Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Актуальные вопросы подготовки востребованных квалифицированных кадров для обеспечения экономики регионов Дальнего Востока»

РЕШЕНИЕ

по итогам выездного совещания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Актуальные вопросы подготовки востребованных квалифицированных кадров для обеспечения экономики регионов Дальнего Востока »

 

17 мая 2023 года

г. Владивосток

 

Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре — сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Приморского края, Дальневосточного федерального университета, Дальневосточного отделения Российской академии наук, реального сектора экономики и образовательных организаций, рассмотрев комплекс вопросов по подготовке востребованных квалифицированных кадров для обеспечения экономики регионов Дальнего Востока, отмечают следующее.

В современных условиях все большее значение приобретает формирование комплексных подходов к развитию отечественной системы образования в целях кадрового обеспечения потребностей экономики и научно-технологического развития субъектов Российской Федерации.

Тема образования сегодня касается каждого четвертого дальневосточника и, в совокупности, включая дошкольные, школьные, средние и высшие учебные заведения, охватывает почти 2 миллиона человек.

Среди субъектов Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО) Приморский край занимает первое место по оттоку населения, со значительным отрывом опережая Республику Саха, Хабаровский край и Республику Бурятию. По оценкам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю население региона сокращается примерно на 10 000 человек в год и при сохранении тенденции к 2030 будет составлять 1 785 854 (от 1 884 584 в 2021 году). Анализ возрастного состава граждан, уезжающих из Приморского края, показал, что наибольшая доля приходится на возрастную группу от 30 до 34 лет, участники которой предположительно имеют детей школьного возраста, заинтересованы в обеспечении детей качественным образованием, а половину состава группы 15–19 лет составляют молодые люди в возрасте 17–18 лет, выезжающие из региона, вероятнее всего, с образовательными целями.

В регионах ДФО вопросы предотвращения оттока молодежи, повышения их заинтересованности в получении образования и дальнейшем трудоустройстве в своих регионах особенно актуальны, что обусловлено как возрастающими кадровыми потребностями в связи с интенсивным развитием экономики, созданием новых предприятий в особых экономических зонах и повышением инвестиционной привлекательности ДФО, так и со спецификой округа, требующей дополнительных мер по обеспечению комфортных условий и повышению социальной привлекательности проживания на территории макрорегиона.

По данным Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики прогноз дополнительной кадровой потребности ключевых отраслей экономики регионов Дальнего Востока и Арктики на 2023–2027 годы, представленный 1300 предприятиями этих регионов, составляющими суммарно 33,9 % среднесписочной численности и 30,9 % выручки, составляет 80 620 человек.

Существующая на сегодняшний день система подготовки кадров в регионах Дальневосточного федерального округа, в частности в Приморском крае, неспособна в полной мере обеспечить кадровые потребности экономики.

Зафиксированы проблемы в сфере школьного образования, существенным образом влияющие на качество образования, особенно по предметам естественно-научного блока. Одним из ключевых факторов, напрямую влияющих на качество общего образования, являются педагогические кадры – их профессионализм и кадровая обеспеченность системы в целом.

Вместе с тем, необходимо отметить наличие у школьников региона высокого потенциала, который проявляется, например, при системной работе профильных и специализированных классов общеобразовательных школ и классов на базе Дальневосточного федерального университета (далее — ДВФУ) по организации углубленного освоения программ основного общего образования в Университетской школе и Гимназии ДВФУ, по выявлению одаренных детей и дальнейшему развитию их способностей в рамках профориентационных, конкурсных, краткосрочных обучающих мероприятий. Об эффективности реализации ДВФУ в партнерстве с Правительством Приморского края и Администрацией г. Владивостока указанного комплекса мер свидетельствует успешное выступление команд и индивидуальных участников от Приморского края в Национальной технологической олимпиаде – за 5 лет участия показатели участия региона значительно выросли: Приморский край вошел в топ регионов по числу победителей и призеров Национальной технологической олимпиады школьников, наряду с Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Новосибирской областью.

С 2022 года началась системная работа с талантливыми ребятами на базе Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Приморье», что, в том числе позволило качественно улучшить подготовку школьников к олимпиадам всероссийского масштаба.

Несмотря на принимаемые меры, отсутствие комплексных подходов к развитию системы образования на территории Приморского края приводит к возникновению следующих вызовов:

— риск, что региону не хватит кадрового потенциала (с одной стороны – отток, с другой – слабая подготовка) для реализации намеченных планов по развитию региона и уже осуществляемых проектов развития;

— устаревшие модели управления общеобразовательными организациями, проектирования и реализации образовательного процесса, что ведет к низкому качеству базовой школьной подготовки и отсутствию системы и среды, позволяющей в полной мере проявлять потенциал и развивать таланты школьников;

— высокая доля педагогов предпенсионного и пенсионного возраста при отсутствии системы обеспечения преемственности и передачи накопленного опыта и одновременно — отсутствие педагогических компетенций у студентов и выпускников естественно-научного блока;

— слабая интеграция общего образования со средним и высшим образованием;

— недостаточность планомерного взаимодействия образовательных организаций с работодателями.

