Другие мероприятия

IX Парламентский форум «Историко-культурное наследие России»

РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам IX Парламентского форума

«Историко-культурное наследие России»

 

21–22 сентября 2023 года

Республика Дагестан

 

Участники IX Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» на тему «Культурное наследие – основа межнационального взаимопонимания народов России» – сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов государственной власти, деятели культуры и искусства, представители научного и экспертного сообществ, традиционных для России конфессий, а также представители иностранных делегаций, рассмотрев основные вопросы повестки,

отмечают:

1. IX Парламентский форум «Историко-культурное наследие России» проводился в самом многонациональном и мультикультурном регионе страны – Республике Дагестан в год 100-летнего юбилея со дня рождения выдающегося поэта и общественного деятеля Расула Гамзатова, внесшего неоценимый вклад в развитие национальной культуры Дагестана и российской культуры в целом.

На территории России в течение многих столетий в дружбе и мире живут представители более 190 этносов, каждый из которых носитель культурной самобытности. Это нематериальное этнокультурное достояние – одно из главных средств сближения народов нашей страны, формирования национального самосознания, повышения духовно-нравственного уровня граждан, особенно подрастающего поколения.

В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия нашей страны 2022 год Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 745 был объявлен Годом культурного наследия народов России.

Важным событием Года культурного наследия народов России стало утверждение Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Согласно Основам реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей будет способствовать сбережению и приумножению народа России, сохранению общероссийской гражданской идентичности, развитию человеческого потенциала, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, укреплению законности и правопорядка, формированию безопасного информационного пространства, защите российского общества от распространения деструктивной идеологии, достижению национальных целей развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Во исполнение рекомендации резолюции VIII Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» принят разработанный сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 20 октября
2022 года № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), регулирующий отношения в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации как части культурного достояния ее народов, совокупности присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

В целях реализации Федерального закона № 402-ФЗ и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2023 года № 1277 создается федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, который будет содержать информацию об объектах – их местах бытования, носителях и хранителях, а также иные данные. Федеральный закон № 402‑ФЗ наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом формировать и вести аналогичные региональные реестры. В масштабах страны это позволит получить исчерпывающие сведения о культурном достоянии всех этносов, населяющих Россию.

В целях поддержки региональных учреждений культуры, чья деятельность направлена на сохранение и развитие народных традиций и этнокультурного достояния, в рамках реализации национального проекта «Культура» ведется работа по их модернизации и укреплению их материально-технического состояния. Только в 2022 году построено, реконструировано и капитально отремонтировано 336 культурно-досуговых учреждений в селах, закуплено 80 передвижных многофункциональных культурных центров – автоклубов, открыто 239 модельных муниципальных библиотек. Экспозиционно-выставочным и фондовым оборудованием оснащаются краеведческие музеи: в 2022 году 117 музеям на эти цели выделено 420 млн рублей, в 2023 году 316 музеям – 1,675 млрд рублей.

С учетом эффективности реализации национального проекта «Культура», а также приближения срока его завершения (2024 год) актуальным становится вопрос о продлении срока реализации указанного национального проекта.

Активная культурная перестройка и модернизация сферы культуры требуют значительного притока квалифицированных профессиональных кадров, в том числе в воссоединенные с Российской Федерацией Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область (далее – новые субъекты Российской Федерации). Вместе с тем дефицит работников сферы культуры в стране по прогнозу на 2024–2029 годы составляет более 19 тысяч специалистов. Частично проблема может быть решена путем реализации программы «Земский работник культуры», разработанной Министерством культуры Российской Федерации, при условии выделения из федерального бюджета в следующем бюджетном периоде необходимых финансовых средств.

2. Одним из главных способов решения задач по сохранению этнокультурного достояния народов России остается социально-экономическое развитие исторических поселений, которое предусмотрено в том числе Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.

В субъектах Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт реализации мер государственной поддержки социально-экономического развития исторических поселений, на территориях которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

В то же время необходимые условия для раскрытия потенциала развития исторических поселений, а также иных населенных пунктов, которые имеют большое историко-культурное значение для многонационального народа Российской Федерации, но не обладают соответствующим правовым статусом, пока недостаточно сформированы.

