РЕШЕНИЕ
Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по результатам совещания на тему «О вопросах организации охраны здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях (включая вопросы создания (обновления) в них медицинских кабинетов), в том числе на территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации»
21 мая 2024 года
Вопросы охраны здоровья обучающихся закреплены в статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в статье 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2024 года отметил о необходимости открытия или обновления медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях при наличии такой потребности.
Минпросвещения России совместно с Минздравом России организована работа по выявлению потребности в оснащении и кадровом обеспечении школьных медицинских кабинетов.
В соответствующем мониторинге приняли участие 30 991 общеобразовательная организация (71,4% от общего числа общеобразовательных организаций), из которых медицинский кабинет имеют 16 252 школы (52,4% от общего числа респондентов), из них у 8 074 школ (26,0% от общего числа респондентов) есть лицензия на осуществление медицинской деятельности, организация медицинской помощи осуществляется на базе школ, у 8 178 школ (26,4% от общего числа респондентов) нет лицензии на осуществление медицинской деятельности, организация медицинской помощи осуществляется в медицинских организациях на основании заключенных договоров.
Количество школ, в которых нет медицинского кабинета, составило 13 089 (42,2% от общего числа респондентов), из которых более 10 803 – это сельские школы.
Запросы на оснащение медицинского кабинета поступили от 15 260 школ (49,2% от общего числа респондентов).
Одним из решений задач по обеспечению организации работы медкабинетов является реализация мероприятий, направленных на обновление инфраструктуры медицинских кабинетов в школе.
Во исполнение подпункта «д» пункта 4 перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616 открытие и обновление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях будет осуществляться при участии заинтересованных исполнительных органов субъектов Российской Федерации при наличии такой потребности в рамках мероприятий программы «Модернизация школьных систем образования», реализуемой с 2022 г. во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 15 июля 2021 г. № Пр-1249 (пункт 2) и от 5 августа 2021 г. № Пр-1383 (пункт 3).
По предварительным данным до 2030 года в таком отборе смогут принять участие не менее 9 000 школ, в том числе из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей.
Еще один важный аспект школьной медицины — обеспечение медицинскими работниками. По данным федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения за 2022 год укомплектованность врачами составляла 77,3 %; средним медицинским персоналом — 80,7%. По оперативным данным регионов за 2023 год укомплектованность медицинскими сотрудниками сохраняется на прежнем уровне.
Для повышения обеспеченности медицинскими кадрами введена должность специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях.
Разработаны и утверждены профессиональный стандарт и квалификационные требования к данным медицинским работникам, кроме того указанные работники включены в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
Однако, несмотря на предусмотренную возможность подготовки данных специалистов в рамках квоты целевого приема, регионы недостаточно активно используют эту возможность: в 2022 году выпустили 1072 человек, в 2023 году — 1271 человек.
По данным пообъектной сверки, проведенной Минпросвещения России и Минздравом России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в условиях действующего законодательства сложились следующие модели организации медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных учреждениях:
— медицинскую помощь оказывают медицинские работники, находящиеся в штате медицинских организаций, лицензирование медицинских кабинетов школ осуществляют медицинские организации по адресу общеобразовательной организации – около 60 %.
— медицинскую помощь оказывает медицинский работник, трудоустроенный в общеобразовательную организацию, при этом общеобразовательная организация самостоятельно осуществляет лицензирование медицинского кабинета – около 10%.
— в малокомплектных школах с численностью обучающихся до 100, располагающихся преимущественно в сельской местности, и при наличии в территориальной близости медицинских организаций (амбулатория, ФАП, районная больница), медицинская помощь оказывается. на основании договора с указанной медицинской организацией – около 30%.
С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений, Комитет решил:
1. Рекомендовать
1.1. Министерству просвещения Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить в установленные сроки издание приказа «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечек для оказания первой помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и организациях отдыха детей и их оздоровления, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации».
1.2. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжить разработку основных подходов по открытию и обновлению медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях в целях внесения соответствующих изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
1.3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
— обеспечить внесение в Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н, зарегистрирован Минюстом России 17 января 2014 г., регистрационный № 31045, изменений, направленных на совершенствование организации оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
— рассмотреть возможность внесения в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденных приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н, зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2017 г., регистрационный № 47855, изменений в части необходимости ежегодного осмотра обучающихся офтальмологами.
1.4. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжить развитие модели работы выездных (мобильных) бригад с проведением профилактических медицинских осмотров на месте в общеобразовательных организациях;
1.5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
— провести работу по определению общеобразовательных организаций, в которых требуется открытие или обновление медицинских кабинетов в рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования;
— усилить работу по организации обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях на основе методических рекомендаций подготовленных совместно Минпросвещения России и Минздрава России в рамках проекта «Учим-Знаем»;
— оснастить медицинские кабинеты общеобразовательных организаций аптечками первой помощи;
— обеспечить подготовку педагогических работников общеобразовательных организаций навыкам оказания первой помощи;
— активно использовать для обеспечения региона медицинскими кадрами механизм целевого обучения.