Другие мероприятия

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в Краснодарский край на тему «Проблемы развития системы образования и обеспечения квалифицированными кадрами в субъектах Российской Федерации с высоким приростом населения за счет внутренней миграции»

РЕШЕНИЕ

по итогам выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в Краснодарский край на тему «Проблемы развития системы образования и обеспечения квалифицированными кадрами в субъектах Российской Федерации с высоким приростом населения за счет внутренней миграции» совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера


25 октября 2022 года

 

Участники выездного совещания, посетив образовательные организации и производственные предприятия Краснодарского края, рассмотрев на примере региона и обсудив вопросы развития системы образования и обеспечения квалифицированными кадрами в условиях прироста населения за счет внутренней миграции, отмечают следующее.

Внутренние миграционные процессы в Российской Федерации играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Как подчеркнул Президент России В.В. Путин, «миграционная политика сейчас является одной из важнейших тем, как для экономики, так и для «социального самочувствия» россиян». И это касается, в том числе и вопросов внутренней миграции.

Основными причинами внутренней миграции, как правило, являются экономические факторы (уровень доходов и расходов), а также качество жизни, урбанизация. Вместе с тем есть субъекты со своей спецификой миграции. В частности, в качестве причин миграционного прироста г. Севастополя эксперты отмечают активное освоение региона, его оборонное значение и престиж.

Согласно данным Росстата, с 2000 по 2010 годы количество россиян, сменивших регион проживания, оставалось достаточно стабильным – около 2 млн. человек ежегодно. После 2010 года уровень внутренней миграции начал расти, достигнув максимума в 4,3 млн. человек в 2018 году. В 2021 году в пределах России мигрировало более 3,6 млн. человек или около 2,5% населения страны.

При этом если ранее максимальные темпы миграции среди всех возрастных групп приходились на лиц, получающих образование (то есть самым «мигрирующим» был возраст 16–20 лет), то в настоящее время самая многочисленная группа «внутренних мигрантов» – это лица 30–34 лет.

Среди регионов-лидеров миграционного процесса в 2021 году выделяются Московская область (62 710 человек); Ленинградская область (29 978 человек); Краснодарский край (23 021 человек); г. Москва (16 685 человек); Калининградская область (9 979 человек); г. Севастополь (8 748 человек); г. Санкт-Петербург (7 904 человек).

На протяжении последних десятилетий за счет внутренней миграции население России концентрируется в городах, где проживают свыше 250 тысяч человек (многие из них являются региональными столицами). Но еще интенсивнее по этой причине растут ближайшие пригороды крупных городов.

Таким образом, связанная с внутренней миграцией ситуация в значительной мере определяется диспропорциями в социально-экономическом развитии регионов.

На характере внутренней миграции в России также отразились ограничения, связанные с пандемией COVID-19. Граждане, лишившиеся работы из‑за «ковидных» ограничений, были вынуждены искать альтернативные варианты в более перспективных регионах с повышенной деловой активностью. А работники, получившие возможность работать в удаленном режиме, выбрали более комфортное для жизни место.

Миграция, в том числе и внутренняя, вызывает в российском обществе ряд противоречий. По оценкам граждан, имеют место положительные и отрицательные последствия внутренней миграции.

С одной стороны, мигранты выступают активными участниками рынка труда, занимают различные экономические ниши, которые являются малопривлекательными для местных жителей в силу невысокой оплаты труда. Как положительный момент, можно отметить возмещение трудовыми мигрантами потери населения трудоспособного возраста, когда в ряде регионов Российской Федерации ежегодно фиксируется уменьшение количества экономически активного населения.

С другой стороны, массовая миграция приводит к неблагоприятным социально-экономическим последствиям. Прибывающие мигранты создают давление на экономическую и социальную структуру российских регионов. Обостряется жилищная проблема, ситуация на рынке труда, эпидемиологическая и криминогенная обстановка, увеличивается нагрузка на социальную инфраструктуру, осложняется социально-психологическая атмосфера.

Что касается миграционной специфики Краснодарского края, участники выездного совещания отмечают следующее.

