РЕШЕНИЕ
«О ходе исполнения Обращения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу установления единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, принятого постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 2020 года № 3-СФ»
Обсудив вопрос «О ходе исполнения Обращения Совета Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу установления единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, принятого постановлением Совета Федерации от 22 января 2020 года № 3-СФ» (далее – Обращение Совета Федерации № 3-СФ), комитет отмечает следующее.
Работа по выработке единых требований к системе оплаты труда педагогических работников образовательных организаций дошкольного и общего образования, учитывающей региональные особенности и нацеленной на стимулирование профессионального роста педагогов, ведется комитетом во взаимодействии с Минпросвещения России на системной основе.
Подходы к решению проблемы неоднократно обсуждались в рамках расширенных заседаний комитета, в том числе проводимых в рамках Дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации, а также в ходе выездного совещания комитета в Краснодарский край (24 сентября 2022 года), «круглого стола» на тему «О нормативно-правовом обеспечении качества общего образования в Российской Федерации: пути совершенствования» (11 апреля 2023 года), на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему «Роль педагога и наставника в воспитании подрастающего поколения» (18 апреля 2023 года), на выездном заседании комитета в г. Великий Новгород (10 июня 2023 года).
Кроме того, в 2022 году представители комитета, сенаторы Российской Федерации А.А. Базилевский, Л.Н. Скаковская, С.П. Михайлов принимали участие в работе созданного Минпросвещения России оперативного штаба по апробации новых подходов к системе оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций.
На упомянутых мероприятиях была заявлена готовность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о принятии необходимых решений.
Также в 2022 году Минпросвещения России в пилотных регионах (Республика Мордовия, Белгородская, Кировская, Нижегородская, Сахалинская и Ярославская области) в тестовом режиме было проведено моделирование заработной платы педагогических работников с учетом новых подходов, по итогам которого определены модельные расчеты формирования заработной платы педагогических работников.
С целью уточнения параметров, заложенных в основу методики формирования заработной платы педагогических работников и расчета дополнительных финансовых средств, необходимых для внедрения новых подходов к системе оплаты труда педагогов во всех субъектах Российской Федерации, в 2022 году министерством проведен мониторинг показателей развития кадрового потенциала систем образования субъектов Российской Федерации. После обработки данных мониторинговых исследований установлено, что применение разработанных подходов к системам оплаты труда педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций потребует дополнительного финансирования.
Поднятые в Обращении Совета Федерации № 3-СФ проблемы вошли в перечень поручений Президента Российской Федерации от 24 сентября 2021 года № Пр-1808ГС (пункт 2, подпункт «г», часть 1) по вопросу о разработке и представлении предложений по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций с учетом введения национальной системы учительского роста и в перечень указаний Президента Российской Федерации от 6 июля 2022 года № Пр-1182 по вопросу о совершенствовании системы формирования заработной платы педагогов дошкольного образования.
Во исполнение указанных поручений Минпросвещения России подготовлены предложения по единым подходам к формированию заработной платы педагогических работников, в основе которых заложены: определение оптимальной структуры фонда оплаты труда работников государственных (муниципальных) образовательных организаций; перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера; размеры коэффициентов дифференциации ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников с учетом сложности труда и размеры коэффициентов, учитывающих экономическую дифференциацию субъектов Российской Федерации.
Для поэтапного внедрения единых подходов к системам оплаты труда Минпросвещения России проводится комплекс мероприятий по совершенствованию действующих систем оплаты труда в регионах, в том числе:
организована работа с регионами в формате индивидуальных собеседований по выявлению проблем в части условий и подходов к формированию заработной платы педагогических работников;
проанализирована информация в части перечня и размеров имеющихся в регионах выплат стимулирующего и компенсационного характера;
собрана информация об образовательных организациях с минимальными и максимальными размерами среднемесячной заработной платы педагогических работников в разрезе всех субъектов Российской Федерации;
собраны данные регионов по ставкам заработной платы (должностным окладам) и средней нагрузке педагогических работников;
утверждены новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник», которые планируется обеспечить дополнительными выплатами компенсационного характера за реализацию методической и наставнической работы;
проработаны и согласованы нормативные правовые акты по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений новых субъектов Российской Федерации;
собрана и актуализирована информация от субъектов Российской Федерации о финансировании в 2022 году и планируемом финансировании в 2023–2025 годах фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций;
анализируется информация о структуре заработной платы педагогов, причинах дифференциации размеров заработной платы и мерах, направленных на ее выравнивание и др.
Помимо этого, в декабре 2023 года Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (далее – Единые рекомендации).
Раздел IX Единых рекомендаций «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» был существенно переработан, по итогам чего в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:
не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2023 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики;
направлять не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, в местностях с особыми климатическими условиями, в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям, а также выплаты, связанные с работой в сельской местности). на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников;
провести актуализацию структуры заработной платы педагогических работников;
принять меры по повышению размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников, не допуская различий в их размерах по одним и тем же наименованиям должностей, отнесенных к одному и тому же квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы;
определить взамен применения к ставкам заработной платы (должностным окладам) педагогических работников различного рода повышающих коэффициентов, образующих новые их размеры, перечни выплат компенсационного характера и перечни стимулирующих выплат;
провести работу по упорядочению применяемых наименований и видов выплат в структуре заработной платы;
устанавливать выплаты компенсационного или стимулирующего характера в соответствии с рекомендуемыми единым перечнем выплат компенсационного характера, единым перечнем стимулирующих выплат.
В настоящее время Минпросвещения России проводится мониторинг реализации Единых рекомендаций, а также с учетом организации комплексной работы по выполнению ранее данных поручений и перечня поручений от 30 марта 2024 года № ПР-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года (в части вопросов оплаты труда работников бюджетной сферы) ведется разработка:
параметров реализации в 2025 году в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по внедрению новых систем оплаты труда работников сферы образования;
предложений по снижению дифференциации уровня оплаты труда работников различных организаций, осуществляющих один вид деятельности и (или) расположенных на территориях разных регионов;
мониторинга достижения целевых показателей уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников в период до внедрения новых систем оплаты труда.
В дальнейшем будет продолжен мониторинг действующих в регионах систем оплаты труда в целях выявления динамики происходящих изменений, в том числе направленных на развитие кадрового потенциала.
С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений, комитет решил:
1. Принять к сведению информацию Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе исполнения Обращения Совета Федерации № 3-СФ.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить своевременное исполнение пункта 13 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № ПР-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года;
создать межведомственную рабочую группу по внедрению новых систем оплаты труда работников сферы образования.
3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации продолжить:
мониторинг действующих в субъектах Российской Федерации систем оплаты труда в целях выявления динамики происходящих изменений, в том числе направленных на развитие кадрового потенциала;
мониторинг реализации Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год в части вопросов ведения;
консультирование субъектов Российской Федерации по вопросам выявления и решения проблем, связанных с условиями и подходами к формированию заработной платы педагогических работников.
По результатам проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре до конца осенней сессии 2024 года.
4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации обеспечить своевременную реализацию в 2025 году в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе:
разработать «дорожную карту» реализации пилотного проекта и последующего внедрения новой системы оплаты труда (далее – НСОТ);
определить критерии отбора регионов − участников пилотного проекта, необходимое количество участвующих регионов и (или) количество образовательных организаций;
определить объемы финансирования, необходимые для реализации пилотного проекта.
5. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре в июне 2024 года провести расширенное заседание комитета по указанной проблематике с участием Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации. По итогам проинформировать Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко об исполнении Обращения Совета Федерации № 3-СФ.