Очевидно, что для социально-экономического развития исторических поселений следует обратить внимание на создание четкого механизма их финансовой поддержки, в том числе из федерального бюджета.

Ограничения и обременения в отношении органов местного самоуправления и собственников объектов недвижимости в историческом поселении, а также отсутствие каких‑либо преимуществ (налоговых льгот, дополнительных возможностей привлечения инвесторов, приоритета при распределении межбюджетных трансфертов) не позволяют объектам туристской инфраструктуры (средствам размещения, кафе, ресторанам, сувенирным лавкам и другим) и транспортной системе эффективно функционировать и развиваться.

В связи с этим представляется важным наделить исторические поселения особым статусом, создать в их границах территории с преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности.

Одной из основных причин, сдерживающих территориальное развитие исторических поселений, является отсутствие у большинства из них (как федерального, так и регионального значения) утвержденных границ, предмета охраны, требований к градостроительным регламентам. Такая ситуация обусловлена отсутствием необходимого финансирования для проведения государственной историко-культурной экспертизы и разработки соответствующей проектной документации.

Среди ключевых проблем отмечается также неурегулированность вопроса о применении утвержденных режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах исторического поселения и в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Не менее важна интенсификация деятельности по выявлению в Республике Крым, новых субъектах Российской Федерации объектов культурного наследия (населенного пункта или его части) в целях их включения в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения.

3. В рамках IX Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» состоялось детальное обсуждение вопросов межнационального, межкультурного, межконфессионального взаимодействия и добрососедства государств и народов.

Углубление диалога между государством, обществом и представителями традиционных для России конфессий – необходимое условие мирного сосуществования людей разных национальностей, религий и культур.

Национальным парламентам, международным парламентским организациям и представителям гражданского общества принадлежит значимая роль в налаживании межцивилизационного взаимодействия между различными государствами и народами.

Стремление к формированию системы международных отношений, основанной на принципах многообразия традиций и культур, цивилизаций и моделей организации общества, опирающейся на единые для мировых религий и светских этических систем духовно-нравственные ориентиры, является неотъемлемой частью внешней политики Российской Федерации.

Важными задачами являются укрепление отношений добрососедства и взаимоуважения Российской Федерации с государствами – участниками Содружества Независимых Государств (далее – государства – участники СНГ) и странами Каспийского региона, сохранение многовековых цивилизационных и духовных связей народа России с народами этих государств, а также совместная работа по снижению уровня конфликтности и напряженности.

Особое значение имеет сопряжение усилий государств – участников СНГ и стран Каспийского региона по развитию межрелигиозного, межкультурного диалога и взаимопонимания, защите традиционных духовно-нравственных ценностей, а также совместному обеспечению сохранности и защиты историко-культурного наследия народов: мест поклонения, объектов всемирного наследия, исторических и культурных памятников.

Большое место в укреплении межнационального, межкультурного, межконфессионального взаимодействия и добрососедства государств – участников СНГ и стран Каспийского региона занимают побратимские связи между городами и сотрудничество общественных организаций.

В целях реализации предложений, выдвинутых в ходе дискуссий на IX Парламентском форуме «Историко-культурное наследие России», его участники рекомендуют:

1. В вопросах сохранения и поддержки многонациональной культуры России, а также укрепления и развития традиционных духовно-нравственных ценностей

1.1. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность продления срока реализации национального проекта «Культура» до 2030 года;

2) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов бюджетные ассигнования:

на реализацию программы «Земский работник культуры» с учетом территорий новых субъектов Российской Федерации;

на оказание поддержки новым субъектам Российской Федерации для восстановления и модернизации учреждений культуры с особым вниманием к развитию домов народного творчества и клубных учреждений
в сельской местности;

на финансирование мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия федерального значения, которые входят
в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Цитадель, старый город
и крепостные сооружения Дербента», включая объект культурного наследия «Джума-мечеть, VIII в.»;

3) ускорить принятие Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации и плана ее реализации;

4) проработать вопрос об оснащении региональных и муниципальных культурно-досуговых учреждений национальными музыкальными инструментами;

5) рассмотреть вопрос о реализации проекта реконструкции одного из зданий Российского этнографического музея в целях размещения многофункционального Центра коллекций;

6) рассмотреть возможность установления в Российской Федерации единого Дня фольклора.

