Другие мероприятия

Расширенное заседание Комитета «О результатах целевого приема в образовательные организации в 2024 году»

РЕШЕНИЕ

Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по результатам заседания по вопросу «О результатах целевого приема в образовательные организации в 2024 году»

 

21 октября 2024 года

Заслушав и обсудив информацию представителей Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минтруда России, Минздрава России, Минцифры России, представителей образовательных организаций высшего образования, Российского союза промышленников и предпринимателей, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ОАО «РЖД» по вопросу результатов целевого приема в образовательные организации в 2024 году, участники заседания отмечают следующее.

С 1 мая 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), направленный на совершенствование целевого обучения. Изменения, внесённые в законодательство, прежде всего направлены на повышение качества целевого приема.

В целях реализации Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2024 г. № 555 было утверждено новое Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, на основе которого в 2024 году проводился соответствующий приём. Одной из новаций в соответствии с законодательством стало размещение «заказчиками» целевого обучения предложений на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – платформа «Работа в России»). В соответствии с новым Положением абитуриент на платформе «Работа в России» или через сайт Госуслуг мог также оставить свою заявку на целевое обучение. Процесс целевого приема стал более прозрачным и регулируемым.

Число мест для целевого приема увеличивается. Так в рамках приёмной кампании 2024/2025 учебного года общее количество мест в вузах для целевого обучения составило порядка 145,4 тыс., что на 3,8 тыс. мест больше, чем годом ранее.

В июле на платформе «Работа в России» 17,8 тыс. работодателей разместили более 76 тыс. предложений для заключения более 163 тыс. договоров о целевом обучении (по программам как высшего, так и среднего профессионального образования). На 23 июля с. г. в ответ на эти предложения было подано 129 тыс. заявок от абитуриентов. Заявок в общей сумме на тот момент оказалось меньше, чем предложений. Следовательно, конкурса по всем специальностям и во всех вузах не получилось.

По результатам приёмной кампании по состоянию на 9 сентября 2024 года на программы бакалавриата и специалитета больше всего абитуриентов было зачислено в области здравоохранения и медицинских наук (72,7% квоты), сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук (46,6% квоты). Несмотря на то, что 100% заполнения целевых мест не произошло, у некоторых вузов количество заявлений поднялось в 2- 3 раза.

Целевое обучение рассматривается как эффективный инструмент обеспечения соответствия подготовки кадров потребностям рынка труда, кадрового обеспечения целого ряда отраслей.

Развитие целевого обучения продолжится в рамках нового национального проекта «Кадры», который стартует с 1 января 2025 года.

С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:

1. Принять к сведению информацию о результатах целевого приема в образовательные организации в 2024 году.

2. Рекомендовать:

2.1. Минобрнауки России:

после подведения окончательных итогов целевого приема в 2024 году представить их в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

проанализировать прозвучавшие в ходе заседания, а также поступившие в Комитет предложения, касающиеся внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части целевого обучения, для дальнейшей работы по его совершенствованию (например, расширения перечня заказчиков целевого обучения; устранения противоречий между положением о целевом обучении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. № 555, и нормой Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части перечня организаций, на которые не распространяется обязанность заказчика размещать предложения на платформе «Работа в России»; обеспечения права согласования заказчиками кандидатов на целевое обучение по причине наличия существующих критериев, по которым заказчик отбирает выпускника при приеме на работу независимо от условия его обучения (целевое, не целевое); исключения возможности абитуриенту изменять в рамках приемной компании заявленных условий поступления – с места поступления в пределах целевой квоты на место поступления на общих основаниях; детализации целевой квоты и другие) и по итогам проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

2.2. Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органам исполнительной власти и представителями работодателей во избежание в дальнейшем недочетов, допущенных в рамках приемной компании 2024/2025 учебного года, рассмотреть возможность организации отработки в тестовом режиме процессов, связанных с целевым приемом.

2.3. Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органам исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представителями работодателей проработать возможность формирования статистических данных по субъектам Российской Федерации (проведения соответствующего мониторинга) в сфере целевого приема, в части количества размещенных субъектом Российской Федерации предложений, периодичности их обновления, перечня мер социальной поддержки планируемых для предоставления субъектом Российской Федерации обучающимся и другое.

2.4. Минтруду России, Минцифры России, Роструду оперативно завершить всю необходимую работу по совершенствованию всех информационных систем, обеспечивающих целевой прием.

2.5. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить широкое информационное сопровождение новых подходов целевого обучения в том числе в целях повышения вовлечения работодателей в процесс подготовки кадров в рамках целевого обучения.

2.6. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти совместно с работодателями и образовательными организациями обеспечить проведение необходимых профориентационных мероприятий среди будущих абитуриентов.

3. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре направить в Минобрнауки России для рассмотрения предложения, поступившие по совершенствованию целевого обучения.