Другие мероприятия

Расширенное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере охраны и использования объектов культурного наследия»

РЕШЕНИЕ

по вопросу «О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере охраны и использования объектов культурного наследия»

 

В соответствии с пунктом 5 Плана мероприятий (перечня поручений) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года, утвержденному решением Совета палаты от 5 марта 2024 года, Комитет заслушал информацию
статс-секретаря – заместителя Министра культуры Российской Федерации
Н.А. Преподобной о совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере охраны и использования объектов культурного наследия.

По итогам состоявшегося обсуждения Комитет решил:

1. Одобрить деятельность Министерства культуры Российской Федерации, направленную на снижение административных барьеров при сохранении объектов культурного наследия, в том числе в части законопроектной деятельности.

2. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

1) подготовить и направить в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре предложения по совершенствованию законодательства, имеющие целью устранение излишних административных барьеров и оптимизацию требований к сохранению объектов культурного наследия (далее — ОКН), в том числе касающиеся:

— закрепления в законодательстве понятия «текущего содержания» ОКН и упрощенного порядка проведения связанных с этим работ, не требующих получения разрешительных документов;

— разграничения государственной историко-культурной экспертизы
(далее — ГИКЭ) и государственной (строительной) экспертиз;

— разделения проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН на два вида — научно-проектную и рабочую документацию, а также проведения ГИКЭ только в отношении научно-проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН (проведение ГИКЭ в отношении рабочей документации не требуется);

— отмены выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению ОКН и переход на уведомительный порядок проведения работ по сохранению ОКН;

2) провести опрос субъектов Российской Федерации на предмет численности необоснованно включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр) объектов, не представляющих ценности в качестве культурного наследия;

3) разработать методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по исключению из Реестра объектов культурного наследия, которые находятся в состоянии полной физической утраты, а также объектов, необоснованно включенных в Реестр и не представляющих ценности в качестве культурного наследия;

4) при разработке долгосрочной Программы по сохранению объектов культурного наследия, рассчитанной на 20 лет, рассмотреть возможность выделить в отдельную программу объекты культурного наследия религиозного значения, в том числе расположенные в сельской местности, а также пострадавшие во время Великой Отечественной войны.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— провести инвентаризацию объектов культурного наследия;

— провести ревизию спорных объектов культурного наследия с участием муниципалитетов;

— при подготовке и направлении заявок на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия обратить особое внимание на малые города России и опорные населенные пункты, для которых не разработаны мастер-планы развития.

4. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре совместно с Министерством культуры Российской Федерации:

— сформировать рабочую группу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере охраны и использования объектов культурного наследия;

 — обеспечить применение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации методических рекомендаций по исключению из Реестра объектов культурного наследия, которые находятся в состоянии полной физической утраты, а также объектов, необоснованно включенных в Реестр и не представляющих ценности в качестве культурного наследия.