1.2. Министерству культуры Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о включении в национальный проект «Культура» мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту, материально-техническому обеспечению региональных домов (центров) народного творчества, а также по строительству и капитальному ремонту культурно-досуговых учреждений, расположенных в городах областного значения и городской местности;

2) проработать вопрос о реализации мероприятий по реставрации и ремонту выставочных залов Российского этнографического музея;

3) разработать по аналогии с проектами «Большие гастроли» и «Мы – Россия» программу поддержки межрегиональных гастролей коллективов народного творчества;

4) рассмотреть вопрос о федеральной поддержке культурных проектов, фестивалей традиционной культуры и других значимых творческих проектов в сфере народного творчества, проводимых в субъектах Российской Федерации;

5) подготовить предложения по включению в план реализации Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации мероприятия по созданию современных видеоформатов и интерактивных мультимедийных продуктов на тему этнокультурного достояния Российской Федерации в целях дальнейшего их использования в учреждениях культуры.

1.3. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопрос о законодательном закреплении понятий «школьный музей» и «музей образовательной организации».

1.4. Российской академии наук во взаимодействии с органами государственной власти Республики Дагестан проработать вопрос об установлении истинного возраста исторического поселения Дербента.

1.5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) актуализировать законодательство субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона № 402-ФЗ;

2) проработать вопросы, связанные с формированием региональных реестров объектов нематериального этнокультурного достояния, в том числе с участием соответствующих экспертных советов, ведущих ученых
и практиков;

3) поддерживать фестивальные и учебно-творческие практики, которые вносят значимый вклад в укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей народов России;

4) реализовывать на региональном и муниципальном уровнях дополнительные меры поддержки хранителей и носителей нематериального этнокультурного достояния;

5) проработать вопрос о модернизации материально-технической базы региональных домов (центров) народного творчества, включая их обеспечение современными концертными и выставочными площадками, информационной инфраструктурой;

6) создавать необходимые условия для расширения участия институтов гражданского общества, прежде всего национально-культурных автономий, национальных и межнациональных общественных объединений, религиозных организаций, а также других некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, в решении задач государственной национальной политики;

7) содействовать организации в региональных учреждениях культуры (домах культуры, библиотеках) программ этнографического просвещения под эгидой Российского этнографического музея и Ассоциации этнографических музеев России.

2. В вопросах учета решения задач по сохранению этнокультурного достояния народов России в процессе развития исторических поселений

2.1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о предоставлении субсидий субъектам Российской Федерации, на территории которых действуют льготы по региональным и местным налогам для собственников (пользователей) объектов культурного наследия, выполняющих работы по содержанию и сохранению памятника истории и культуры в надлежащем техническом и архитектурно-историческом состоянии, а также для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территориях исторических поселений;

о предоставлении субъектам Российской Федерации, на территории которых расположены исторические поселения федерального значения, межбюджетных трансфертов в целях финансирования разработки проектов предметов охраны и границ территорий исторических поселений федерального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

о включении в комплексную программу модернизации коммунальной инфраструктуры отдельного мероприятия, предусматривающего софинансирование работ по реставрации объектов культурного наследия в исторических поселениях;

о реализации механизма, обеспечивающего право собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального значения, вложивших средства в работы по их реставрации, на возмещение из федерального бюджета понесенных ими затрат;

об ускорении подготовки и утверждения положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации;

об оптимизации процедуры определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия на земельных участках, расположенных в границах территорий исторических поселений и подлежащих воздействию хозяйственных работ.

2.2. Министерству культуры Российской Федерации:

1) ускорить работу по утверждению предметов охраны объектов культурного наследия и границ территорий исторических поселений федерального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах, предусмотрев их утверждение в отношении всех исторических поселений федерального значения;

2) рассмотреть вопросы:

о конкретизации требований к исторически ценным градоформирующим объектам, которые расположены в границах исторических поселений и не являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации;

о содействии органам государственности власти субъектов Российской Федерации в расширении перечня исторических поселений регионального значения;

3) проработать в целях совершенствования института государственной историко-культурной экспертизы (далее – ГИКЭ) вопросы:

о создании федерального учреждения по проведению ГИКЭ с его филиалами в субъектах Российской Федерации;

о формировании общероссийского (федерального) реестра проводимых ГИКЭ для обеспечения прозрачности результатов;

об установлении единых стандартов проведения ГИКЭ;

о выработке единых подходов к формированию стоимости ГИКЭ.

