Другие мероприятия

Выездное совещание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Актуальные вопросы поддержки и развития военно-исторических музеев в субъектах Российской Федерации»

РЕШЕНИЕ

выездного совещания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Актуальные вопросы поддержки и развития военно-исторических музеев в субъектах Российской Федерации»

 

15 декабря 2022 года

 

Участники выездного совещания Комитета, проведенного в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Музее Победы), обсудив актуальные вопросы поддержки и развития военно-исторических музеев в субъектах Российской Федерации, отмечают следующее.

Специализированные на военной истории музеи существуют в каждом регионе, в каждом городе, множестве школ и учебных организаций, на оборонных предприятиях.

Формирование патриотизма как основы духовно-нравственного развития граждан Российской Федерации невозможно вне изучения культурного наследия страны, воспитания у нынешнего поколения чувства гордости за свою причастность к подвигам и свершениям предков. Важной составной частью культурного наследия является военно-историческое наследие, в сохранении которого особая роль отводится историческим, военно-историческим музеям. Обращение к богатейшим собраниям музеев может стать основой для актуальной идеологической политики, исторического просвещения.

Помимо повседневных задач музеи занимаются патриотическим воспитанием молодежи, сохранением исторической памяти, координацией деятельности поисковых отрядов. Именно поэтому их деятельности уделяется достаточно серьезное внимание и оказывается поддержка со стороны государства. Одной из форм такой поддержки является оснащение муниципальных музеев новым техническим оборудованием. Это значимый проект, который проводится масштабно на федеральном уровне. Инициатива исходила от Президента России и была озвучена им в Послании Федеральному Собранию в 2021 году.

Уже с текущего 2022 года регионы России получают федеральные средства на развитие муниципальных музеев в рамках национального проекта «Культура». По итогам реализации программы в целом до конца 2024 года более 440 муниципальных музеев России получат современное техническое оборудование, в 100 музеях пройдет реконструкция и капитальный ремонт.

Учитывая, что отбор регионов на получение субсидий по данной программе планируется проводить ежегодно, руководителям регионов и ответственным за музейное дело необходимо приложить соответствующие усилия, чтобы в перечень нуждающихся в модернизации или техническом переоснащении вошли и военно-исторические музеи.

Другой проблемой является то, что большинство таких музеев имеют разную ведомственную подчиненность, отличаются формой собственности, ресурсным потенциалом. Ее решению могла бы способствовать разработка специальной программы по взаимодействию исторических и военно-исторических музеев по объединению усилий и использования их уникального культурно-образовательного потенциала.

В связи с этим важной представляется инициатива создания Ассоциации исторических и военно-исторических музеев России под эгидой Музея Победы, к участию в которой выразили готовность более 100 музеев из 50 субъектов Российской Федерации. Создание такого общественного объединения позволит выстраивать единую политику в области патриотического воспитания и исторического просвещения, обмениваться выставками, материалами, новыми методиками, проводить совместные мероприятия, оказывать поддержку региональным музеям.

Также синхронизации требует деятельность музеев и образовательных организаций. Посещение исторических мест нашей страны, мемориалов, музеев, рассказы о героических подвигах должны стать неотъемлемым элементом исторического образования и воспитания школьников. Ребят важно настроить, чтобы они всей душой, всем сердцем прочувствовали, в какой великой стране живут, как много сделали поколения предков для развития и защиты Отечества. В связи с этим важная роль отводится школьным музеям, где с детских лет закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей стране, народу и традициям. Именно поэтому важно обеспечить, в том числе государственную поддержку школьным музеям на системной основе. Кроме того необходимо активнее развивать школьный познавательный туризм (просветительские маршруты, «исторические тропы», «литературные тропы», проекты по реконструкции исторических событий и др.).

Кроме того, существует проблема сохранения музеев трудовой и боевой славы производственных предприятий страны. Учитывая, что многие предприятия перестают существовать и экспонаты из их музеев находятся в лучшем случае в советах ветеранов, ситуация требует принятия определенных решений. Назрела необходимость провести паспортизацию таких музеев с целью их сохранения или возможной передачи экспонатов в региональные военно-исторические музеи по примеру работы, проводимой Минпросвещения России в отношении школьных музеев.

С учётом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений, участники выездного совещания решили:

1. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о возможности разработки и финансирования исторических маршрутов для организации экскурсий для школьников по памятным историческим местам Российской Федерации в течение учебного года;

распространения действия «Пушкинской карты» на обучающихся начального общего образования (1–4 классы).

2. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

оказать поддержку в модернизации исторических, военно-исторических музеев в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях;

проработать вопрос о создании единого музейного пространства по военной истории;

разработать методические рекомендации по внедрению новых форматов экскурсионной работы исторических, военно-исторических музеев с учетом возрастных особенностей посетителей;

рассмотреть вопрос о возможности создания современного интерактивного военно-исторического музея «с нуля под ключ» (на примере Музея военной формы);

рассмотреть возможность использования «Пушкинской карты» в проектах региональных и местных музеев военно-исторической направленности;

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос:

— о формировании государственного (муниципального) заказа на организацию централизованного посещения групп школьников расположенных в субъектах Российской Федерации исторических, военно-исторических музеев;

— об обеспечении мультимедийным оборудованием школьных музеев;

— об организации стажировок музейных работников из регионов России в федеральных музеях;

совместно с Российским историческим обществом, Российским военно-историческим обществом проработать вопрос о создании единой информационной платформы военно-исторических музеев, включающую систематизированный банк исторически достоверной информации, объективно отражающей события прошлого, а также методологическую базу ее использования в музейно-выставочной деятельности, в том числе в интерактивных формата;

организовать проведение в субъектах Российской Федерации выездных выставок трофейных экспонатов, найденных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей;

провести анализ посещаемости школьниками из разных регионов России исторических и памятных мест страны.

3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить своевременное выполнение поручения Президента Российской Федерации о разработке согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края) в рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

оказывать поддержку школьным музеям, в том числе по их вовлечению в деятельность военно-исторических музеев на примере долгосрочной программы развития школьных музеев «Школьный музей Победы».

4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации разработать программы и специализированные курсы в целях повышения квалификации работников школьных музеев.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать и реализовать на базе исторических, военно-исторических музеев межрегиональные туристические историко-патриотические маршруты;

провести паспортизацию музеев трудовой и боевой славы производственных предприятий страны с целью их возможного сохранения или передачи экспонатов в региональные исторические, военно-исторические музеи;

предусмотреть возможность представления информации о вкладе своих субъектов Российской Федерации в дело Великой Победы на площадке Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Музея Победы);

своевременно подавать заявки для участия исторических, военно-исторических музеев в федеральном проекте по оснащению новым техническим оборудованием;

содействовать:

— созданию совместных проектов военно-исторических музеев и общеобразовательных организаций;

— реализации в регионах страны международного проекта «Территория Победы»;

— обновлению экспозиционного пространства региональным и муниципальным историческим и военно-историческим музеям, оснащению их современным выставочным и мультимедийным оборудованием;

— созданию и размещению на региональных площадках выставочных проектов, приуроченных к ключевым датам военной истории;

— разработке новых форматов представления экспозиций исторических, военно-исторических музеев с учетом особенностей посетителей;

изучить с целью возможного применения опыт информационного сервиса «Московёнок», включающего предоставление обучающимся бесплатного посещения музеев.

6. Центральному музею Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Музею Победы) с участием заинтересованных учреждений культуры проработать вопрос создания Ассоциации исторических и военно-исторических музеев.

7. Музеям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, рассмотреть возможность вступления в Ассоциацию военно-исторических музеев.