РЕШЕНИЕ
по вопросу «О совершенствовании механизмов проведения единого
государственного экзамена»
Обсудив вопрос «О совершенствовании механизмов проведения единого государственного экзамена», комитет отмечает следующее.
Работа в данном направлении ведется комитетом во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным институтом педагогических измерений, экспертным сообществом на системной основе.
Подходы к корректировке процедуры проведения экзамена неоднократно обсуждались в рамках расширенных заседаний комитета, а также в ходе «круглого стола» на тему «О нормативно-правовом обеспечении качества общего образования в Российской Федерации: пути совершенствования» (11 апреля 2023 года), на выездном заседании комитета в г. Великий Новгород (10 июня 2023 года), на встречах сенаторов Российской Федерации с педагогической и родительской общественностью, студентами профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Несмотря на то, что процедура проведения ЕГЭ постоянно совершенствуются, и в настоящее время экзамен значительно отличается содержательно и технологически от проводимого десять лет назад (реализованы меры по обеспечению объективности проведения экзамена, в значительной степени изменена структура экзаменационных заданий, из заданий исключены тестовые вопросы и другие), он по‑прежнему вызывает широкую общественную дискуссию.
При этом среди наиболее частых замечаний отмечаются следующие:
влияние ЕГЭ на качество получаемого школьниками образования, организацию учебного процесса;
несоответствие содержания федеральных основных общеобразовательных программ содержанию экзаменационных материалов;
отсутствие корреляции между содержанием школьных учебников и экзаменационных заданий;
отсутствие в экзаменационных заданиях вопросов, проверяющих умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;
существование теневого рынка репетиторства.
Также активно обсуждается необходимость усиления образования технического профиля в целях обеспечения технологического суверенитета страны. В связи с этим Рособрнадзором прорабатывается вопрос о возможном сокращении вариативности учебных предметов, по которым можно представить результаты ЕГЭ для участия в конкурсе на поступление в вузы.
Помимо того ведомство обращает внимание на имеющиеся перегибы в части учета результатов дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности, о чем направлена соответствующая позиция в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
По информации Рособрнадзора, в настоящее время в обществе обсуждаются различные варианты совершенствования ЕГЭ, в том числе:
возможность проведения единого госэкзамена по существующей технологии для выпускников 11-х классов, планирующих поступление в вуз, а для не планирующих поступление в вуз – в формате государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике;
введение дополнительных обязательных предметов для сдачи ЕГЭ;
изменение названия «единый государственный экзамен»;
возможность поступления в вузы по результатам ЕГЭ выпускников профессиональных образовательных организаций;
введение вариативности форм государственной итоговой аттестации;
организация круглогодичной сдачи ЕГЭ и иные.
Ведомство готово участвовать в проработке обозначенных предложений в целях выработки наиболее оптимальных решений совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации.
На необходимость совершенствования механизма проведения ЕГЭ указал в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № ПР-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года Рособрнадзором проводится работа по включению в расписание дополнительных резервных дней для предоставления выпускникам возможности пересдачи единого госэкзамена по одному из учебных предметов по их выбору и использования результатов пересдачи при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования.
В дальнейшем для проведения работы по нормативному обеспечению модернизации процедур проведения государственной итоговой аттестации потребуется внесение соответствующих изменений:
в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 года № 233/552;
в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 года № 1076;
иные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений, комитет решил:
1. Принять к сведению информацию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по вопросу «О совершенствовании механизмов проведения единого государственного экзамена».
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации обеспечить своевременное исполнение подпункта «е» пункта 10 и подпункта «н» пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № ПР-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года.
3. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Министерству просвещения Российской Федерации:
обеспечить своевременное внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих начиная с 2024 года для участников единого государственного экзамена возможность пересдачи такого экзамена по одному из учебных предметов по их выбору и использования результатов пересдачи при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования;
продолжить работу по совершенствованию механизмов проведения государственной итоговой аттестации, предусмотрев в случае необходимости соответствующее нормативно-правовое обеспечение;
реализовать меры, направленные на обеспечение соответствия содержания федеральных основных общеобразовательных программ и содержания экзаменационных заданий, контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по этим программам.
4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный институт педагогических измерений»:
подготовить предложения по совершенствованию механизмов разработки и утверждения используемых при проведении государственной итоговой аттестации контрольно-измерительных материалов, их структуры и содержания, в том числе предусмотреть включение заданий, проверяющих умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;
реализовать меры, направленные на обеспечение соответствия содержания школьных учебников и содержания экзаменационных заданий, контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации.
5. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
сформировать в полном объеме открытый банк оценочных средств по обязательным общеобразовательным предметам для уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования в целях осуществления федерального государственного контроля качества образования и государственной аккредитации;
провести анализ и представить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре информацию о соответствии содержания федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования, содержания федеральных основных общеобразовательных программ и содержания контрольно-измерительных материалов.
5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Министерству просвещения Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный институт педагогических измерений» проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре об исполнении настоящих рекомендаций в срок до 15 сентября 2024 года.