Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Образование в Новгородской области: от берестяной грамоты до высоких технологий»

РЕШЕНИЕ

по итогам выездного заседания

Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

в Новгородскую область на тему

«Образование в Новгородской области: от берестяной грамоты до высоких технологий»

 

10 июня 2023 года

г. Великий Новгород

 

Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, посетив образовательные организации, научно-технологические центры, объекты и учреждения культуры Новгородской области, рассмотрев вопросы развития региональной системы образования, науки и инноваций, обеспечения квалифицированными кадрами предприятий области, отмечают следующее.

В настоящее время сфера образования Новгородской области достаточно динамично развивается. Основным направлением ее развития является обеспечение единого образовательного пространства, выравнивание условий для качественного обучения в городских и сельских школах. Для решения этих задач регион активно строит новые инфраструктурные объекты образования и осуществляет ремонт имеющихся, реализует проекты по оснащению образовательной среды новым современным оборудованием, программным обеспечением, привлечению в систему образования профессиональных педагогических кадров.

Так, за счет мероприятий федерального проекта «Современная школа» в 80% сельских школ и школ малых городах Новгородской области созданы Центры образования «Точка роста», в которых более 18 000 обучающихся на современном оборудовании изучают биологию, химию, физику, информатику; проводятся уроки технологии и ОБЖ; предоставляется дополнительное образование и осуществляется проектная деятельность.

Также Новгородская область серьезно продвинулась в решении важной государственной задачи по организации образовательного процесса обучающихся в одну смену. По данным статистики в 2022/2023 учебном году в Новгородской области во вторую смену обучается всего 3 602 ребенка (5,35%).

В образовательных организациях области работают более 8 тысяч человек, учатся более 67 тысяч обучающихся. Консолидированный бюджет отрасли образования в 2022 году составил пятую часть областного бюджета.

Также на территории Новгородской области успешно реализуется региональная модель дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Масштабные изменения происходят в системе дополнительного образования.

Благодаря консолидации региональных и федеральных ресурсов, эффективному управлению отраслью, Новгородской областью по итогам мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2022 году достигнут серьезный результат – 11 место по России.

Также регион лидирует еще по ряду показателей, характеризующих состояние образовательной сферы. Так, в 2022 году Новгородская область заняла пятое место среди регионов России с наиболее высоким качеством приема в вузы. Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. При условии, что в целом по стране средний балл зачисления составил 68,6 баллов, средний балл совокупного приема в вузах Новгородской области составил 70,5.

Кроме того, за 2022 год прирост бюджетных мест в Новгородской области составил 31%, что является максимальным показателем по России. Абитуриенты из многих субъектов Российской Федерации делают выбор в пользу региона, что говорит о высоком качестве образования и предоставлении комфортных условий для обучения.

Более привлекательным для молодежи, в том числе из других регионов, становится профессиональное образование. Так, в 2022 году колледжи и техникумы области для поступления выбрали 92% выпускников 9-х классов, абитуриенты из 44 субъектов Российской Федерации и 6 стран СНГ.

Регион входит в ТОП-5 субъектов Российской Федерации по уровню синхронизации соответствия среднего профессионального образования потребностям экономики. С 2017 года доля трудоустроенных выпускников выросла на 14,6% и составила в 2021 году 72,6% (при плановом показателе 62,4%), в 2022 году – 79,3%.

В рамках новой концепции чемпионатного движения по профессиональному мастерству студентов среднего профессионального образования и школьников Новгородская область определена федеральной площадкой проведения Чемпионата высоких технологий, начиная с 2023 года.

Показывая определенные успехи, например, занимая первое место по созданию современных мастерских в системе СПО, Новгородская область сталкивается с определенными проблемами в отрасли.

Так, в общежитиях профессиональных образовательных организаций проживают 2 500 обучающихся. Вместе с тем фонд общежитий профессиональных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, составляет 23 здания на общую сумму 3 млрд. рублей. В связи с этим особой задачей представляется создание комфортных современных условий для проживания студентов путем проведения капитальных ремонтов зданий общежитий колледжей и техникумов.

В Новгородской области реализуется ряд образовательных и научных проектов, имеющих федеральное значение. Среди них следует отметить реализацию проекта «Город-Университет», который осуществляется под эгидой Администрации Новгородской области, администрации города Великого Новгорода и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Проект подразумевает интеграцию образовательной, научной, предпринимательской и промышленной инфраструктуры на городском и региональном уровнях. Среди целевых показателей проекта количество студентов НовГУ с 2018 года по 2024 год должно вырасти с 7 тыс. до 15 тыс. человек, доля иностранных студентов – с 7% до 15%, а количество преподавателей и научных сотрудников – с 328 до 1100 человек.