В настоящее время усилился тренд миграционного перемещения населения в южные регионы страны. Так, по данным опроса, проведенного HeadHunter (hh.ru) в марте 2022 года, Краснодарский край занял второе место среди регионов, в которые хотели бы переехать россияне, – о желании жить и работать на Кубани заявили 16% респондентов.

В последние десять лет (с 2010 по 2021 годы) именно за счет внутренней миграции в крае наблюдается значительный миграционный прирост. Так, в 2021 году он составил 23,5 тысяч человек, а за январь-июнь 2022 года – +12,5 тысяч человек. При этом внутрирегиональная миграция уменьшилась по сравнению с январем-июнем 2021 года на 13% или на 3,1 тысяч человек.

Значительную часть миграционного прироста составляют жители Сибирского федерального округа – 30,4% от общего числа переселившихся в край (6,5 тыс. человек); Дальневосточного – 22,2% (4,8 тыс. человек); Уральского – 18,8% (4,0 тыс. человек) и Приволжского – 15,7% (3,4 тыс. человек). Из субъектов Центрального округа миграционный прирост составил – 8,7% (1,9 тыс. человек), Северо-Западного – 5,6% (1,2 тыс. человек), Северо-Кавказского – 2,6% (0,6 тыс. человек).

Более половины прибывших в 2020 году в регион граждан находятся в трудоспособном возрасте (55,2% – 11,8 тыс. человек); треть прибывающих составляют пенсионеры (30,1% – 6,5 тыс. чел.); несовершеннолетние – около 14,7% – 3,2 тыс. чел.

На фоне увеличения численности населения в крае наблюдаются высокие темпы жилищного строительства. В связи с этим большую актуальность и значимость приобретает проблема возведения объектов социальной инфраструктуры, которая испытывает серьезную перегрузку (по информации краевой администрации, ежегодно на Кубани прибавляется 20 тысяч школьников).

Самую острую нехватку мест в образовательных организациях испытывает Краснодар. По словам главы города, чтобы разгрузить школы краевого центра и снизить их переполненность, необходимо ежегодно вводить не менее 6–7 новых образовательных учреждений.

Проблемы с дефицитом объектов социальной инфраструктуры обостряют такие проблемы, как переход на обучение в две-три смены; организация подвоза детей в школу, когда школьные автобусы работают практически в режиме городских маршруток; нехватка детских садов.

Сложившаяся ситуация обусловила необходимость изменения регионального законодательства, в которое в 2021 году внесены поправки, обязывающие застройщиков сопровождать строительство в регионе многоквартирных домов возведением школ, детских садов, медицинских учреждений, спортивных площадок, парковок и благоустройством общественных территорий. Таким образом, краевое законодательство о комплексном развитии территорий приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Существует и другая проблема. Градостроительная политика, осуществлявшаяся в приморских городах на протяжении последних 10–15 лет, привела к резкому увеличению численности населения и нанесению серьезного ущерба территории курортов как лечебно-оздоровительной местности. Например, численность жителей курорта Анапа выросла со 120 тыс. человек до почти 300 тыс. человек. Аналогичная тенденция наблюдается в городах Сочи, Туапсе, Геленджик и др.

Как следствие градостроительных перекосов, проявившихся в крупномасштабном строительстве жилых комплексов, на курортах ощущается острый дефицит социальных объектов (школ, детсадов, медучреждений, спорткомплексов и др.). Это, в частности, снижает привлекательность приморских городов для молодых специалистов, в которых остро нуждаются санатории, учреждения образования и здравоохранения.

Правовой статус курортов Краснодарского края закреплен в законодательстве много лет назад. В нынешних условиях назрела необходимость корректировки, приведения этих документов в соответствие с современными требованиями развития городского хозяйства.

Что касается влияния процессов внутренней миграции на региональный рынок труда, то Краснодарский край является перспективным и динамично развивающимся регионом. Его привлекательность для инвесторов и трудовых ресурсов определяется геополитическим положением и климатом. В связи с этим Кубань является одним из основных регионов, принимающих на работу граждан из других субъектов Российской Федерации. Наиболее крупные потоки мигрантов в Краснодарский край наблюдаются из городов Тюмень, Сургут и Екатеринбург.

Также на рынок труда края значительное влияние оказывает сезонный фактор: летом традиционно происходит большой набор работников для выполнения строительных, дорожных, сельскохозяйственных работ, увеличивается спрос в гостиничной и туристической сферах.

