Другие мероприятия

Расширенное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по вопросу «О совершенствовании механизмов проведения единого государственного экзамена»

РЕШЕНИЕ

по вопросу «О совершенствовании механизмов проведения единого

государственного экзамена»

 

Обсудив вопрос «О совершенствовании механизмов проведения единого государственного экзамена», комитет отмечает следующее.

Работа в данном направлении ведется комитетом во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным институтом педагогических измерений, экспертным сообществом на системной основе.

Подходы к корректировке процедуры проведения экзамена неоднократно обсуждались в рамках расширенных заседаний комитета, а также в ходе «круглого стола» на тему «О нормативно-правовом обеспечении качества общего образования в Российской Федерации: пути совершенствования» (11 апреля 2023 года), на выездном заседании комитета в г. Великий Новгород (10 июня 2023 года), на встречах сенаторов Российской Федерации с педагогической и родительской общественностью, студентами профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Несмотря на то, что процедура проведения ЕГЭ постоянно совершенствуются, и в настоящее время экзамен значительно отличается содержательно и технологически от проводимого десять лет назад (реализованы меры по обеспечению объективности проведения экзамена, в значительной степени изменена структура экзаменационных заданий, из заданий исключены тестовые вопросы и другие), он по‑прежнему вызывает широкую общественную дискуссию.

При этом среди наиболее частых замечаний отмечаются следующие:

влияние ЕГЭ на качество получаемого школьниками образования, организацию учебного процесса;

несоответствие содержания федеральных основных общеобразовательных программ содержанию экзаменационных материалов;

отсутствие корреляции между содержанием школьных учебников и экзаменационных заданий;

отсутствие в экзаменационных заданиях вопросов, проверяющих умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;

существование теневого рынка репетиторства.

Также активно обсуждается необходимость усиления образования технического профиля в целях обеспечения технологического суверенитета страны. В связи с этим Рособрнадзором прорабатывается вопрос о возможном сокращении вариативности учебных предметов, по которым можно представить результаты ЕГЭ для участия в конкурсе на поступление в вузы.

Помимо того ведомство обращает внимание на имеющиеся перегибы в части учета результатов дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности, о чем направлена соответствующая позиция в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

По информации Рособрнадзора, в настоящее время в обществе обсуждаются различные варианты совершенствования ЕГЭ, в том числе:

возможность проведения единого госэкзамена по существующей технологии для выпускников 11-х классов, планирующих поступление в вуз, а для не планирующих поступление в вуз – в формате государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике;

введение дополнительных обязательных предметов для сдачи ЕГЭ;

изменение названия «единый государственный экзамен»;

возможность поступления в вузы по результатам ЕГЭ выпускников профессиональных образовательных организаций;

введение вариативности форм государственной итоговой аттестации;

организация круглогодичной сдачи ЕГЭ и иные.

Ведомство готово участвовать в проработке обозначенных предложений в целях выработки наиболее оптимальных решений совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации.

На необходимость совершенствования механизма проведения ЕГЭ указал в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № ПР-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года Рособрнадзором проводится работа по включению в расписание дополнительных резервных дней для предоставления выпускникам возможности пересдачи единого госэкзамена по одному из учебных предметов по их выбору и использования результатов пересдачи при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования.

В дальнейшем для проведения работы по нормативному обеспечению модернизации процедур проведения государственной итоговой аттестации потребуется внесение соответствующих изменений:

в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 года № 233/552;

в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 года № 1076;

иные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений, комитет решил:

1. Принять к сведению информацию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по вопросу «О совершенствовании механизмов проведения единого государственного экзамена».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации обеспечить своевременное исполнение подпункта «е» пункта 10 и подпункта «н» пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № ПР-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года.

3. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Министерству просвещения Российской Федерации:

обеспечить своевременное внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих начиная с 2024 года для участников единого государственного экзамена возможность пересдачи такого экзамена по одному из учебных предметов по их выбору и использования результатов пересдачи при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования;

продолжить работу по совершенствованию механизмов проведения государственной итоговой аттестации, предусмотрев в случае необходимости соответствующее нормативно-правовое обеспечение;

реализовать меры, направленные на обеспечение соответствия содержания федеральных основных общеобразовательных программ и содержания экзаменационных заданий, контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по этим программам.

4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный институт педагогических измерений»:

подготовить предложения по совершенствованию механизмов разработки и утверждения используемых при проведении государственной итоговой аттестации контрольно-измерительных материалов, их структуры и содержания, в том числе предусмотреть включение заданий, проверяющих умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;

реализовать меры, направленные на обеспечение соответствия содержания школьных учебников и содержания экзаменационных заданий, контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации.

5. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

сформировать в полном объеме открытый банк оценочных средств по обязательным общеобразовательным предметам для уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования в целях осуществления федерального государственного контроля качества образования и государственной аккредитации;

провести анализ и представить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре информацию о соответствии содержания федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования, содержания федеральных основных общеобразовательных программ и содержания контрольно-измерительных материалов.

5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Министерству просвещения Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный институт педагогических измерений» проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре об исполнении настоящих рекомендаций в срок до 15 сентября 2024 года.