Все это приводит к тому, что компетенции выпускников не соответствуют запросам ключевых работодателей макрорегиона, возникает необходимость доучивать сотрудников на рабочем месте. В Приморском крае по данным Росстата в среднем 72,5 % выпускников со средним специальным и высшим образованием находят работу по специальности, самый низкий показатель у выпускников бакалавриата — всего 38,5 %.

Учитывая проблемы и задачи развития системы образования, а также с целью обеспечения непрерывной связи науки, образования и производства, для повышения качества подготовки будущих специалистов, интеграции образовательного процесса с реальной практикой производства в Приморском крае разработана и утверждена Концепция кластерной политики в системе образования. Это стратегическая образовательная инициатива, целью которой является обеспечение непрерывной связи науки, образования и производства, повышения качества подготовки будущих специалистов за счет интеграции лучших практик общего, среднего, высшего и дополнительного образования и погружения в профильные программы индустрии, что обеспечивает высокое качество учебного процесса и формирование высокой мотивации обучающихся, позволяющей им в дальнейшем реализовать себя в соответствующей деятельности в компаниях реального сектора экономики на территории ДФО.

В результате продвижения кластерной политики в рамках региональных проектов Приморского края (с бюджетом 250 млн. рублей) поставлено современное оборудование в 22 учебных класса для кабинетов физики, химии, биологии, технологии, робототехники, модернизированы школьные учебные лаборатории, более 120 учителей повысили уровень своей квалификации. В целом в системе «Образование» наблюдается рост бюджетных назначений на 87,4% (от бюджета в 20,7 млрд. рублей в 2018 году к 38,8 млрд. рублей в 2023 году). Данные меры позволяют сформировать эффективную систему работы с обучающимися в профильных классах вне зависимости от места проживания и от достатка семьи, создавая равные условия обучения для каждого ребенка, обеспечивающего получение качественного и образования.

Данная стратегическая инициатива открывает новые возможности для развития системы образования, но принимаемых мер недостаточно для того, чтобы перейти из «догоняющей модели» в модель «опережающего» образования. Необходимы более масштабные инвестиции в образование для масштабирования успешного опыта и выравнивания возможностей каждого ребенка в получении качественного образования в Приморском крае.

В то же время участники заседания отмечают широкие возможности для получения среднего профессионального и высшего образования на территории Приморского края. Систему среднего профессионального образования в регионе представляет 41 профессиональная образовательная организация и 6 вузов, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО). В целом по программам СПО обучается около 47,5 тыс. человек. Подготовка кадров в краевых профессиональных образовательных учреждениях осуществляется более чем по 100 специальностям и профессиям. В Приморском крае сосредоточен самый большой удельный вес студентов и преподавателей среднего профессионального образования на Дальнем Востоке.

Из 15 образовательно-производственных кластеров, создаваемых в Дальневосточном федеральном округе в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет», 5 — на территории Приморского края. В перспективе планируется вовлечение всей системы СПО Приморского края в образовательную среду «Профессионалитета». В 2022 году открыты кластеры по направлениям «Машиностроение (судостроение)» и «Сельское хозяйство» с привлечением федерального и краевого финансирования в объеме 263,04 млн рублей. В 2023 году будут созданы три образовательно-производственных центра по направлениям: «Машиностроение (железнодорожное)», «Строительство», «Морской транспорт» с объемом регионального финансирования 145 млн. рублей.

Образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования на территории Приморского края осуществляют 7 государственных и муниципальных образовательных организаций, в их числе один из крупнейших и ведущих вузов не только Дальнего Востока, но и России в целом — ДВФУ.

ДВФУ берет на себя задачу реализации кластерной политики в системе образования, разрабатывая и тиражируя успешные практики подготовки кадров от школьного образования до подготовки кадров высшей квалификации в тесной кооперации с компаниями региона.

Всего в ДВФУ на 2022/2023 учебный год запущено в реализацию 760 образовательных программ высшего образования (разных годов набора), в том числе 391 программа бакалавриата, 93 программы специалитета, 241 программа магистратуры, 35 программ ординатуры. В 2022 году в рамках реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» создано новое научно-образовательное структурное подразделение ДВФУ Передовая инженерная школа «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем».

