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы);

№ 352780–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения».

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть возможность:

увеличения бюджетных ассигнований на реализацию программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года № 2145-р, в том числе на финансирование мероприятий по капитальному (текущему) ремонту и реконструкции школьных зданий с высоким уровнем износа;

дополнительного финансового обеспечения поддержки малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах;

продления в 2018–2020 годах централизованной поставки в субъекты Российской Федерации школьных автобусов для организации перевозки детей к месту обучения и обратно за счет федеральных средств.

3.2. Содействовать реализации проектов строительства в сельской местности социокультурных образовательных комплексов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598.

3.3. Рассмотреть вопросы:

об учреждении грантов в сумме 1,0 млн. рублей выпускникам педагогических вузов, изъявившим желание работать в сельской местности (по аналогии с программой «Земский доктор»);

о дополнении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642, подпрограммами «Система образования на селе», «Здоровье обучающихся и педагогов сельской школы»;

о разработке и реализации специальной федеральной программы «Сельский учитель»;

о разработке и реализации федеральной программы по созданию безопасной образовательной среды в сельской школе.

3.4. Оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании сети образовательных центров выявления и поддержки талантливых и одаренных детей.

 4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

4.1. Обеспечить своевременную реализацию приоритетных проектов, паспорта которых утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в России».

4.2. Продолжить реализацию проекта «Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом».

4.3. В целях создания условий для внедрения и реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением современных педагогических технологий в различных социокультурных обстоятельствах обеспечить своевременную реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016–2018 годы», утвержденной приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 года № 698.

4.4. Содействовать:

распространению успешных практик по созданию региональных социально-педагогических кластеров;

подготовке педагогических кадров для работы в сельских образовательных организациях, в том числе приема на целевое обучение граждан из числа сельской молодежи.

4.5. При участии субъектов Российской Федерации провести работу по совершенствованию содержания примерных образовательных программ по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» с учетом принципа универсальности сельского учителя, включая компетенции по организации профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся сельских общеобразовательных организаций.

4.6. В целях методической поддержки сельских учителей рассмотреть вопрос об издании научно-методического журнала «Сельская школа».

4.7. Провести комплексное исследование результатов проектов по развитию сельских общеобразовательных организаций и внести необходимые коррективы в новые перспективные программы и проекты в этой сфере.

4.8. В целях развития ресурсного потенциала сельских общеобразовательных организаций уточнить механизмы субсидиарной поддержки мероприятий государственных программ развития образования субъектов Российской Федерации в части использования коэффициентов увеличения объема субсидии за счет доли обучающихся сельских общеобразовательных организаций.

4.9. Осуществлять мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса сельских учителей, развития социальных мер их поддержки в субъектах Российской Федерации.

4.10. Провести Всероссийский форум, посвященный вопросам развития общеобразовательных организаций на селе.

4.11. Провести анализ исполнения резолюции Третьего Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России» (13 сентября 2016 года, г. Чебоксары, Чувашская Республика), результаты которого учесть при подготовке к очередному съезду.

4.12. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации:

Оказывать содействие субъектам Российской Федерации в:

реализации проектов в сфере образовательного и краеведческого туризма для обучающихся образовательных организаций;

развитии сельских школьных музеев и библиотек.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

Проработать вопрос о создании федерального информационного ресурса по межведомственному взаимодействию в вопросах функционирования сельских общеобразовательных организаций.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

7.1. Уделять внимание кадровой поддержке сельских образовательных организаций, в том числе малокомплектных, содействовать закреплению молодых учителей на селе.

7.2. Развивать систему профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

7.3. Активизировать работу по совершенствованию механизмов целевого приема на обучение в вузы по направлениям педагогического образования. Уделять внимание вопросам подготовки педагогических кадров в качестве универсалов для работы в малокомплектных школах.

7.4. При формировании и реализации региональных программ развития образования в части развития кадрового потенциала шире использовать потенциал программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

7.5. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проработать вопрос об использовании имеющегося опыта по созданию региональных социально-педагогических кластеров.

7.6. Изучить и содействовать распространению в регионах России опыта по реализации проектов «Сельский учитель», «Учительский дом», «Мобильный учитель».

7.7. Принять меры по развитию технической оснащенности сельских общеобразовательных организаций, позволяющей в полной мере сформировать в каждой из них информационную образовательную среду.

7.8. В целях оказания сельским учителям регулярной методической поддержки в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, а также стимулирования познавательной активности обучающихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, создавать муниципальные (межмуниципальные) образовательные ресурсные центры.

7.9. В целях эффективного использования дистанционных технологий обучения оказывать сельским общеобразовательным организациям поддержку, обеспечив повышение пропускной способности каналов доступа к сети Интернет.

7.10. Рассмотреть возможность дополнительного финансирования из региональных бюджетов участия одаренных детей из сельских населенных пунктов в летних, зимних (каникулярных) предметных творческих школах.

7.11. Поддерживать шефскую работу агропредприятий над сельскими общеобразовательными организациями.

7.12. Оказывать содействие сельским общеобразовательным организациям в проведении профильной практики обучающихся на агропредприятиях.

7.13. Содействовать деятельности межрегиональной Ассоциации «Агрошколы России».