Ключевыми проблемами рынка труда являются высокий уровень неформальной занятости, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, несоответствие качества образования запросам работодателей.

В крае в большинстве профессиональных сфер имеет место дефицит кадров. Особенно остро нехватка работников наблюдается в таких областях, как: консультирование, страхование, рабочий персонал, строительство и недвижимость, домашний персонал, педагогическая деятельность, медицина и фармацевтика, информационные технологии.

Потребность в квалифицированных кадрах по Краснодарскому краю до 2029 года составляет 168,4 тысяч человек. По прогнозным оценкам, наибольшую потребность в квалифицированных кадрах будут испытывать организации сфер образования, здравоохранения и социальных услуг, обрабатывающих производств, агропромышленного комплекса, транспорта, торговли, санаторно-курортной и строительной отрасли, строительства и бюджетной сферы. Поскольку на таких специалистов в некоторых направлениях спрос будет превышать предложение, то у работодателей Кубани появляется возможность находить такие кадры за пределами региона.

В соответствии с законодательством о занятости населения к числу вспомогательных механизмов регулирования внутренней трудовой миграции относятся меры, направленные на содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов. В частности, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут разрабатывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

С 11 января 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», положения которого направлены на совершенствование разработки и реализации названных региональных программ, с учетом особенностей рынка труда субъекта Российской Федерации. Это призвано способствовать созданию условий для снижения диспропорции в размещении населения, а также привлечению востребованных квалифицированных кадров.

С учетом изложенного, важности и актуальности обсуждаемого вопроса, участники выездного совещания решили:

1. Одобрить опыт проводимой в Краснодарском крае работы по решению проблем в сфере образования и обеспечения квалифицированными кадрами в условиях прироста населения за счет внутренней миграции. Предложить субъектам Российской Федерации использовать этот опыт в своей деятельности.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1. Проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации:

— в части установления приоритета на строительство социальных объектов с указанием их перечня и с учетом числа жителей до начала массового строительства жилых домов на выделенных земельных массивах, особенно вокруг региональных центров и городов Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек;

— в части проектирования и строительства зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;

— в части закрепления механизмов выкупа муниципальными образованиями земельных участков, прилегающих к объектам образования;

— в части закрепления обязанности работодателей предоставлять сведения о прогнозной потребности в кадрах;

— в части создания правовых механизмов для получения общего образования в образовательных организациях высшего образования в целях увеличения доступности общего образования, развитию профильного обучения (профессиональной ориентации) обучающихся;

— в части закрепления возможности предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые работают по основному месту работы в муниципальных образовательных организациях;

— в части совершенствования правил приема в профессиональные образовательные организации, разработки механизмов стимулирования студентов пелагических направлений, приступивших к трудовой деятельности в образовательных организациях.

2.2. Рассмотреть вопросы:

о неотвратимости обязательств инвесторов по строительству объектов социальной инфраструктуры при реализации жилищных проектов (вне зависимости от участия застройщика в проектах комплексного развития территорий);

о совершенствовании федеральных нормативных правовых актов, предусматривающих специальные технические условия при проектировании зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в части возможности использования земельных участков со значительно меньшей площадью при размещении таких объектов в условиях застроенных территорий;

о внесении изменений в нормативные правовые акты в части нормативов расчета земельного участка на одного обучающегося при строительстве общеобразовательное организации, особенно в ситуации строительства пристроек к уже существующим зданиям;

о внесении изменений в нормативные правовые акты в части установления ограничений по пребыванию третьих лиц на территории пляжа, относящегося к организации отдыха детей и их оздоровления;

о разработке долгосрочной программы развития отдыха, оздоровления и воспитания детей в формате детского лагеря;

об активизации работы по подготовке специалистов по оказанию медицинской помощи обучающимся (школьных врачей) с учетом положений профессионального стандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях» (бакалавриат), утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 481н;

о возможности закрепления за частными профессиональными образовательными организациями обязанности по реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих;

о выработке механизма компенсации обучающимся на коммерческой основе в профессиональных образовательных организациях гражданам финансовых средств, затраченных на получение среднего общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования.