Успешный пример взаимодействия ДВФУ с бизнес-партнером в интересах экономики регионов ДФО — открытие ПАО Сбербанк на базе ДВФУ совместных образовательных программ магистратуры и дополнительного профессионального образования по формированию цифровых компетенций, создание Дальневосточного центра искусственного интеллекта.

Текущее состояние и потенциальные возможности образовательной системы Приморского края позволяют рассматривать данный субъект Российской Федерации в качестве пилотной площадки по реализации комплексной программы развития образования в ДФО.

Учитывая важность подготовки востребованных квалифицированных кадров для обеспечения экономики регионов Дальнего Востока, значимую роль ДВФУ в этом процессе, а также потенциал образовательной системы Приморского края, участники выездного заседания комитета решили:

1. Поддержать предложения Приморского края и ДВФУ по формированию комплексной программы развития образования на территории Приморского края.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) совместно с органами государственной власти Приморского края проработать вопрос о формировании и пилотной реализации на территории Приморского края комплексной программы развития образования для регионов ДФО, направленной на предотвращение оттока населения из дальневосточных регионов и предусматривающей решение следующих задач:

— обеспечение высокого качества образования на всех уровнях подготовки: от дошкольного до высококвалифицированного специалиста;

— комплексное развитие сети образовательных организаций и образовательной инфраструктуры для обеспечения доступности общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья обучающихся;

— повышение престижа профессии учителя, в том числе путем расширения мер социальной поддержки педагогических работников;

— обеспечение реализации Концепции кластерной политики в системе образования Приморского края;

— развитие на основе существующих наработок, в том числе ДВФУ, комплексной системы выявления, поддержки, сопровождения талантливых детей и молодежи;

— обеспечение ранней профориентации и повышение практикоориентированности подготовки кадров посредством вовлечения в образовательный процесс бизнес-структур, промышленных предприятий, научных организаций;

— расширение взаимодействия на постоянной основе образовательных организаций высшего образования с общеобразовательными организациями;

— развитие системы профессионального образования с учетом долгосрочных прогнозов кадровых потребностей экономики регионов ДФО;

— совершенствование системы подготовки педагогических кадров, в том числе на основе мониторинга текущего состояния указанной системы и актуальных кадровых потребностей в сфере образования;

2) при разработке комплексной программы развития образования, указанной в пункте 1 настоящей части, учесть опыт реализации государственной программы города Москвы «Столичное образование», в том числе успешные практики:

— поддержки учителей, организации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

— внедрения комплексной оценки общеобразовательных организаций;

— внедрения механизмов формульного финансирования общеобразовательных организаций;

— обеспечения информационной открытости деятельности общеобразовательных организаций;

— методического обеспечения деятельности общеобразовательных организаций, в том числе на основе обмена опытом и тиражирования лучших практик;

— развития системы дополнительного образования детей, системы профориентации и предпрофессионального образования;

3) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации ДФО рассмотреть возможность тиражирования на регионы ДФО опыта разработки и реализации комплексной программы развития образования, указанной в пункте 1 настоящей части;

4) рассмотреть возможность введения целевого субсидирования проезда студентов, обучающихся на территории ДФО, от мест обучения до мест постоянного проживания за пределами ДФО и обратно.

3. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) проработать вопрос о совершенствовании механизмов учета потребностей субъектов Российской Федерации и возможностей вузов при формировании контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) рассмотреть возможность предоставления права лицам, обучающимся по образовательным программам высшего образования, занимать учебно-вспомогательные должности в образовательных организациях высшего образования и научных учреждениях.

4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

1) разработать комплекс мер по преодолению кадрового дефицита педагогических работников в образовательных организациях с учетом категорий этих организаций и мест их расположения, в том числе в малых городах и сельских территориях;

2) рассмотреть возможность предоставления обучающимся выпускных курсов системы среднего профессионального образования права осуществления педагогической деятельности по профилю получаемого образования.

5. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти Приморского края рассмотреть возможность пилотной апробации на территории Приморского края долгосрочной комплексной программы развития среднего профессионального образования в Российской Федерации.

6. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации ДФО:

1) учитывать демографические тенденции, в том числе численность обучающихся 9 классов при формировании и распределении общего объема контрольных цифр приема в системе среднего профессионального образования;

2) рассмотреть вопрос увеличения нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального образования.

7. Рекомендовать ПАО «Сбербанк» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Приморского края рассмотреть вопрос о целесообразности реализации на территории Приморского края образовательного проекта ПАО «Сбербанк» «Школа 21», направленного на формирование цифровых компетенций и обеспечение кадровых потребностей IT‑сферы экономики региона.