Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре «Актуальные вопросы государственной охраны объектов культурного наследия:проблемы и перспективы», Астраханская область

РЕШЕНИЕ

выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему

«Актуальные вопросы государственной охраны объектов культурного наследия: проблемы и перспективы»

 

Участники расширенного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, рассмотрев вопрос «Актуальные вопросы государственной охраны объектов культурного наследия: проблемы и перспективы», отмечают следующее.

На территории Астраханской области расположено 1486 объектов культурного наследия (без учета пообъектного состава), из которых: 141 объект федерального значения (из них 98 объектов археологического наследия), 751 объект регионального значения, 594 выявленных объектов культурного наследия. Объектов, включенных в Список всемирного культурного наследия, на территории региона не имеется.

1. Сохранение объектов культурного наследия, в которых располагаются учреждения культуры.

В рамках формирования проекта федерального бюджета на 2025 год
и на плановый период 2026 и 2027 годов в целях формирования национального проекта «Семья» в части модернизации учреждений культуры Министерством культуры Российской Федерации осуществляется прием заявочной документации
по мероприятиям, направленным на реконструкцию и капитальный ремонт учреждений культуры.

В соответствии с методическими рекомендациями по подготовке заявочной документации для реализации мероприятий, направленных на модернизацию региональных и муниципальных библиотек, учреждений культурно-досугового типа, театров, музеев, разработанных Минкультуры России, субсидия не может предоставляться учреждениям культуры, расположенным в зданиях, имеющих статус объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (в том числе имеющим статус вновь выявленных объектов культурного наследия).

На территории Астраханской области 90% региональных учреждений культуры, все музеи, расположенные в сельских поселениях, находятся в зданиях — объектах культурного наследия. Вышеизложенные требования методических рекомендаций серьезно ограничивают возможность участия Астраханской области
в национальном проекте.

2. Реставрация Астраханского кремля.

Всего в России около 23 кремлей.

К настоящему времени частично сохранилось 10. Астраханский кремль
(далее – Кремль) один из них.

Комплексная реставрация Кремля осуществляется с 2000 года. За этот период было выделено 4,1 млрд рублей.

Сегодня Кремль уникальный объект, требующий постоянного внимания, поэтому процесс реставрации необходимо вести непрерывно. Нужно учесть,
что объекты, по которым были проведены работы в 2000–2001 годах (Пречистенская надвратная соборная колокольня и Успенский кафедральный собор) сегодня вновь требуют внимания, а по некоторым объектам работы в полном объеме
не проводились.

Ежегодно Астраханской областью подаются заявки в государственную программу «Культура России» по реставрации Кремля и ряду других объектов культурного наследия федеральной собственности, важных в рамках формирования исторической городской застройки. Однако, поддержка из‑за ограниченности финансовых средств, выделенных в рамках данной программы, не осуществляется
в полном объеме.

В этом году благодаря поручению Президента Российской Федерации предусмотрено финансирование работ по реставрации 7 объектов Астраханского кремля в сумме 702,0 млн. руб. – это башни Астраханского кремля, комплексная реставрация которых не проводилась более 30 лет. Средства предусмотрены
на проектирование и производство работ. Предполагаем, что данный объем средств будет недостаточным и будет требоваться корректировка финансирования.

3. Сохранение объектов культурного наследия, относящихся
к многоквартирным жилым домам.

В настоящее время основной проблемой в сфере сохранения объектов культурного наследия в Астраханской области является реставрация и надлежащее содержание объектов культурного наследия, относящихся к жилищному фонду.

На территории Астраханской области расположен 391 объект культурного наследия, использующийся как многоквартирный жилой дом, из них 12 объектов имеют статус объектов культурного наследия федерального значения. На территории муниципального образования «Городской округ город Астрахань» расположено порядка 108 объектов культурного наследия являющихся аварийными.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственники несут бремя содержания принадлежащего им объекта культурного наследия.

Денежных средств, полученных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области, за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, недостаточно для осуществления содержания и ремонта объектов культурного наследия.

В результате объекты культурного наследия приходят в состояние полной физической утраты. Сохранить исторический облик города при потере объектов архитектурного наследия, являющихся градоформирующими объектами исторического поселения, невозможно.

С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 630939–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, внесенного 22 мая 2024 года сенаторами Российской Федерации Л.С. Гумеровой, Е.Б. Алтабаевой, Л.Н. Скаковской.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) в целях исполнения пункта 21 Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. № Пр-616 от 30.03.2024 рассмотреть вопрос формирования и утверждения государственной программы Российской Федерации сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предусматривающей возможность предоставления субсидий на софинансирование восстановления объектов культурного наследия региональной и муниципальной собственности субъектов Российской Федерации, расположенных в зданиях, имеющих статус объектов культурного наследия федерального и регионального (муниципального) значения (в том числе имеющим статус вновь выявленных объектов культурного наследия).

2) рассмотреть возможность, при разработке государственной программы Российской Федерации сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации на период до 2045 года, выделения средств на реконструкцию и капитальный ремонт учреждений культуры, расположенных в зданиях, имеющих статус объектов культурного наследия федерального и регионального (муниципального) значения (в том числе имеющим статус вновь выявленных объектов культурного наследия).

3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации в рамках подготовки к проведению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2024 года парламентских слушаний на тему «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: программный подход и законодательное обеспечение» представить информацию о количестве необоснованно включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объектов, не представляющих ценности в качестве культурного наследия (во исполнение пп. 2 п. 2 решения расширенного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере охраны и использования объектов культурного наследия», состоявшегося 18 марта 2024 года).

4. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

организовать обмен лучшими практиками проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами;

выработать механизм включения ОКН, являющихся многоквартирными жилыми домами, в программу отселения граждан из ветхого и аварийного фонда, финансируемую, в том числе за счет средств ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», со снятием условия по его обязательному сносу.

5. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации проработать в качестве пилотного проекта вопрос о подготовке кадров строителей- реставраторов на площадке Астраханского государственного архитектурно-строительного университета.

6. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о целесообразности признания утратившим силу пункта 10 статьи 20 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которым ограничено опубликование отдельных сведений об объектах археологического наследия в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

7. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с уполномоченными в сфере охраны объектов культурного наследия органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

провести в рамках ежегодного Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры семинар-совещание по актуальным вопросам охраны объектов культурного наследия;

— проанализировать ситуацию, связанную с кадровым обеспечением данной сферы (управленческие кадры, реставраторы, эксперты и др.) в субъектах Российской Федерации.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— проработать вопросы создания на региональном уровне благоприятных условий, а также введения региональных льгот для физических и юридических лиц, вкладывающих собственные средства в работы по сохранению объектов культурного наследия;

— провести инвентаризацию технического состояния объектов культурного наследия с целью выработки плана по их дальнейшему сохранению в субъектах Российской Федерации.

9. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по науке, образованию
и культуре
осуществлять мониторинг исполнения настоящего решения.