2.3. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке программы продвижения исторических поселений федерального значения как точек туристского притяжения.

2.4. Министерству культуры Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Российской академии наук, Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» рассмотреть вопросы:

о поддержке на постоянной основе коллективов и отдельных граждан, в том числе в исторических поселениях, деятельность которых направлена на сохранение традиционных народных художественных промыслов и устного народного творчества как объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и этнокультурного достояния народов Российской Федерации;

о содействии производству документальных фильмов просветительского характера об исторических поселениях федерального и регионального значения;

о разработке методических рекомендаций по установлению критериев и порядка отнесения зданий и сооружений к исторически ценным градоформирующим объектам, а также определению порядка проведения и видов допустимых работ на таких объектах;

об обеспечении устойчивого развития исторических поселений и иных населенных пунктов, обладающих историческим и культурным наследием, имеющим особое значение для истории и культуры Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в целях сбалансированного пространственного развития Российской Федерации в части сокращения межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, расширения географии экономического роста, предусматривающего, в частности, снижение концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях;

о совершенствовании механизмов обеспечения развития исторических поселений, в том числе социально-экономического и инфраструктурного развития;

об обеспечении для исторических поселений налоговых льгот, дополнительных возможностей привлечения инвесторов, приоритета при распределении межбюджетных трансфертов и иных преимуществ, а также о наделении муниципальных образований, на территории которых расположены исторические поселения, особым статусом с созданием в их границах территории с преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности;

об отнесении к приоритетам государственной культурной политики Российской Федерации наряду с историческими поселениями историко-культурных ландшафтов и подготовке предложений о законодательном закреплении понятия «историко-культурный ландшафт», создании необходимых условий для реализации потенциала развития историко-культурных ландшафтов, которые имеют большое историко-культурное значение, а также о придании указанным ландшафтам соответствующего правового статуса;

о продолжении осуществления на территориях Республики Крым, новых субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на выявление объектов культурного наследия (населенного пункта или его части) в целях их включения в перечни исторических поселений федерального или регионального значения;

об обеспечении дальнейшей поддержки мероприятий по сохранению и популяризации местной культуры и традиций малых исторических поселений;

о подготовке предложений о целесообразности наделения муниципальных образований, на территории которых расположены исторические поселения, особым статусом по аналогии с наукоградами Российской Федерации и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения и развития исторических поселений, а также координации мероприятий по государственной поддержке муниципальных образований, на территории которых расположены исторические поселения.

2.5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность формирования единого портала данных о реализованных проектах создания комфортной городской среды в муниципальных образованиях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в целях тиражирования практик, разработанных
в ходе реализации указанных проектов;

2) подготовить предложения о правовом регулировании реализации проектов комплексного развития территорий, которые затрагивают объекты культурного наследия и их территории.

2.6. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены исторические поселения, провести анализ транспортной доступности исторических поселений с учетом их удаленности от основных маршрутов регулярных перевозок и принять меры по обеспечению транспортной связанности исторических поселений с опорной сетью автомобильных дорог Российской Федерации.

2.7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения по внесению изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2019 года № 1679, в части приоритизации поддержки народных художественных промыслов в исторических поселениях в целях обеспечения экономического развития исторических поселений, продвижения региональных и национальных брендов.

2.8. Федеральному агентству по делам национальностей при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Российской академии наук обратить особое внимание на разработку методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по популяризации роли исторических поселений в формировании и сохранении этнокультурного облика многонационального народа Российской Федерации.

2.9. Общественной палате Российской Федерации во взаимодействии с общественными палатами субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о поддержке деятельности общественных организаций, содействующих сохранению исторических поселений как части этнокультурного наследия народов Российской Федерации;

об актуализации образовательной, просветительской и патриотической работы с молодежью по вопросам сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;

о поддержке общественных инициатив, направленных на расширение перечней исторических поселений федерального и регионального значения.