В рамках реализации проекта создаются новые учебные заведения – например, начавшая работу в 2022 году Новгородская техническая школа. Работа этой инновационной образовательной площадки нацелена на подготовку и переподготовку кадров для работы на высокотехнологичных производствах. При этом в регионе ведется целенаправленная работа для того, чтобы подготовленные кадры были востребованы непосредственно в области. Для решения, в том числе, и этой задачи, в 2021 году была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Новгородская».

Еще одним масштабным проектом стало создание студенческого кампуса мирового уровня. В декабре 2022 года Правительство Российской Федерации поддержало проект строительства такого кампуса в Великом Новгороде. Кампус рассчитан на 4 тысячи мест. Площадь планируемого кампуса составит около 75 тысяч кв. м. Общая стоимость проекта – 10 млрд. рублей, в том числе 6 млрд. рублей – субсидия из федерального бюджета. Строительство кампуса уже начато и планируется к завершению в 2026 году.

На системной основе поставлена работа по выявлению и поддержке талантливой молодежи, обеспечению качественного образования детей и подростков. Так, в 2023 году в Великом Новгороде на базе гимназии № 3 начал работу Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Новгородской области «Онфим», работа в котором организована по модели образовательного центра «Сириус». Также создан Боровичский кластер, который в основном специализируется на физкультурно-оздоровительных и познавательных проектах для школьников.

Несмотря на динамичное развитие системы образования, в Новгородской области сохраняются проблемы. Одна из них – дефицит педагогических кадров. По оценкам Минобразования Новгородской области образовательной отрасли не хватает более 200 педагогических работников. Для привлечения молодых специалистов вводятся новые меры поддержки. Так, с 2022 года установлена ежемесячная выплата в размере 10 тысяч рублей в первые 3 года работы педагогам, работающим на территории сельских населенных пунктов и малых городов; производится частичная компенсация стоимости проезда. Также с 2022 года выплачивается стипендия в размере 3 тысяч рублей студентам, заключившим договор о целевом обучении по направлению «Педагогическое образование». При этом, необходимо отметить, что этот вопрос остается острым не только для Новгородской области, и требует комплексного, системного решения.

Учитывая изложенное, важность и актуальность обсуждаемого вопроса, участники выездного заседания Комитета решили:

1. Одобрить опыт проводимой в Новгородской области работы по развитию системы образования, предложив субъектам Российской Федерации использовать его в своей деятельности.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1. Разработать и принять комплексную программу развития среднего профессионального образования, включая развитие инфраструктуры, строительства и капитального ремонта учебных зданий и общежитий профессиональных образовательных организаций, обновление материально-технической базы, увеличение объемов финансирования бюджетных мест с учетом заявок регионов на дефицитные специальности.

2.2. Рассмотреть вопрос о запуске федеральной программы по капитальному ремонту зданий дошкольных образовательных организаций.

2.3. Проработать вопросы:

о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части установления для застройщика обязанности возводить школы, детские сады с учетом числа жителей до начала или в процессе массового строительства жилых домов на выделенных земельных участках;

о дополнительных мерах поддержки молодых специалистов учреждений культуры, расположенных в сельской местности, в том числе путем запуска и реализации программы «Земский работник культуры».

2.4. Актуализировать перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 697, с учетом расширения специальностей и направлений подготовки, по которым существует степень ограничений обучения по здоровью и как последствие невозможность осуществлять трудовую деятельность в рамках прохождения практической подготовки, а также после окончания обучения.

3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о включении в число участников проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» организаций, реализующих программы дошкольного образования;

о включении в национальный проект «Образование» и (или) государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» мероприятий по формированию инклюзивной инфраструктуры в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;

об участии в национальном проекте «Образование» под брендом «Доброшкола» общеобразовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования.

4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 года № 1076, и в Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 года № 457, в части возможности учета для определенных категорий граждан, в том числе выпускников детских морских центров, в качестве индивидуальных достижений результаты обучения по программам профессионального обучения, по дополнительным общеобразовательным программам при поступлении на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования профильной направленности.

5. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность включения в национальный проект «Культура» мероприятий:

по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту культурно-досуговых учреждений, расположенных в городах и городской местности;

по строительству детских школ искусств в городах и городской местности;

по капитальному ремонту библиотек.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в региональных информационных системах доступности дошкольного образования возможность подачи родителями (законными представителями) единого заявления о приеме на обучение детей-близнецов.

7. Рекомендовать Правительству Новгородской области совместно с Ассоциацией индустрии детских товаров проработать вопрос о запуске региональной программы («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров, в целях решения проблемы по обеспечению дошкольных образовательных организаций безопасными детскими игрушками, пособиями, игровым оборудованием.

8. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлять мониторинг исполнения настоящего решения.