Другие мероприятия

Совещание на тему «О повышении привлекательности российского образования для иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации»

РЕШЕНИЕ

по итогам совещания на тему

«О повышении привлекательности российского образования для иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации»

 

19 апреля 2023 года

Заслушав и обсудив информацию представителей Россотрудничества, МИД России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минздрава России Главного управления по вопросам миграции МВД России о повышении привлекательности российского образования для иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, участники совещания отмечают следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ежегодная квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с каждым годом увеличивается (в 2021 году не превышает 18 тыс. человек, в 2022 году – 23 тыс. человек и начиная с 2023 года – 30 тыс. человек).

Таким образом, в 2023 году объем квоты Правительства Российской Федерации увеличился практически в два раза

Квоты на обучение были выделены 184 иностранным государствам, в приеме 2022/23 учебного года принимали участие граждане 168 стран.

Всего в рамках приемной кампании 2022/23 учебного года освоено 23 844 места.

В 2022/23 учебном году на обучение по программам бакалавриата принято 12 198 чел., по программам специалитета – 3 261 чел., по программам магистратуры – 5 206 чел. На обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка, интернатура, адъюнктура) принято 2 658 чел., по программам дополнительного профессионального образования – 479 чел., по программам среднего профессионального образования – 42 чел. Наибольшее количество принятых на обучение иностранных граждан из Украины (5 290 чел.), Китая (1 158 чел.), Белоруссии (1 125 чел.), Казахстана (1 124 чел.), Таджикистана (1 086 чел.), Узбекистана (1 016 чел.), Вьетнама (993 чел.), Сирии (802 чел.), Афганистана (725 чел.) и Киргизии (673 чел.).

Таким образом, в последние годы наблюдается рост числа обучающихся, главным образом из стран СНГ, желающих получить российское образование. При этом следует отметить, что в связи с внешнеполитической ситуацией в мире наблюдается резкое сокращение количества обучающихся в Российской Федерации из стран Запада.

В ходе приемной кампании 2022/23 учебного года самыми востребованными направлениями подготовки и специальностями среди иностранных граждан стали: экономика, лечебное дело, менеджмент, юриспруденция, лингвистика, международные отношения, программная инженерия, информатика и вычислительная техника, филология, и психология.

Лидерами по числу принятых иностранных граждан на обучение в пределах квоты традиционно стали такие образовательные организации, как Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Южный федеральный университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Казанский (Приволжский) федеральный университет, а также Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова.

На 2023/24 учебный год на отбор на обучение по результатам международных олимпиад и конкурсов выделено 7 500 квотных мест.

В целях увеличения привлекательности российского образования на 2022/23 и 2023/2024 учебные года Минобрнауки России были сформированы перечни олимпиад школьников и олимпиад для лиц, претендующих на обучение по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры.

В приеме на обучение по результатам олимпиад и конкурсов в 2022/23 учебном году участвовали граждане из 135 иностранных государств.

Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2021 г. № 930 «О внесении изменений в Порядок отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также предъявляемые к ним требования, утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 3 ноября 2020 г. №2 1378» были внесены изменения, согласно которым, начиная с 2022/23 учебного года право на приоритетное включение в число кандидатов, отобранных на первом этапе отбора в рамках Плана приема, предоставляется, в том числе победителям национальных (общегосударственных) олимпиад по общеобразовательным предметам, проводимых государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

В целях реализации системы грантовой поддержки талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства в 2022 году Правительством Российской Федерации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2022 г. № 1352 «О грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации».

Данный проект будет реализован в рамках федерального проекта «Россия – привлекательная для учебы и работы страна» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Грантовая поддержка иностранных граждан будет предоставляться на ежегодной основе начиная с 2025 года.

С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:

1. Принять к сведению информацию о повышении привлекательности российского образования для иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.

2. Рекомендовать заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:

обеспечить гибкое распределение квот на обучение иностранных граждан с учетом смещения страновых векторов российской внешней политики в сторону стран СНГ, Африки, Азии, ближнего Востока, и Латинской Америки;

обеспечить принятие последовательных системных мер для стимулирования интереса к русскому языку с созданием условий для его изучения иностранными абитуриентами, предусмотрев в них в том числе меры, направленные на продвижение русского языка за рубежом, на качество подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах федеральных государственных образовательных организаций;

рассмотреть возможность разработки специальных образовательных программ для иностранных обучающихся, адаптированных под особенности и потребности конкретных регионов и стран;

обеспечить доступность современных общежитий для иностранных студентов;

принять меры, направленные на исключение приглашения вузами на обучение иностранных граждан, которые не ставят впоследствии целью своего пребывания в Российской Федерации обучение в российских образовательных организаций;

повысить качество работы структурных подразделений вузов, отвечающих за международное сотрудничество;

обеспечить развитие договорной базы с иностранными государствами в сфере образования;

разработать комплекс мер по минимизации возможных рисков, связанных с реформой системы высшего образования Российской Федерации, на внешнем гуманитарном контуре;

разработать «дорожную карту» укрепления потенциала ассоциаций выпускников российских (советских) вузов, включая содействие их горизонтальным связям с организациями российских соотечественников;

обеспечить дальнейшее развитие мер, направленных на продвижение российского образования в мире, включая определение востребованных специальностей в контексте набора и обучения иностранных студентов в России, расширение сети филиалов российских вузов за рубежом