РЕШЕНИЕ
по итогам совещания на тему
«Роль образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии страны» (совместно с Московским физико-техническим институтом (национальным исследовательским университетом)
30 марта 2023 года
Заслушав и обсудив при участии председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, членов Комитета информацию представителей Минобрнауки России, ректоров ведущих технических вузов Российской Федерации (Московского физико-технического института (национального исследовательского университета), Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана), представителей других вузов, а также представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о роли образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии страны Комитет рекомендует:
1. Правительству Российской Федерации-рассмотреть возможность:
— применения для организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, налоговых льгот по аналогии с льготами, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» для поддержки перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий;
— внесения изменений в пункт 2 части 3 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения порядка применения налога на прибыль – снижение порогового объема доходов от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок с 90% до 80% либо расширение базы порогового объема доходов за счет включения в них доходов от научно-технических и консультационных услуг.
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
2.1. Обеспечить тиражирование лучших практик ведущих технических университетов России, включая реализацию совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов в региональных университетах Российской Федерации на базе исследовательских и образовательных компетенций ведущих технических университетов (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МИФИ и др.) в интересах развития кадрового потенциала регионов и повышения конкурентоспособности высокотехнологичного сектора экономики России;
2.2. В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (далее – Программа):
развивать межвузовскую кооперацию, интеграцию образовательных организаций высшего образования с академическими институтами, взаимодействие с центрами одаренных детей;
совершенствовать формат взаимодействия образовательных организаций высшего образования — субъектов Российской Федерации — бизнеса;
обеспечить вовлеченность студентов в процесс реализации Программы;
актуализировать показатели Программы, сместив акцент в сторону обеспечения серийного выпуска результатов НИОКР на предприятиях реального сектора экономики;
рассмотреть вопрос о проведении конкурсов, направленных на поддержку отдельных креативных проектов образовательных организаций высшего образования;
стимулировать внедрение на региональном уровне лучших практик ведущих технических университетов России, разрабатываемых и реализующихся при выполнении государственных программ «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы» и других, включая стратегический проект «Университет для университетов»;
рассмотреть создание сетевой модели распределённого образовательного пространства по инженерным направлениям подготовки и специальностям в интересах предприятий реального сектора экономики – партнёров ведущих технических университетов, обеспечивающего развитие кадрового потенциала в регионах России;
обеспечить создание актуального методического обеспечения для трансформации инженерного образования на основе уникальных методик и развитие портфеля курсов дополнительного инженерного образования; рассмотреть возможность формирования и постоянную актуализацию портфеля программ повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы и среднего профессионального образования по инженерным дисциплинам, в том числе с применением цифровых образовательных технологий.
3. Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
активнее включать вузы, научные организации в производственные кооперационные цепочки для решения задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.