2.10. Российской академии наук рассмотреть вопросы:

о подготовке предложений по расширению перечней исторических поселений федерального и регионального значения в контексте сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

об активизации научно-просветительской работы в целях популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, в том числе с использованием потенциала исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения, а также населенных пунктов, обладающих объектами культурного наследия федерального, регионального и местного значения;

о проведении комплексных научных исследований по уточнению периода образования исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения как населенных пунктов (поселений).

3. В вопросах межнационального, межкультурного и межконфессионального взаимодействия и добрососедства государств
и народов

3.1. Федеральному Собранию Российской Федерации уделять приоритетное внимание вопросам законодательного обеспечения защиты, сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации в сферах образования, воспитания, культуры, молодежной политики, а также в сферах теле- и радиовещания, массовых коммуникаций, включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

3.2. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по делам национальностей:

1) продолжить работу по противодействию на международном уровне разжиганию ненависти, ксенофобии и экстремизма, в том числе путем ежегодного внесения резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»;

2) прилагать усилия на международном уровне во взаимодействии с заинтересованными государствами – участниками СНГ и странами Каспийского региона по противодействию разжиганию религиозной нетерпимости и оскорблению чувств верующих;

3) содействовать расширению межкультурного диалога по линии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), участию представителей органов государственной власти Российской Федерации в мероприятиях и программах, проводимых по линии ЮНЕСКО, в том числе в рамках Международного десятилетия языков коренных народов (2022–2032 годы), сети Глобальных геопарков ЮНЕСКО и сети ассоциированных школ ЮНЕСКО и кафедр ЮНЕСКО;

4) проработать вопрос о возможности возобновления деятельности в Республике Дагестан Комитета Республики Дагестан по делам ЮНЕСКО при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

3.3. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее – Россотрудничество):

1) уделять приоритетное внимание поддержке распространения русского языка и укреплению его позиций как языка международного общения;

2) продолжить взаимодействие с государствами – участниками СНГ и странами Каспийского региона по вопросу расширения возможностей и качества преподавания русского языка и учебных предметов на русском языке.

3.4. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничеству, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации содействовать реализации инициатив по включению выдающихся памятников культуры государств – участников СНГ и стран Каспийского региона в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

3.5. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Россотрудничеству, органам государственной власти Республики Дагестан содействовать реализации туристического потенциала Республики Дагестан путем организации совместных с государствами – участниками СНГ и странами Каспийского региона трансграничных туристических маршрутов.

3.6. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Россотрудничеству, Федеральному агентству по делам национальностей последовательно выступать в поддержку обеспечения реализации сохранности и безопасности историко-культурного наследия народов, против провокационных акций в отдельных недружественных государствах по осквернению священных книг и религиозных святынь мировых религий, отмене русского языка и культуры России, дерусификации произведений искусства, демонтажу памятников истории и культуры.

3.7. Федеральному агентству по делам национальностей совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации рассмотреть возможность разработки концепции информационного сопровождения государственной национальной политики, направленной на популяризацию опыта добрососедских отношений народов России, в том числе в зарубежной аудитории.

3.8. Федеральному агентству по делам национальностей:

1) продолжить работу по расширению диалога между представителями государства и общества, укреплению взаимодействия между представителями национально-культурных объединений и органов власти всех уровней путем содействия открытию отделений Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» в субъектах Российской Федерации;

2) принимать меры по укреплению гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей.

3.9. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральному агентству по делам национальностей рассмотреть возможность создания в Республике Дагестан международного молодежного круглогодичного лагеря по аналогии с Международным детским центром «Артек».

3.10. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Федеральному агентству по делам национальностей, Федеральному агентству по делам молодежи, Россотрудничеству активизировать работу:

по формированию совместно с партнерами из государств – участников СНГ и стран Каспийского региона консолидированной позиции по актуальным вопросам сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей народов;

по реализации совместных социально значимых проектов, в том числе международных, по работе с молодежью, патриотическому воспитанию и развитию волонтерского движения.

3.11. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничеству:

1) способствовать расширению участия российских некоммерческих организаций международной направленности в реализации Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 года № 611;

2) продолжить оказывать содействие российским городам и муниципальным образованиям в налаживании побратимских связей с городами в государствах – участниках СНГ и странах Каспийского региона.