2.3. Разработать и принять комплексную программу развития профессиональных образовательных организаций, включая развитие инфраструктуры, строительства учебных зданий и общежитий, обновление материально-технической базы, увеличение объемов финансирования бюджетных мест с учетом заявок регионов на дефицитные специальности.

2.4. Разработать и принять «Положение о федеральном курортном регионе», предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1994 года № 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа».

2.5. Провести ревизию аналогичных нормативных правовых документов для всех приморских курортных территорий России на предмет их соответствия современному законодательству и требованиям экономики.

2.6. Изучить вопрос о возможности введения ежегодных квот для мигрантов, переезжающих на постоянное место жительства в курортные регионы.

2.7. Принять меры, направленные на ликвидацию дисбаланса в развитии территорий, предусматривая выравнивание обеспеченности населения региона объектами социальной инфраструктуры, в том числе объектами организаций образования.

2.8. Предусмотреть дополнительные меры по развитию городской инфраструктуры городов-курортов – капитальную реконструкцию и строительство новых объектов энергообеспечения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, инженерной подготовке территорий.

2.9. Обеспечить мероприятия по сохранению и восстановлению пляжей, включая проведение работ по отсыпке песчаного тела пляжей, проведение берегоукрепительных мероприятий.

3. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:

3.1. Проработать вопрос о наделении федеральных образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования педагогического профиля, функциями методических центров по оказанию профессиональным образовательным организациям педагогического профиля методического руководства, консультативной помощи по вопросам подготовки профессиональных педагогических кадров.

3.2. Разработать и принять меры по интеграции и внедрению программ подготовки кадров непосредственно в работу детских и оздоровительных лагерей (учреждений детского отдыха и оздоровления)

3.3. Рассмотреть возможность, в том числе в рамках национального проекта «Образование», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», выделения дополнительных бюджетных ассигнований на строительство здания общеобразовательной организации на 1 550 мест по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, д. 191.

4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации при определении контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в образовательных организациях высшего образования учитывать заявки органов государственной власти субъектов Российской Федерации на дефицитные для регионов специальности. Окончательное решение принимать после согласования с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и ректорами образовательных организаций высшего образования.

5. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации подготовить предложения по внесению дополнений в часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения возможности практической подготовки студентов с учетом потребностей субъектов Российской Федерации в необходимых кадрах.

6. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях совершенствования системы подготовки профессиональных кадров обеспечить проведение мониторинга федерального и регионального рынка технологий и труда для возможности прогнозирования ситуации, в которой предстоит в будущем работать специалистам, а также для оперативного реагирования на текущие и перспективные потребности.

7. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, следующих мероприятий:

проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Памятное место высадки морского десанта 4 февраля 1943 года на «Малой земле»;

строительство Дома культуры на 200 зрительных мест в пос. Супсех города-курорта Анапа Краснодарского края.

8. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

8.1. Включать в планы социально-экономического развития территорий на пять и десять лет расчеты кадровой потребности регионов с разбивкой по годам, специальностям, количеству вакансий.

8.2. Сформировать список дефицитных специальностей, необходимых в данном субъекте Российской Федерации. Сделать его доступным для жителей других регионов, особенно тех, из которых возможен массовый поток мигрантов.

8.3. Разработать систему льгот и преимуществ для внутренних мигрантов, обладающих дефицитными для данного региона профессиональными навыками, компетенциями.

8.4. Провести совместно с педагогическими вузами анализ потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом осуществляемых мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции, строительству зданий общеобразовательных организаций, а также с учетом процессов естественной миграции, старения и резерва кадров.

8.5. Организовать совместно с педагогическими вузами кампанию по информированию будущих абитуриентов и их родителей о возможностях и преимуществах целевого обучения.

8.6. Расширять практику использования механизма целевого обучения.

8.7. Активнее использовать возможности комплексного развития территорий, в том числе рациональное встраивание посредством данного механизма в развиваемые территории достаточного числа объектов образовательной инфраструктуры.

8.8. Провести по необходимости корректировку региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в том числе с учетом особенностей регионального рынка труда, в целях реализации Федерального закона от 14 июля 2022 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

9. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлять мониторинг исполнения настоящего решения.